ОБЖИГ ГЛИНЫДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ГРУНТОВЫХ ДОРОГУ нас в Союзе имеется^ много районов, где для улучшения глинистых дорог трудно найти подходящие местные дорожностроительные материалы (песок, гравий и т. п.). Для таких районов дорожная техника должна дать другие способы воздействия на грунты, которые изменили бы плохие в дорожно.м отношении свойства глины (липкость, способность набухать, намокать и т. п.) и делали бы ее достаточно прочной для' проезда по ней. Произведенные в этой области исследования показали, что путемобжиге глинистых грунтов можно получить вполнеплотнуюи мало боящуюся воды дорожную кору. * Под действием высокой температуры мелкие частицы глинистого грунта начинают спекаться в отдельные более крупные комочки. Образование комочков практически соответственно уменьшает в грунте содержание глины. Изменение состава грунта при обжиге, однако, не должно доходить до полного уничтожения в нем глинистых частиц. Это обозначало бы тогда полную потерю связности и появление нежелательной сыпучести грунта (свойства песка). Необходимо, чтобы в обработанном грунте было сохранено в необожженном виде некоторое (примерно 7—15 проц.) количество глины, достаточное для обеспечения связности грунта. Надо, однако, сказать, что" не все глинистые грунты одинаково хорошо поддаются обжигу. Проверенные на практике исследования показывают, что наилучшие результаты получаются при обжиге грунта, содержащего не больше 30 проц. глины. Грунты с большим содержанием глины трудно поддаются обжигу и дают менее устойчивую дорожную кору. Причиной этому следует считать трудность современными способами (пока полевыми) получать сплошное прогревание и спекание всей массы глинистых частиц. Дальнейшие исследования в этой области должны расширить пределы применения обжига грунта и дать возможность достаточно хорошо производить обжиг и более жирных глинистых грунтов. А ПОПЕРЕЧНЫЙ PA 2РЕЗ Производство работ по обжигу Чтобы достигнуть удовлетворительных результатов нужно подвергнуть грунт действию обжига при температуре в 800—850° по Цельсию. Этим требованием и определяется само производство работ по обжигу. Различают два с.юсоба ведения работ по обжигу глины: 1) обжиг в напольных печах и 2) обжиг непосредственно на полотне дороги в поперечных ровиках. Обжиг грунта в напольных печах После предварительной вспашки на глубину 15—20 см по ширине улучшаемой части полотна дороги, из ящика вынимают глину, по возможности большими комьями (не менее 15 XX 15 X 15 см. Из наиболее крупных комьев на обрезе строящейся дороги или же прямо ^в ящике выкладываются рядами, на расстоянии 0,40—0,5 м, столбики высотой до 0,5 м, шириной 0,40—0,5 ми длиной до 1,5 м (рис. 1). Ряды столбиков служат стенками печи. Чтобы стенки из наложенных комьев не разваливались, весьма желательно по обеим сторонам столбиков забить по два колышка, связав их сверху жердями. Такая конструкция заключает стенки как бы в две рамы. На связывающие жерди кладут отрезки газовых труб, куски железа и т. п., поверх такого перекрытия сперва укладывают с прозорами крупные куски глины, а затем более мелкие. Во избежание потери тепла, напольные печи устраиваются в несколько топок и, кроме того. сверху ис боков желательно произвести обмазку прозоров (швов) сырой глиной. Дрова закладываются с обеих сторон топок, сначала в небольшом количестве. Первые 3—4 часа в топках поддерживается небольшой огонь, чтобы не растрескивалась глина и не разрушались печи. За этот промежуток времени из глины удаляется влага. После этого' топка наполняется дрова-ми, оба отверстия закладываются свежими кусками глины и начинается настоящий обжиг, длящийся 10—12 часов. В этот период из глины удаляется большал часть химически связанной с ней воды, некоторые куски спекаются, другие обжигаются. На обжиг 1 куб. м глинистого материала при хорошо устроенной печи расходуется 0,25—0,3 куб. м сухих дров. После обжига печь разбирается, обожженная глина разбивается на более мелкие куски (5—10 см) и рассыпается по полотну. Если грунт брался с полбтна путем копки ящика, то россыпь производится в выкопанный ящик. Если же он брался на стороне, топоверх полотна. Перед рассыпкой обожженного грунта следует уложить лапник, вереск или песок (если есть), чтобы избежать последующего вдавливания в необожженную глину полотна. Слой улучшенного обжигом грунта должен быть 15—20 см в уплотненном виде, следовательно в рыхлом виде его придется насыпать на толщину в 1,3—1,5 раз большую.S ВИД В РАЗРЕЗЕ СВЕРХУ6 Рис. 1. Напольная печь для обжига глнвы \ ЧАМЬИАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ДОРОГИ Г.ЛИНА ХВОРОСГ ДРОВАВСПА ХАННЫХГРШ Рис. 2. Прошодство работ по обжигу глины на полотне в поперечных ровиках. Блд в разразе вдоль дорогиВыравненный слой обожженного грунта желательно укатать катком весом до б т. При укатке каток осаживает на дно крупные куски глины, а меньшие разламывает, заклинивает и заглаживает неровности общей поверхности дороги. Едай обожженный грунт укладывается в ящик, необходимо озаботиться выводом из не' го воды. Это достигается устройством в обочи• нах дренажных воронок, шириной 25 см, расположенных через 5—6 м одна от другой. Обожженная глина теряет вредные в дорожном отношении свойства — липкость, размокаемосгь и! т. п. Для провоза грузов в среднем 100—200 тв iciy'TKH, такая дорога становится проезжей во всякое время года. При производстве работ в напольных печах, имея готовое земляное полотно и заготовленные дрова, 4 рабочих за 8 часов могут обжечь грунт и уложить его на полотно (без укатки) длиной 6 пог. м, при ширине дороги в 4,5 м. Обжиг грунта на полотне дороги в поперечных ровиках Для этого способа работы дорожное полотно на всю подлежащую обжигу ширину заранее вспахивается па глубину 0,2 м. Вслед за этим вспаханное дорожное полотно перекапывается поперечными ровиками на расстоянии 1—1,2 м друг от друга, глубиной 0,3 м так, чтобы дно их входило в неразрыхленный грунт. Вынутый грунт складывается в виде валика макду ровиками (рис. 2). В ровики, на края твердой части стенок, укладывается сплошной ряд дров или крупного хвороста, который образует как бы потолок поддувала. На этот потолок затем кладут слой комьев, глинистого грунта, вынутого из ровиков, покрывают их новым слоем более мелкого топлива, потом снова кладут грунт, таким образом полностью заполняя ровик слоями грунта и топлива. Верхний слой над ровиками должен быть засыпан самыми мелкими комьями глины." По окончании этой работы поверхность засыпки слегка утрамбовывается, а дрова зажигаются. . .-.Во время сгорания топлива должно быть налажено непрерывно^ наблюдение за правильностью горения. После сгорания всего топлива ровики вновь разрываются, оставшийся древесный уголь выгребается, а обожженный материал снова засыпается в ровики и потом вся поверхность дороги выравнивается и уплотняется укаткой. Этот способ значительно проще предыдущего. Из предварительно распаханного грунта6 рабочих за 8 часов могут произзести обжиг (без профилировки и укатки) для участка полотна шириной в 6,5 ми длиной в 6,7 <м. Расходуется при этом хвороста или дров 4,6 куб. м. Однако этот способ весьма затруднителен а смысле регулирования горения. Во время обжига нет возможности наблюдать за ходом обжига и влиять на протекание его в отдельных частях грунта. Поэтому он дает менее положительные результаты и лучше применять напольные печи. Ремонт обработанных обжигом дорог заключается в заделке'отдельных выбоин и просадок свежим обожженным грунтом, для чего при постройке такой дороги надо оставлять на обрезах некоторый запас грунта. Кроме того дорогу надо выравнивать и заглаживать колеи дорожными снарядами (утюги, грейдера и т. п.). Практическое применение тепловой обработки глинистых грунтов может иметь место не только в лесных районах, где много избыточного древесного топлива. В условиях происходящего у нас широкого развертывания сельскохозяйственного производства на крупных земельных площадях вопрос об обжиге глинистого материала может получить практическое разрешение также и вДругом случае, а именно — при использовании горючих отходов сельскохозяйственного производства, главным обравом, соломы. Как известно, вопрос использования соломы во многих специализированных хозяйствах, как например, в зерновых, является серьезным вопросом организации производства, так как этот продукт не всегда находит себе рациональное применение в пределах хозяйства. В этом случае солома могла бы явиться тем местным топливом, которое с успехом заменило бы собой другое, менее доступное топливо. Инж, Н. П. Мангел Подписывайтесь заблаговременно на 1935 г. на журн. „ЗА РУЛЕМ" „ библиотеку „ЗА РУЛЕМ" „ газету „АВТОДОР" Подписка принимается Жургазоб'единением (Москва, 6, Страстной бульвар, II) и повсеместно почтой и отделениями Союзпечати