С.С.ПЕРЕПЕЛКИНДИЗЕЛЬМОТОРНЫЙ ПРОБЕГМОСКВАТИФЛИС- МОСКВА3 сентября 1930 г. Центральный совет Автодора совместно с узкой группой актива впервые обсуждал вопрос о дизелификации нашего автотранспорта. Говорили о необходимости 'Ознакомиться с заграничной литературой, собрать предварительные сведения, характеризующие положение с дизелями. К делу подходили q некоторой робостью, обычной при вступлении в неведомую область. Как и всегда в таких случаях, нашлись, конечно, маловеры и скептики, которые всячески «предупреждали», «предостерегали», рекомендовали выждать, не торопиться и т. д. Однако собралась малочисленная группа энтузиастов, которая принялась за дело с большой энергией и решительностью. И вот теперь, спустя ровно четыре года, 3 сентября 1934 г., Центральный совет"Автодора имел возможность на широком! пленарном заседании заслушать доклад об итогах пробега Москва—Тифлис—Москва как составной части международного конкурса дизельмоторов. В законченном только что пробеге наши собственные конструкции быстроходных дизельмоторов неплохо соревновались с лучшими конструкциями международного дизелестроения, выполненными по последнему сло-ву заграничной техники. Какие задачи ставит перед собой конкурс? Задачей международного дизельного конкурса является, путем соревнования отдельных фирм выявить современные достижения заграничной техники быстроходного дизелестроения. Основным условием конкурса была установка дизелей на грузовые автомобили советского производства для испытания их в климатических и эксплоатационных условиях СССР. В конкурсе принимали участие 40 автомобильных дизелей, 15 заграничных фирм 8-ми стран, в том числе ССОР' с 2 дизелями советской конструкции и производства. Дизели были установлены на шасси грузовых автомобилей завода им. Сталина—13 шт., Яро-цш •Г•*":.. •.••:. . . . • •• ••; • ; . •: . ::. • • • v • S & .Командор пробега С. С. Перепелкин славского завода—26 шт. и Горьковского завода—1 шт. Конкурсные испытания разделяются на лабораторные и пробеговые. Маршрут пробеговых испытаний Москва—Тифлис—Москва выбран из того расчета, чтобы провести испытания в различных дорожных и климатических условиях. Из них участок Москва—Харьков—шоссейная дорога, Харьков—Пятигорск—грунтовая, Пятигорск ;— Орджоникидзе—горно-грунтовая и Орджоникидзе—Тифлис—горно-шоссейная. Все машины были разделены на 4 колонны: 1-я состояла из дизелей, установленных на шасси ЗИС и ГАЗ, 2-я, 3-я и 4-я—на шасси Я-ГАЗ. Старт пробегу был дан из Москвы 24 июляШ$&01if fft?®Pfшшшшшвш0,-•V Vjfi„ •• ™Ч;^:*:' 'Ы&Ш&£&£&ЯЧ»Остановка колонны в пути Фото Довгялло Прибытие машин в ТихорецкФото Довгялло1934 г., в 11 час. утра, финиш—25 августа 1934 г. в Москве, в 15 часов. Общее расстояние пробега—5165 км пройдено в среднем всеми колоннами в 170 часов фактического движения машин. По плану продолжительность пробега намечалась 42 дня, фактическое время пробега32 дня. Нам удалось собрать в течение пробега достаточно полный материал, который необходим для оценки машин. На основе этих материалов комитет пробега и жюри будут теперь иметь возможность определить достоинства и недостатки того или иного агрегата. Не так давно вопрос о нормальной эксплоатации дизеля был еще предметом! дискуссии. Сейчас собранные нами материалы показали, что мы можем со всей уверенностью ставить производство дизелей для нормальной эксплоатации. Материалы пробега на практике подтвердили все преимущества, которыми обладает дизель по сравнению с бензиновой машиной. Организация пробега представляла значительные трудности. Вместе с машиной необходимо было особо тщательно обеспечить пробег запасными частями. Это осложнялось тем, что в пробеге принимали участие моторы самых разнообразных систем. Поэтому надо было иметь с собой запасные части для каждой системы. Пробег обслуживался советскими водителями, механиками, контролерами, инженерно-техническим персоналом. Присутствовали представители иностранных фирм в количестве 15 чел. Людской состав пробега комплектовался по следующему принципу. В пробеге приняли участие представители всех тех предприятий и учреждений, машины которых испытывались. Кроме того в состав участников пробега были включены представители организаций и предприятий, непосредственно заинтересованных в конструировании и освоении дизеля. Сюда вошло много товарищей с завода им. С талина , с Ярославского автозавода, из Центрального автоэксплоатационного института, Цудортранса, а также из Научного автотракторного института, который занимается проектированием и лабораторными испытаниями агрегатов дизелей. Принявшие участие в пробеге представители Ре-. зинотреста вели специальную экспериментальную работу по эксплоатации шин. Вообще надо отметить, что наблюдения и экспериментирование в условиях нашего пробега имели исключительное научное значение, так как пробег дизельных грузовых машин на такое дальнее расстояние был организован впервые не только в СССР, но и во всем мире.Естественно, что комплектование такого большого состава участников представляло существенные трудности. Необходимо было подобрать людей с должным культурным уровнем и разместить их так, чтобы каждый из участников соответствовал своему назначению. С этой задачей мы справились успешно. Наши экспериментальные группы сумели наладить дружную работу. Результаты, добытые одним, дополняли результаты другого. Широко практиковались социалистические формы труда. Как водители, так и инженерно-технический персонал соревновались друг с другом на лучшие показатели работы. Весь пробег в целом возглавлялся командором и его тремя заместителями: по политической части, технической и административной. Каждая колонна имела на протяжении всего пробега свой собственный печатный орган, который ежедневно освещал жизнь всей колонны, выявлял недостатки на отдельных участках. Наши походные газеты сумели завоевать среди участников пробега высокий авторитет и своим воздействием на кадры водителей и инженернотехнических сил помогали поддерживать строгий порядок и нормальную трудовую дисциплину. Вообще надо сказать, что коллектив пробега отличался исключительной спайкой, сознательной дисциплиной, обеспечившей дружную плодотворную работу. Все эти условия позволили нам закончить пробег и выполнить полностью всю программу намеченных испытаний и мероприятий на десять дней раньше установленного срока. , Успехами нашего пробега мы в немалой степени обязаны автодоровским организациям на местах. Надо признать, что мы были приятно удивлены той исключительной организованностью и подготовленностью автодоровских организаций, которые мы обнаруживали на каждом этапе нашего пробега. Правда, почти все организации по пути нашего следования были предварительно предупреждены специально посланными рекогносцировочными отрядами о тех серьезных задачах, которые стоят перед ними в связи с дизельным пробегом. К чести автодоровских и дорожных организаций надо сказать, что они сумели своевременно мобилизоваться на помощь пробегу. Эту помощь мы чувствовали на каждом этапе, в каждом отдельном пункте остановки. Распыленные по отдельным колхозам и совхозам сотни тысяч членов автодоровских организаций сумели проявить огромную инициативу и буквально из ничего создавать для обслуживания пробега общежития, койки, постельные принадлежности и т. п. Мы имели возможность видеть на местах образцы очень хорошей работы автодоровских организаций. Особенно должны быть отмечены Артемовская, Ростовская, Азово-Черноморская и Закавказская организации Автодора. Характерной особенностью совхозных и колхозных организаций является исключительный интерес к проблемам технического порядка. Это лишний раз подтверждает правильность генеральной линии нашей партии и указания нашего вождя т. Сталина в области освоения техники. Мы имели возможность много раз наблюдать отрадные факты, когда при приезде в тот или иной совхоз или колхоз обнаруживалась высокая техническая грамотность населения. Молодежь, начиная с пионерского возраста, чрезвычайно интересуется машинами и задает очень грамотные вопросы. Рядовые колхозники-комсо- Технический финиш пробега на 11 км Серпуховского шоссеФото Леонова1Кмольцы и беспартийная молодежь спрашивали нас, какое мы сжигаем топливо, лучше ли.оно керосина, будет ли дизель поставлен на трактор, лучше ли наша машина заграничной. И всякий раз, когда мы отвечали, что по ряду показателей наша машина не хуже иностранной, мы видели, что спрашивавшие испытывали глубокое удовлетворение. Оценка двигателей, согласно техническим условиям, утвержденным Комитетом пробега, производилась по следующим показателям: 1) прочность и надежность дизеля; 2) экономичность: по расходу топлива и смазки; 3) динамические качества; 4) пусковые качества.я я3Правда эти данные предварительные, в них еще могут быть внесены некоторые незначительные изменения. ^-Дизели на шасси трехтонного грузового автомобиля ЗИС расходовали от 16 до 22 кг тяжелого топлива на 100 км, в то время как та же машина с бензиновым мотором • расходовала 3538 кг бензина на 100 км. Грузовые пятитонные автомобили Я-ГАЗ с дизелем расходовали 24—30 кг тяжелого топлива на 100 км ас 'бензиновым мотором 44 кг, следовательно, при переходе от бензиновых моторов к дизелям получается экономия топлива по весу 40—50 проц. Подсчеты по расходу масла еще не закончены, 3 ееS,OIэя яМарка двигателя% % 1 234567 11 12 18 14 15 16 17 21 22 23 24 26 27 Перкинс Торникрофт Кросслей . Кросслей Бюссинг . Бюссинг . MAN . . MAN . . Заурер . Заурер . Ланг . . Ланг . . Ганц . . Ганц . . Бирдмор . Коджу . Коджу Ман . . . . Кросслей . КросслейКолич. очковМарка двигателяй % 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 42 43 44 45 46 47 48 Торникрофт . . . . . Бюссинг . . Бюссинг . . Заурер . . Заурер Грефт-Штифт Ррефт Штифт MAN . . . . Дейтц . МВМ . Ланг . Ланг . Фиат . Фиат . Ганц Ганц . Лиллуаз Лиллуаз Рено . Рено . . •Колич. очков30 28 88 не имеет . . • . 5 не имеет 8 . . . 15 533 ! 5 29 30 10 29 25 не имеет 123 не имеет25 106 18 не имеет 10 27 44 10 25 3 34 40 3 19 73 3. не име'ет не имеет 80 46Прочность, надежность и выносливость дизеля определялась контролем всех неисправностей И поломок, которые оценивались штрафными очками по шкале пенализации технических условий, утвержденных Комитетом пробега. По первым данным число штрафных очков по дизелям, участвовавшим в пробеге, составляет (см. таблицу).но по предварительным данным известно, что дизеля MAN, Ланг и Лиллуаз заняли первое место, а дизели Коджу, Бюссинг и Бирдморпоследнее. Замер расхода топлива осуществлялся путей доливки бака иа этапах до определенного заранее установленного уровня Под наблюдением специального контролера. короткий срок определить основные недостатки и найти слабые места испытуемых машин. Шасси пятитонного грузового автомобиля Я-ГАЗ за время пробега не имели существенных поломок. На 28 машинах, участвовавших В' пробеге, Шоломаны 4 рессоры, сменено 7 радиатороз, погнуто 7 передних осей. Оси прогнуты исключительно на машинах с особо тяжелыми двигателями, как, например, на машине № 37 с дизелем МВМ весом. 920 кг и на машине № 42 с- дизелем Фиат весом 767 кг и др. Из 7 сменных радиаторов 6 радиаторов на машинах с дизелями Рено дали течь из-за большой вибрации от моторной группы. В пробеге впервые на таких расстояниях участвовала восьмитонная трехосная машина Ярославского завода ЯГ-10, показавшая высокие качества шасси советского производства. Шасси трехтонных автомобилей ЗИС показали себя в пробеге как лучшие современные машины этого типа. За все время пробега особых осложнений, связанных с работой электрооборудования,, на автомобилях не было. • Нам предстоит еще в дальнейшем ряд дополнительных местных , экспериментальных пробегов и испытаний в лабораторных условиях. Мы должны проверить наши дизели как в нормальных климатических условиях, так ив условиях холодного северного климата. Только тогда мы сможем сказать, что нами закончен весь цикл экспериментальных работ.Финиш дизельмоторного площадиавтопробегана КраснойФото ЛеоноваВ качестве топлива был взят газойль советского производства следующего состава: выкипаемость до 300°—60 проц., конец разгонки при 360°—90 проц., вязкость 1,55° Э, при 20" С и 1,2° Э при 50° С, температура застывания50° С, что позволяет применять его при низких окружающих температурах. Это топливо вполне удовлетворяет быстроходные дизели и свободно проходит по трубопроводам высокого и низкого давления. Для пробега по предложению топливного сектора НАТИ было изготовлено специальное масло, представляющее смесь брейстока с машинным маслом. Смесь имеет следующие показатели: вязкость —14,5° Э при 50° С и 2,4° Э при 100° С, температура вспышки 211° С, застывание при 14» С. В процессе работы были взяты пробы отработанного масла, анализ которого будет произведен в дальнейшем в Москве. Динамические качества автомобилей' с дизельмоторами оцениваются средней и максимальной скоростями движения автомобиля в груженом состоянии и ускорениями. Перед пробегом все машины подвергались лабораторно-дорожным испытаниям, на основе которых были назначены средние технические скорости движения для машины Я-ГАЗ 25 км/час, для машины ЗИС—30 км/час. В начале пробега от Москвы были заданы нормальные скорости—25 и 30 км/час. На обратном пути от Тифлиса скорости на отдельных участках были повышены до 32 км/час для машин Я-ГАЗ и до 37 км/час—для машин ЗИС. Это повышение скорости увеличило напряжение в дизеле и) шасси и позволило в болееНа этапе в ТулеФото ДовгяллоОсновные выводы, которые позволяет сделать опыт проведенного пробега, сводятся к следующему. Поставленный в эксплоатационные условия дизель обнаружил большую прочность и исключительную выносливость. Применение дизеля дает значительную экономию горючих и смазочных материалов. Все это обязывает нас приняться за скорейшее внедрение дизеля в практику нашего автотранспорта. Пора прекратить дискуссию по этому вопросу и всякие разговоры о том, стоит ли заниматься дизелем или не стоит. Этот вопрос на основе .полученных нами в пробеге данных разрешается в положительном смысле. С С. Перепелкин