12
13
14
Г. Д ЕИИНЗимний ремонт тракторовС Т АТЬЯ >я ' В настоящее время все мастерские совхозов и МТС нашею Союза заняты капитальным ремонтом тракторного парка. В этих мастерских работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно, улучшения качества ремонта и ускорения его,—редакция журнала ,3а рулем" помещает серию статей т. Демина„Зимний ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, с которыми рабочие более знакомы РЕДАКЦИЯ рении верхней рабочей части цилиндра и нижней (например, 4,015" — 4,000" = 0,015"). Выработка цилиндра определяется вследствие ряда повторных измерений в разных местах цилиндра. При этом из наибольшего размера цилиндра вычитается нормальный размер. Так, например, если при измерении цилиндра трактора «Фордзон» окажется, что максимальный размер равен 4,015", то выработка будет равна 4,015" — 4,000" = 0,015". Результаты всех этих измерений заносятся в таблицу, представленную ниже. Сюда же заносятся дефекты цилиндра (задиры, царапины и т. д.). № цилиндровПотеря окружностиПеред ремонтом цилиндры подвергаются промеру. Промер цилиндра с помощью микрометрического нутрометра (рис. ,^1) производится так. В нутрометр устанавливают два калиброванных стержня, сумма длины которых должна быть равна нормальному размеру проверяемого цилиндра.жpiji^1 Ш2&' llf'"' 'Рис. 1. Установка микрометрического нутрометра внутрь цилиндраКонусность 0,015"Выработка 0,015"ПримечаниеЦарапины вдоль цилиндраЧерез ручку Микрометрического нутрометра пропускается щуп с таким расчетом, чтобы пластинки щупа оказались около стержней. После того как это сделано, микрометрический нутрометр устанавливают в том или ином положении внутри цилиндра и производят замер зазора между калиброванными стержнями, вставленными в нутрометр. Необходимо указать, что пластинки щупа, вставляемые' в зазор между стержнями нутрометра, доллшы входить с некоторым натягом, но не чересчур туго. В обратном случае' результаты промера будут неточными. Необходимо указать, что промер цилиндров должен производиться по точно установленным правилам. Прежде всего промер цилиндров начинают с первого цилиндра по ходу трактора. При промере цилиндра устанавливают три основных момента его износа: потерю в окружности, конусность и выработку. Потеря в окружности определяется двумя измерениями вдоль и поперек цилиндра (по блоку). При этом сначала измеряют продольный износ цилиндра и потом поперечный. Получившиеся результаты измерения записывают в специальный бланк. Запись молсет быть двоякой: в первом случае записывают результаты поперечного измерения, а потом через знак минус результаты продольного измерения (например, 4,015"—2,011"); во втором случае записывают результат вычитания из первого числа второго (например, 0,004"). Закончив измерение с целью определения потери в окружности, производят измерение цилиндра для установления его конусности. Принято считать, что конусностью цилиндра называют результат вычитания наименьшего размера из большего, который получился при измере-1 цилиндр 0,004" и т. д.Измерение цилиндра с помощью индикатора «Старрет» представлено на рис. 2. Перед тем как приступить к измерениям, производят установку индикатора. Далее, сжав контрольный стержень индикатора, индикатор вводят внутрь цилиндра и производят измерения в указанной выше последовательности. Необходимо отмстить, что индикатор устанавливается на нормальный размер цилиндра и регулируется на нуль. Измерение цилиндра индикатором ведется следующим образом. Прежде всего индикатор поворачивают в верхней части цилиндра вокруг его оси. Этим определяются по отклонениям стрелки индикатора в ту или другую сторону максимальные и минимальные размеры цилиндра, т. е. устанавливается его овальность. Конусность цилиндра определяется передвижением индикатора от верхней до нижней части по рабочей части цилиндра.Рис. 2. Измерение цилиндра индикатором Рис. 3. Станок (X. Майерса) для расточки цилиндров Максимальные показания индикатора при замере дают возможность установить выработку. У тракторов СТЗ и ХТЗ в цилиндрах вставляются гильзы. При сильном износе гильз может быть произведена их смена. Смена гильз производится весьма просто. В цилиндр устанавливается специальный съемник, с помощью которого производится вытягивание гильз. На место вытянутой гильзы устанавливается новая, если, конечно, старая гильза не может быть отремонтирована. Установка новой гильзы прсизводится при определенной температуре. Обыкновенно, устанавливая гильзу, ее смазывают суриком. При установке цилиндровой гильзы под нее помещают резиновую прокладку. Эта прокладка служит предохранением от попадания воды из рубашки блока мотора в цилиндр и картер. Резиновая прокладка в форме кольца помещается в специальный кольцевый вырез в блоке. Благодаря тому что диаметр выреза несколько меньше диаметра кольца, последнее, будучи помещенным в вырез, образует складку. Если рабочий относится невнимательно пли он мало опытен, то, вставляя гильзу, может легко срезать складку, образованную кольцом. Результаты срезания складки сказываются отрицательно: вода из системы охлаждения попадает в цилиндр. Поэтому при установке кольца надо его смазать солидолом. Смазанное солидолом кольцо делается скользким и правильно располагается в вырезе. Во время вставки гильзы, перед тем как она дойдет до резинового кольца, надо его расправить и уже после того как кольцо расправлено,—гильзу подвинуть дальше, доотказа. Значительно сложнее чем смена гильзы расточка цилиндра, , . , .Для расточки цилиндров служит специальный станок: «Хенкли-Майерс»'—НМ-7А. Этот станок представлен на рис. 3, где цифры имеют следующие обозначения: 1—ящик для инструмента, 2—ручка, служащая для подъема шпинделя, 3—рычаг с вилкой для перевода ремня с холостого на рабочий шкив, 4—установочная планка, 5—конусная втулка, имеющая разрез и служащая для нахождения центра, 6—втулка резцовой головки, 7—микрометры для установки резцов, 8—резцовые головки различных размеров, 9—набор ключей резцовых головок, 10—место направляющегося стержня, 11—место установки резцовой головки, 12—шпиндель, 13—маховичок, 14—направляющая муфта, 15, 16, 17—бронзовые втулки, 18—ручка для включения подачи, 19—ручка для выключения подачи, 20—гайка для установки глубины рассечки, 21—направляющий стержень. Прежде всего блок мотора должен быть очищен от нагара, грязи и металлической пыли. Затем следует произвести промер цилиндров и установить тот диаметр для каждого цилиндра, на который должны они быть расточены. В соответствии с этими диаметрами производится установка резцов в резцовой головке. Расточку цилиндров начинают с первого цилиндра, а следовательно, и установку резцов в резцовой головке производят для этого цилиндра. Установка трех резцов, которыми снабжается резцовая головка, производится следующим образом. Каждый из резцов имеет по установочному винту. Для установки резца отвертывается установочный винт. Далее, с помощыю этого винта производят установку резца. Для проверки установки резца пользуются специальным микрометром.Рис. 4. Устанозиз блока мотора на станке вставляют установочные пробки (рис. 7). После того как это сделано, производят соединение шпинделя сверлильного станка со специальнымРис. 5. Плитка, подкладываемая под блок мотора Круглый стержень этого микрометра помещают внутрь резцовой головки. Шпиндель микрометра подводится к рел<ущей кромке резца. При этом необходимо помнить, что расстояние от центра круглого стержня микрометра равняется 1,5625 дюйма. Установленные резцы закрепляются специальными гайками в резцовой головке. После установки резцов и установки резцовой головки на шпиндель станка, на стол станка помещают предназначенный для расточки блок мотора. При этом через цилиндр, предназначенный для расточки, пропускается направляющий стержень, который имеет на себе разрезную центрирующую втулку. Произведя эту операцию, опускают резцовую головку до растачиваемого цилиндра и производят укрепление установочной полосы на блоке мотора. Рис. 8. Добавочный шпиндель шпинделем (рис. 8). Для этой цели пользуются муфтой, изображенной на рис. 9. Перед тем как произвести установку специального шпинделя, его соединяют с резцовой головкой.Рис. 9. Соединительная муфта Расточку цилиндра сначала ведут помощью резцовой головки, в которой укреплены обдирочные листы. Окончательная отделка цилиндра производится с помощью головки с укрепленными в ней чистовыми резцами. Расточка цилиндров у тракторов ЧТЗ может быть произведена лишь с помощью коупного прибора. Такой прибор изготовляется фирмой «Сторм» (рис. 10). Этот станок позволяет производить расточку цилиндров диаметром до 11 дюймов и имеет длину подачи 30 дюймов. Станок приводится в движение электромотором. Шпиндель прибора делает 1500 оборотов в минуту. Перед расточкой цилиндр укре-Рис. 6. Накладка к После закрепления блока можно приступить расточке цилиндра. Расточка цилиндра производится автоматически или может быть произведена вручную. Автоматическая расточка производится путем установки специальной гайки в соответствующее положение. Установка блока мотора на станке «ХенклиМайерс» представлена на рис. 4. Расточка цилиндров может быть также произведена на описанном ранее сверлильном станке. Для производства расточки цилиндров па этом станке пользуются специальным приспособлением.Рис. 7. Установочные пробки Перед производством расточки необходимо соответствующим образом подготовить станок. Для этого нужно прежде всего сдвинуть вбок по колонне станка круглый стол. На нижнюю плиту следует установить специальную подставку. Подставка должна быть высотою, примерно, равна 3Д высоты блока мотора со снятой крышкой и картером. На подставку помещается блок мотора, при этом под него подкладывают плиту, изображенную на рис. 5, и устанавливают на балке специальную накладку (рис. 6). Для установки накладки на блоке в два цилиндра блока Рис. 10. Станок (Сторм) для расточки цилиндров пляется на подвижных параллелях стола с помощью прижимного винта. В общем расточка производится так же, как это описано в отношении прибора «Хепкли-Майерс». Г. Демин (Продолжение следует)