Рис. 3. Схема циркуляции горючей смеси между клапанной трубой Мак-Ларена и гильзами цилиндра Клапанная труба вращается в гладких бронзовых подшипниках, приплавленных . к. ней в форме фланцев в местах главного ее соприкосновения с блоком и крышкой цилиндров Ои Д. -По всей же остальной, длине клапанная труба имеет лишь ничтожное соприкосновение с блоком и крышкой цилиндров. Величина этого соприкосновения зависит от силы вибрации трубы... Некоторая вибрация здесь неизбежна. В холодном состоянии зазор между клапанной трубой, блоком и крышкой цилиндра составляет 0,28 мм. Смазка к подшипникам клапанной трубы доставляется через специальные зазоры между гильзами и цилиндрами. Потери мощности двигателяРис. 4. Схема впуска и выпуска горючей смеси в двигателе Пежо с клапанами Мал-Ларена от трения в клапанной трубе весьма незначи^ тельиы. Для испытания вращающегося клапана конструктором был взят двух с половиной-тонный грузовик' Пежо. Клапанная система его двигателя была-' переделана по образцу Мак-Ларена. Продолжительные испытания, дали очень хорошие результаты. Расход топлива не превышал одного литра на .6 км пробега автомобиля. Описанная конструкция Мак-Ларена заслуживает серьезного внимания. Инженер-механик А. КоростелинФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И РЕАЛЬНЫЕ ДОРОГИСреди других районов Западносибирского края Маслянинский район по своему экономическому весу занимает не последнее место. Особенностью его является то, что помимо зерна он вывозит еще лен. На территории этого района расположен мощный Маслянинский льносовхоз, который считается одним из крупнейших предприятий в системе Наркомзема. Совхоз этот дает ежегодно несколько тысяч тонн льна. Район расположен на расстоянии 65 км от ближайшей ж.-д. станции. Связь со станцией осуществляется исключительно автотранспортом. Ряд совхозов и колхозов возит по этой дороге на станцию свою продукцию, а оттуда горючее. Между станцией и районом по дороге тянется беспрерывная вереница машин, курсирующих взад и вперед. При такой интенсивности движения -дороги, казалось, должны были бы поддерживаться в образцовом порядке. Между тем дирекции заинтересованных предприятий не обращают на это дело никакого внимания. После дождя дорога становится совершенно непроезжей и связь между районом и станцией прекращается. Нынешнее лето было очень дождливым, и из-за этого многие совхозы и МТС подолгу просиживали без горючего, так как доставка его по размытой дождем дороге была невозможна. Маслянинский дорожный отдел занялся дорожными работами еще в 1932 п. Но до сих пор эти работы не дали никаких ощутительных результатов. Вместо того, чтобы подойти к делу реально и сделать для исправления дорог все, что по силам, дорожный отдел занялся фантастическими проектами, в которых предусматривалось срыть целый ряд гор и холмов, а низины засыпать землей, устроив насыпь чудовищных размеров. Одно время было даже приступлено к осуществлению этих нелепых проектов. -Было затрачено много средств, но в конце концов работа была признана нецелесообразной, и ее прекратили вовсе. Сейчас дорожный отдел стал на более правильный путь, работы по постройке шоссе ведутся, но чрезвычайно медленно. При таких темпах район вряд ли получит хорошее шоссе раньше 1937 г. Все земляные работы (рытье канав, очистка грунта) производятся ручным способом, тогда как в Маслянинской МТС имеются три трактора ЧТЗ, применение которых дало бы гораздо лучший эффект и значительно ускорило бы работу. Но тракторы простаивают без дела, а на постройке работают самым примитивным способом. Дорожный тэтдел не сумел привлечь для трудового участия и население района. Крупную ошибку допустил доротдел, открыв движение по отдельным участкам шоссе в то время, когда работы еще не были закончены. Дорога была покрыта щебнем, но еще не ука,тана. Преждевременно открытое движение привело дорогу вновь в состояние полной непригодности. Эта ошибка дорогдела стоила государству больших денег, и затормозила ход работ. Автодоровские организации никакого участия в работах не принимают и вообще ничем не обнаруживают своего существования. ф. Жарков Маслянинский льносовхоз, Западно-Сибирский край.