Вертикальное магнетоЗа последнее время в области зажигания автомобильных моторов идет большая борьба между двумя основными типами: магнето и батарейным. Неомотря «а то, что магнето в своей работе имеет ряд преимуществ, мы все же видим, что целый ряд фирм ставит на своих мгчпинах батарейное зажигание. Причина этого заключается прежде всего в более дешевой стоимости батарейной системы, а также в его большой портативности и простоте конструкции. С другой стороны, за магнето остается очень важное преимущество — наибольшая надежность в работе и регулярность действия на больших скоростях движения. Указанные факторы заставляют конструкторов искать выход в выработке такого типа приборов зажигания, которые бы совмещали в себе надежность работы магнето с портативностью и легкостью бобины. Наиболее кардинальным решением этой проблемы является применение принципа магнето с приданием внешней формы близкой к бобине, что позволит устанавливать такой тип магнето на моторах, приспособленных к батарейному зажиганию. Конструктивное разрешение этой задачи состоит в создании магнето с чертикальным валом. По этому пути пошла фирма Сцинтилла, выпустившая свое магнето типа Вертекс. В магнето Вертекс бобина с обмотками, полюсные массы, конденсатор, основание прерывателя являются неподвижными. Магниты, как ив других моделях Сциятиллы, вращаются на валу, имеющем на противоположном конце приспособление автоматического опережения. Благодаря применению специальной кобальтовой стали Сцинтилла добилась значительного сокращения магнитов по размерам'и весу; так, вес магнита не превышает 350 г, что имеет весьма большое значение для ротора магнето, уменьшая инерции вращающихся масс. Несмотря на малый вес магнето остается достаточно мощным для того, чтобы обеспечить работу на малых оборотах, дающую достаточную искру при 30 об./мин., что соответствует 60 об./мин. вала двигателя. Система расположения полюсных масс в данном случае соответствует магнето для шести цилиндров. На чертеже представлены детали магнето. Шесть частей из мягкого железа расположены вертикально по направляющей цилиндра, они представляют собою сердечники полюсных масс, изолированных снаружи специальным материалом. Три из них сделаны в два раза длиннее других. Три коротких полюса находятся между длинными: снизу они все уравнены и лежат в одной горизонтальной плоскости, так что короткие по высоте доходят до половины длинных. Сердечник бобины сделан полым внутри для пропуска ведущей оси, которая заканчивается наверху и внизу двумя полюсными массами с тремя ответвлениями каждая. Эти ответвления устроены на них таким образом, что, когда бобина на месте, полюсный наконечник соединяется с длинными полюсными массами в их верхней части, при стремлении же полюсного наконечника вниз—он соединяется с короткими полюсными массами. Магнитный поток бобины замыкается следующим образом: в нижней плоскости полюсных масс поток поднимается по трем длинным полюсным массам, проходя на полюсный наконечник вверху бобины через сердечник, внутреннюю прулшну наконечника и возвращаясь в горизонтальную плоскость через короткие полюсные массы. Магнит для шестицилиндрового магнето состоит из шести звездообразно расположенных секций и имеет соответственно шесть полюсов.1. Вращающийся магнит, 2. Короткий полюс, 3. Длинный полюс, 4 и 5. Полюса бобины, 6. Сердечник бобины, 7. Первичная обмотка бобины, 8. Вторичная обмотка бобины, 9. Соединение высокого напряжения 10. Центральный контакт распределителя, 11. Основание распределителя. 12. Электрод головки распределителя, 13. Нижнее положение прерывателя, 14. Рычажок прерывателя, 15. Крепление контакта, 16. Валик, 17. Ось магнита, 18. Конденсатор, 19. Головка распределителя, 20. Ось ведущего кулачка с тормозом, 21 и 22. Центробежные массы для автоматическою опережения, 23. Кулачек автоматического опережения, 24. Тормозной диск, 25. Борн, 26. Прерыватель зажигания, 27. Сопротивление, 28. Борн высокого напряжения. 29. Стержни центробежных масс, 30. Полюсные пластинки якоря. Когда магнит вращается вокруг собственной оси, его полюса проходят последовательно около длинных и коротких полюсных масс; плат-