ЧТО НАДО УЧЕСТЬ И ИСПРАВИТЬВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ РАБОТИЗ ОПЫТА ДОРСТРОИТЕЛЬСТВА В ТАТАРИИОдним из важнейших моментов в дорожном строительстве с трудучастием населения является планирование. Совершенно недопустимо, что утверждение плана строительства дорог низовой сети затягивается часто чуть ли не до начала строительства. Это приводит к тому, что зимний сезон заготовок стройматериалов оказывается упущенным, а дорожное строительстводезорганизованным. Заготовка и вывозка материалов производится иногда в процессе самого строительства. Обязательным должно бьпь утверждение планов строительства дорог низовой сети в начале зимы. Еще зимой план строительства надо довести до сельсовета и колхоза, где он должен подвергнуться обсуждению, после чего план должен быть включен в производственный план колхоза, наряду с другими важнейшими работами. Постоянная дорожная бригада имеет ряд преимуществ Практика дорожного строительства с трудовым участием населения выдвигает на первый план вопрос о наилучшем использовании трудовых ресурсов, о повышении производительности труда участвующего в работах населения. В Татреспублике в 1933 г. удалось частично проводить дорожные работы, организуя трудучастие колхозного населения в форме постоянных дорожных бригад, выделенных самими колхозами и работавших непрерывно. Такая форма организации трудучастия колхозного населения имеет значительные преимущества перед бригадами с переменным составом. Постоянный состав бригад, приобретая навыки, значительно повышает производительность труда и качество работы. Практически установлено, что постоянные дорожные бригады при некотором навыке систематически перевыполняют задания. Кроме того существование постоянных бригад дает широкую возможность создать квалифицированные кадры дорожных работников. Сабинскому району Татреспублики удалось таким образом, имея 7 наемных мостовщиков, обучить 30 мостовщиков из колхозников. Такой же результат был получен при работе плотников, работавших на мостах. В то же время постоянные бригады требуют гораздо меньше технического надзора, что очень важно в виду недостатка техперсонала. Чрезвычайно важным преимуществом постоянных бригад является возможность добиваться лучших результатов в проведении социалистического соревнования и ударничества, чем при переменном составе бригады. Здесь попутно надо отметить, что дорожные организации не всегда правильно используют наличный техперсонал. Расстановка технических сил ведется в большинстве случаев без учета квалификации и индивидуальных способностей работника. Между тем необходимо учитывать, что в новых условиях работы техперсонал (от десятника до инженера) не может и не должен быть только техническим руководителем. Он должен сочетать свою работу по специальности с широкой массовой организационной работой вокруг дорожного строительства. Организовать на местах строительные дорожные дворы В строительстве дорог низовой сети исключительно важной является механизация работ. Все возрастающая из года в год потребность в дорожных машинах пока еще далеко не удовлетворяется нашими заводами. Однако надо считать обязательным, чтобы строительство грунтовых дорог было обеспечено достаточным количеством основных необходимых машин (грейдеры, утюги, канавокопатели, волокуши, катки). Этот недостаток в дорожных машинах может и должен быть устранен путем массового изготовления простейших деревянных снарядов на специальных строительных дворах. Организация специальных строительных дворов для изготовления дорожных снарядов чрезвычайно проста, не требует больших затрат и имеет то преимущество, что дает возможность при одном квалифицированном руководителе в весьма короткий срок и по крайне низким ценам изготовить значительное количество простейших снарядов. Хотя Главдортранс неоднократно давал на места указания об изготовлении деревянных снарядов, однако массового производства их на местах у нас еще нет. Между тем в настоящее время это единственный реальный путь для удовлетворения самых насущных потребностей строительства грунтовых и гравийных дорог. Приступая к подготовке строительства дорог в 1934 г., необходимо своевременно учесть эти недочеты и принять все меры к их устранению. Инж. В. Г. Шерешевский„Страдный путь" автомобиля по бездорожьюФото Богдана и Прехнер