СДЕЛАТЬ ДИСПЕТЧЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРОЙ,В АВТОТРАНСПОРТНОМ ХОЗЯЙСТВЕ К СОЗЫВУ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСПЕТЧИРОВАНИЮЭксплоатация автомашин до сих пор происходит самотеком, что является причиной простоев при приеме или сдаче грузов, пробегов без груза, отлучек шоферов с машинами—«на сторону», неполной загрузки тоннажа ив итоге—• систематического невыполнения траифииплапа. На железнодорожном транспорте эксплоатация подвижного состава мыслится на основе диспетчирования, т. е. системы, при которой сдно лицо на определенном участке руководит движением транспорта по заранее составленному плану, корректирует этот план в процессе выполнения, проверяет выполнение и ведет точный учет работы. Диспетчер—центральная фигура в регулировании железнодорожного транспорта, таковым он должен быть и на автотранспорте, куда система диспетчирования перенесена в конце 1931 г. Но в действительности на автотранспорте не сумели учесть роли диспетчера. В Киеве, который в истории развития автотранспорта считается пионером диспетчирования, не сумели уберечь и закрепить первые кадры диспетчеров. Одной из причин ухода диспетчеров явилось неправильное установление им зарплаты. Временные затруднения с горючим и посылку автомашин на весеннюю и уборочную кампании здесь связали с необходимостью перемещения людей, даже поговаривали, что диспетчерский аппарат... накладной расход. Так или иначе, в результате недооценки диспетчирования лучшие автотранспортники оставили эту работу и вернулись в кабинку автомашины. На место опытного диспетчера стали люди малоопытные, которые были неспособны поднять дело диспетчирования на должную высоту. Таким образом фактически диспетчирование было сорвано. Так было в Киеве. И это же наблюдается в ряде других городов Элементарные правила диспетчирования не соблюдаются. За записями в диспетчерских книгах не следят, по ним никаких мер не принимают, за срыв плана для каждой автомашины никто не отвечает, диспетчерские распоряжения игнорируются,—такова практика диспетчирования в настоящее время. Между тем диспетчерская система именно тем ценна, что она позволяет благодаря записям своевременно вскрыть недостатки в работе, видеть конкретных виновников всех неполадок и принять в отношении их необходимые меры. Диспетчерская книга поэтому должна быть оперативным документом в повседневной работе. Доступ к диспетчерской книге должен быть открыт и профорганизации. Реагирование на диспетчерские записи треугольника в целом будет содействовать повышению авторитета диспетчера и упрочению единоначалия. Технически подготовленный диспетчер, подкрепленный авторитетом треугольника,—это крупный фактор в борьбе за выполнение транфннплана. Вот почему ставя вопрос о диспетчнровании на автотранспорте, надо в первую очередь ставить вопрос о кадрах, их подготовке, их зарплате. Несомненно, очередной всесоюзный съезд по диспетчированию эти вопрОсы не обойдет. Одновременно должно быть проведено строгое разделение функций в секторе эксплоатации между его звеньями: частями, группами, отделами и т. п. Намеченная всесоюзной конференцией по диспетчироваиию (в 1932 г.) структура предусматривает в основном две части: грузовую, т. е. приемно-сдаточную, и диспетчерскую. Грузовая часть заключает договоры с клиентурой, ведает приемом заявок на перевозки, учитывает прибытие и отправление грузов, составляет общий план перевозок на сутки или смену. В этой структуре есть некоторый параллелизм в части договора с клиентурой. Так, например, при начальнике сектора эксплоатации, помимо начальника грузовой части, предусматривается еще должность коммерческого доверенного, что является излишним. Кроме того существующая структура совершенно упускает вопрос изучения грузопотоков, который передается особой комиссии. Фактически грузовая часть работает на основе самотека, а отсюда сплошь и рядом жалобы на местах па нехватку грузов и т. п. Диспетчерская часть,-согласно структуре, занимается разверсткой общего плана перевозок на смену (сутки) между всеми автомашинами, выпускаемыми в эксплоатацню, т.. е. доводит планзадание до каждого водителя. Это основная и самая ответственная работа в области планирования. В действительности же, получая планзадание на смену, шофер сплошь и рядом не знает, что от него требуется в отношении тоннокилометража. Поэтому, давая шоферу задание, надо точно указывать в маршруте тонно-километраж по каждой ездке отдельно и за смену в целом. Надо тут же указать и категорию груза, расценок за каждую операцию и за всю смену. Только тот план даст стимул к выполнению, который наряду с четким обозначением всех этапов работы одновременно показывает и оплату по его выполнению. План-задание должен быть четок и доступен пониманию шофера. Время на операции по приему и сдаче груза надо обозначать в минутах, например: на погрузку—20 мин., на пробег15 мин. и т. д. Особое значение в работе диспетчерской группы приобретает составление графика.' Здесь важна точность, полнота и своевременность учета работы автомашины. Диспетчерская часть должна проверять выполнение плана, корректировать его в процессе выполнения, наконец, вести учет. Это должно проводиться через дежурного диспетчера. Теперь, как никогда, уместно поставить вопрос о выезде диспетчера на линию для руководства и проверки работы на местах погрузки и разгрузки, для изучения условий работы. И, наконец, отдельно теперь же надо разрешить задачу о телефонной аппаратуре и связи вообше. Нужно попытаться осуществить принцип «красной» лампочки в отношении диспетчерского аппарата, а также пользование шофером телефоном-автоматом (на основе предварительной договоренности с телефонными станциями). Вот в сущности те основные моменты, к которым мы хотим привлечь внимание всесоюзной конференции по диспетчнровапшо, Вас. Малаков