16
17
ГРУЗОВИК ФОРДi f i*-i«SС ГАЗОГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКОЙ ПРОФ. НАУМОВАК ПРЕДСТОЯЩЕМУ ПРОБЕГУ АВТОМАШИН С ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫМИ УСТАНОВКАМИ Вопрос об автотракторном топливе становится первоочередным. Одним из серьезнейших способов разрешения топливного вопроса является газификация транспорта путем применения легкого газогенератора, позволяющего использовать в качестве топлива для автомобиля и трактора различного рода местные бросовые сорта твердого топлива, как-то: дрова, древесный уголь, торф, солома и т. д. Газификация автотракторного парка далеких окраин Советского союза в местах разработок открывает возможность бесперебойной его работы: она смягчит напряжение топливного баланса страны, значительно разгрузит железнодорожный транспорт от перевозок жидкого горючего, создаст одновременно и прямой экономический эффект. значительно удешевив стоимость эксплоатации парка. Возможности для этого у нас огромные. Достаточно отметить, что в общем энергетическом запасе нашей страны нефть занимает всего лишь 0,6 проц. Поэтому вполне правильно Автодор поставил вопрос об использовании твердого топлива для автомобиля. Проведенный им конкурс проектов газогенераторных установок и испытания гусеничных и колесных тракторов с этими установками сыграл большую роль в практическом разрешении этого вопроса. Тракторная секция Центрального совета Автодора взяла на себя инициативу создания газогенераторной установки Автодор-1 на тракторе Сталинец-60 и приняла активное участие в организованном Ленинградским областным советом Автодора пробеге газогенераторного грузовика Форд с установкой проф. Наумова по маршруту Ленинград—Тифлис. Как известно, этот пробег дал прекрасные результаты и доказал, что мы можем в короткое время освоить легкий газогенератор без иностранной помощи. Однако хозяйственные организации до сего времени не освоили огромного значения газогенератора. Силами одной общественной организации, как Автодор, конечно, разрешить все задачи газификации автотранспорта невозможно. Несмотря на бездействие хозяйетвеиникоз отдельные изобретатели и даже институты, вне плана и не имея средств, вели работы, правда, разрозненно и крайне кустарно, некоторые даже пробовали ставить газогенератор на мотоциклы или на небольшие мотолодки. Отдельные работники стремились создавать универсальные установки, работающие на топл-ивах самых разнородных качеств. К топливу16Общий вид газогенераторного автомобиля Форд 1,5 тс газогенератором проф. Наумова Шото МихайловскогоУстановка газогенератора проф. 'Наумова"7 на грузовике Фиат. Машина участвовала в пробеге Москва—Ленинград—Москва в 1928 г. Шото автора вообще подходили очень поверхностно, стремились газифицировать сырые дрова, сырой торф и т. д. Теперь каждому ясно, что заменить высококачественное жидкое горючее простым сырым поленом или рассыпной соломой нельзя, надо топливо подготовить, обуглить или спрессовать, создать брикет), измельчить и хорошо высушить. Конечно, работать над освоением для транспорта сырого топлива надо, и техника этот вопрос осилит, но на сегодняшний день мы должны к дровяному топливу предъявить требования такие же, как ик сортам тяжелого топлива (нефти, керосину и бензину). Проф. Наумов, старейший работник в области легких газогенераторов, начал свои работы в период, когда легким газогенератором у нас почти никто не занимался, когда за границей это дело только рождалось, когда слова «автомобиль на угле» казались дикими. Проф. Наумов не пошел по заманчивому пути дать автомобилю вместо бензина сырое полено, а стал ооваивать простое, но весьма легко газифицируемое топливо — древесный уголь. Совершенно не случайно проф. Наумов взял топливом для автомобиля древесный уголь, топливо, не имеющее смолы и прекрасно газифицируемое. Древесный уголь хорошо газифицируется и дает вполне устойчивый однородный газ для питания мотора. Он обладает очень ценным преимуществом, являясь продуктом су- хой перегонки древесины, и в больших количествах получается как побочный продукт для получения скипидара, дегтя, уксусной кислоты, древесного опирта и целого ряда других ценных продуктов сухой перегонки дерева. Уголь по сравнению с дровами обладает более высокими тепловыми свойствами. На работу мотора его расходуется в два раза меньше, чем дров. Конечно, и уголь имеет ряд недостатков, один из них — быстрое измельчание и превращение в пыль. Однако если мы рассмотрим газогенераторы ино'Странных фирм, то из общего их числа (21 конструкция) только четыре типа применяют дрова и один — карбонит, т. е. древесный уголь, в том или другом виде является основным топливом в 76 проц. существующих автомобильных газогенераторов. На автомобиле Форд, сделавшем пробег Ленинград —• Тифлис, установлена конструкция древесно-угольного газогенератора проф. Наумова V-5. Первую свою конструкцию V-1 Наумов дал в 1923 г. Его вторая конструкцияV-2 — монтировалась на автомобиле Фиат и участвовала в первом пробеге газогенераторных грузовиков в 1928 г. Ленинград — Москва — Ленинград. В течение 1928—1931 гг. проф. Наумов дал две новые конструкции V-3 и V-4 для трактора «Коммунар». Модель V-3, построенная на заводе ХТЗ, участвовала в сравнительных испытаниях тракторов, организованных Автодором в 1931—1932 гг. Перечисленные конструкции построены в единичных экземплярах, они работали исключительно на древесном угле, имея прямой процесс газификации. Целый ряд причин производственного и организационного порядка помешал генераторам показать как в пробеге Г928 г., так и на испытаниях А.втодора большие результаты. Однако конструкции создавали уверенность в благоприятном разрешении проблемы. Давая оценку генератора V-3, совет экспертов решил, что после введения ряда конструктивных и производственных улучшений установку можно экеплоатировать. Пробег Ленинград — Тифлис с достаточной \гбедительностью показал, что генератор проф. Наумова, приспособленный для автомобиля и конструктивно улучшенный, может уже сейчас зкюплоатироваться в крупном промышленном масштабе. На всем пути в2 938 км газогенератор ни разу не отказался работать, ни одного километра грузовик не сделал на жидком горючем. Бензин расходовался исключительно на предварительный запуск мотора и его потребовалось только 48,4 кг. Установка не вызывала каких-либо серьезных переделок в автомобиле, была только поднята степень ожатия мотора до 5,6 путем простружки головки блока. Работа проф. Наумова не заканчивается автомобильными и тракторными газогенераторами, работающими на древесном угле. В настоящее время построена и смонтирована установка V-6 на речном катере. Генератор V-6 имеет опрокинутый процесс газификации и работает на полуобугленной древесине, так называемом буром древесном угле. Первые пробы катера дали вполне удовлетворительные результаты. Этот катер в ближайшее время совершит опытный рейс Ленинград — Архангельск. На катере установлен мотор трактора ХТЗ. Помимо ценных технических результатов работы проф. Наумова имеют огромное значе-Установка газогенератора V-6 на речном катере Шото автора ние ис другой стороны. Пробег газогенераторного грузовика всколыхнул наших хозяйственников, еще раз доказав им, что мы можем к должны газифицировать наш транспорт. Пробег наглядно показал десяткам тысяч трудящихся. Союза, что автомобиль может работать на угле, который имеется в любом уголке нашей страны. Наконец, пробег показал; что автодоровская общественность не на словах. а на деле борется за бесперебойную и экономичную работу нашего колоссально растущего с каждым годом автотракторного парка. Но нашим автодоровцам успокаиваться не следует. Автодоровцы сделали бы большое дело, если бы организовали обор средств на постройку серий автодоровских газогенераторов, чтобы целиком газифицировать несколько машин о тракторных станций. Для углубления работ над созданием транспортных газогенераторов объединенное заседание президиумов тракторной и автомобильной секций Центоального совета Автодора в присутствии актива решило поставить перед правительственноими органами вопрос о -необходимости газификации части нашего автотракторного парка и обратиться в Главгаз и Газогенераторетрой об организации монтажностроительяой базы, в которой начать немедленную постройку серии установок типа V-5 и V-6. В целях выявления лучшего промышленного образца транспортного газогенератора решено организовать в начале 1934 г. испытательный пробег 15—20 автомашин с газогенераторными установками различных оистем, а также организовать пробег речных катеров с газогенер ато рньвми устан овками. Одновременно признано необходимым заняться разработкой газогенераторов для антрацита и каменного угля. В связи с развертыванием намеченных мероприятий и перспективами роста газификации необходимо заняться вопросом создания кадров транспортных газогенераторщиков.' Вокруг проблемы газификации транспорта должна развернуться большая работа автодоровских организаций и ячеек. Имея газогенераторы Автодор-1, Автодор-2; системы проф. Наумова, Декаленкова, ряд конструкций НАТИ, ЦНИМЭ и т. д., наконец, р яд установок, привезенных в Союз из-за границы, — можно организовать пробег 1934 г., который, несомненно, даст большие результаты.Инж. Д. Введенский.