10
11
12
13
ПРОБЕГ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ АВТОМАШИНИнж. А. ВВЕДЕНСКИЙ30 ноября с. г. председатель ЦС Автодора А. М. Лежава встретил подходившие к финишу семь газогенераторных машин, которые сделали пробег в1 500 км по маршруту Москва—Ленинград—Москва. Пробег газогенераторных грузовых машин, организованный Автомобильным советом ЦС Автодора в ознаменование 7-летия общества Автодор, имел следующую цель: техническую проверку раооты советских газогенераторных" установок и подведение итогов конструкторской работы; выяснение возможности и целесообразности эксплоатации грузового автотранспорта на твердых сортах горючего (древесный уголь, дрова) и демонстрацию наших достижений в области конструкции автомобильных газогенераторов. Пробег резко разделился на две части как в отношении этапов, условий погоды, состояI ния пути, так и по качеству твердого топлива. Первый этап из Москвы в Ленинград имел маршрут: Москва—Калинин—154 км; КалининТоржок — Вышний - Волочек — Валдай — 223 км; Валдай—Крестцы—Новгород—Чудово—214 км; Чудово—Ленинград—109 км. Второй этап пробега из Ленинграда в Москву пройден по. маршруту: Ленинград—Чудово—Новгород—197 км; Новгород—КрестцыВалдай—140 км; Валдай-^Вышний-ВолочекТоржок—161 км; Торжок—'Калинин—Клин143 км; Клин—Москва—90 км. Если первый этап пробега проходил в условиях частых ливней, размытой дороги и большей частью в ночное время, то второй этап проходил в условиях заморозков, снежной метели и тумана, по обледенелой дороге. Разнообразие дорожных и климатических условий пробега дало возможность. всесторонне исследовать советский газогенератор и выявить его работоспособность в самых тяжелых условиях пути. „ С целью сравнения в пробеге участвовали бензиновые, дизельные и газогенераторные машины. Из числа газогенераторных машин две работало на древесном угле и пять на древесных чурках. Все машины, участвовавшие в пробеге, стандартные образцы наших заводов, имели газогенераторы следующих конструкций: 1- Группа Р/о-тонных грузовиков Горькозского автозавода «ГАЗ-АА» состояла из трех газогенераторных машин: № 6 ЦНИИМЭ—НКЛЕС «Пионер», конструкция Декаленкова, работающая на дровяныос чурках, № 5 коллектива Ав-Председатель Ц Автодора т. Лежава приветствует С на финише участников газогенераторного пробегаФото А. ТИМОФЕЕВАтодора НАТИ «Автодор II» — конструкция Мезина, работающая на. дровяных чурках, и № 7 Автодор «У-5» — конструкция проф. Наумова, работающая на древесном угле, и одного контрольного бензинового грузовика № 10. 2. Группа 3-тонных грузовиков завода им. Сталина «ЭИС-5» включала также три газогенераторные машины: № 2 и № 3 Главзолого «Пионер», конструкция Декаленкога, работающая на дровяных чурках и № 4 Газогенераторстроя и Рекотранс МСПО «В-4», работающая на дровяных чурках, и одного контрольного бензинового грузовика № 11 с дизелем № 12 НАТИ. 3. Группа тяжелых 5-тонных грузовиков Ярославского автозавода включала одну газогенераторную машину № 1—ВАММ, конструкция т. Карпова, работающую на древесном угле, и № 8 — контрольную бензиновую. • КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТАНОВОК, УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОБЕГЕ Древесноугольная установка ВАММ на грузовике „Я-5" Установка состоит из двух параллельно включенных газогенераторов опрокинутого процесса, смонтированных по бокам кабинки водителя, за счёт ее сужения; системы очистителей и охладителей, смонтированных под кабинкой водителя; специального охладителя газа., установленного перед водяным радиатором, и смесителя, установленного на месте снятого. карбюратора. Смеситель имеет небольшую поплавковую камеру и пусковой жиклер для пуска двигателя, который производится на бензине. Смеситель и пусковой жиклер уетро- ены так, что работа двигателя на бензине невозможна. Подробное описание конструкции и схема газогенератора были даны в № 17 нашего журнала за 1934 г., там же дан отчет предварительных испытаний этой . машины. Двигатель машины имел . измененную головку со степенью сжатия 8,2. Дровяные установки „Пионер"на грузовиках „ЗИС-5" и „ Г АЗ - А Д "Дровяная установка „Аьтодор II на грузовике „ГАЗ-АА"йУстановка состоит из газогенератора опрокинутого процесса, установленного позади кабинки водителя сбоку шасси, за счет урезки части кузова; системы очистителей, из которых четыре цилиндрических монтируются под кузовом, на месте запасного колеса, и один иа правой подножке машины. Очистители одновременно выполняют роль охладителей газа. Смеситель газа и воздуха, устроенный в виде тройника с воздушным золотником, примыкает к всасывающему коллектору двигателя сбоку, не исключая ив системы нормального карбюратора, на котором заводится мотор и может производиться работа на смеси газа и бензина. • Машина № 2 имела измененную головку с степенью сжатия 6,6. Машина № 3 — нормальную стандартную головку. Подобного типа установку и такую же систему расположения имела машина № 6 «ГАЗ-АА». Двигатель машины № 6 имел измененную головку со степенью сжатия 5,2. Газогенератор «Пионер» (чертеж 1) представляет собой простую цилиндрическую шахту 1, сверху закрытую круглым люком 2. В нижнюю часть шахты вставлен чугунный топливник 3, имеющий постоянный кольцевой канал (щель) для прохода воздуха 4. Прежде чем попасть к щели, воздух проходит через рубашку 5, окружающую газосборник, где он интенсивно подогревается. Снизу шахта замыкается зольниковой коробкой 6, имеющей колосниковую решетку 7и лючок 8 для выгрузки золы и мелочи. Выходящий из топливника газ отсасывается снизу вверх через дырчатый конус 9 (пылеуловитель) и по патрубку к очистителям*Установка состоит, из ' газогенератора цилиндрической формы, монтируемого сбоку шасси,' позади кабины, за счет урезки части кузова; трех батарей плоско-трубчатых газоохладителей, монтируемых' под кузовом на месте запасного колеса; двух компактных очистителей газа, работающих: один по принципу центробежной (воздухоочиститель Паласе) и другой — поверхностной очистки (металлический волос), которые монтируются под кузовом, сзади кабинки против газогенератора; смесителя для перемешивания газа и воздуха. Смеситель тракторного типа НАТИ-1 предусматривает пуск дьигателя на бензине и дает возможность работатьмашине на газе, бензине и на их смеси. Газогенератор (чертеж 2) «Автодор II» является цельнометаллической конструкцией опрокинутого горения, несколько переделанной модели «НАТИ-3», с защитным тепловым кожухом нижней части шахты. Газогенератор состоит из двух частей: верхней 1, играющей роль бункера, сверху закрываемого круглым люком 2, и нижней 3 зольника. В зольник вставлен стального литья топливник 4, имеющий форму двух усеченных конусов, обращенных меньшими основаниями друг к другу. Воздух всасывается в топливник через кольцевой фурманный пояс 5, предварительно получив подогрев, омыв зольник, поднимаясь вверк по кольцу 6, образованному между стенкой зольника и защитным кожухом. Газ из топливника отсасывается снизу вверх через газоотводящий патрубок 7. Дровяная установка ,,В-*" для грузовика „ЗИС-51* Установка включает в себя: газогенератор цилиндрической формы, монтируемой сбоку шасси позади кабинки за счет урезки части кузова; две батареи охладителей газа, монтируемых на подножках по бокам кабинки; очистителя газа, монтируемого под кузовомКолонна газогенераторного пробега на финише в МосквеФото А. ТИМОФЕЕВА против газогенератора; смесителя, установленного на месте карбюратора. Смеситель не исключает установки карбюратора сбоку всасьшающей трубы двигателя иниша ушел обратно в Ленинград, покрыв таким образом двойное расстояние. Газогенератор «У-5» является улучшенной моделью установки «У-5» 1933 г. Конструкция «У-5» (чертеж 3) является харак* терным представителем газогенератора прямого процесса. В нижней части 1 газогенератор имеет топливник, обмурованный шамотной футеровкой 6 из трех сплошных колец высотою 115 мм. Снизу топливник замыкается колосниковой решеткой 2, качающейся при помощи рукоятки 4. В середине решетка имеет неподвижный колосник 3. Через лючок 5 газогенератор очищается от золы и мелочи. Сверху газогенератор имеет двойной бункер: цилиндрический 14 с лючком 13 и прямоугольный 10 с лючком 11. Воздух всасывается через отверстия 8, подогревается, опускаясь в пространстве 7 вниз и через решетку 2—3 входит в топливник. Газ отсасывается из шахты через полукольцо 12, находящееся в слое топлива, и по патрубку 14 отводится к охладителю и очистителю. Несмотря на ряд трудностей, газогенераторные машины успешно прошли заданную дистанцию, доказав, что советский газогенератор может работать и что у нас имеются конструктора и производство, успешно справляющиесяЧерт. 1. Газогенератор „Пионер" Д-6 s предназначенного для запуска мотора и работы на газе, бензине и на их-смеси. Степень сжатия двигателя, участвовавшего в пробеге, была нормальной. Древесноугольный газогенератор „У-5" на грузов не „ Г ЙЗ - А А " Установка состоит j из газогенератора, работающего по принципу прямого процесса, монтируемого сбоку шасси сзади кабинки за счет выреза части кузова; цилиндрического очистителя, заполненного коксом и имеющего матерчатый фильтр, который монтируется сбоку шасси против газогенератора; трубчатого охладителя, монтируемого под кузовом на месте запасного колеса, и смесителя газа и воздуха, присоединенного к всасывающему коллектору сверху. Смеситель не исключает из системы нормального карбюратора, предназначенного для пуска двигателя и дающего возможность работать на бензине, газе и на их смеси. Степень сжатия двигателя повышена до 5,0. Машина с установкой «У-5» участвует в пробеге не впервые. В 1933 г. она сделала пообег на расстояние 3 000 км по маршруту Ленинград — Тифлис (смотри наш журнал № 24 за 1933 г.). Для участия в пробеге грузовик самоходом пришел в Москву из Ленинграда и после фиЧерт. 2. Газогенератор „Автодор И" конструкция И. С. ЛЬзииа с возложенной на них задачей. Конечно, машины имеют еще много недостатков, большинство которых выявлено в пробеге и даже частично исправлено по пути. Особенно ярко и остро выявилась необходимость особого внимания к' топливу автомобильного газогенератора. Первый этап пробега был знаменателен обилием осадков и высоким содержанием влаги топлива, резко снизившей показатели машин. Вода собиралась в очистителях, охладителях, в газопроводе, глушила газогенератор и вынуждала машину к остановке. Пробег доказал, что автомобиль может работать на древесном угле и дровах, но это топливо должно быть сухим. Для дров влажность должна быть не выше 15—18 проц. и для древесного угля — 25—27 проц. На топливо автомобильного газогенератора надо будет обратить серьезное внимание и организовать его правильную подготовку и культурное хранение. Второй вывод пробега касается двигателя. В общем наша конструкция отстала от своих бензиновых собратьев, и надо еще много поработать, чтобы приблизить газогенераторную машину к бензиновой. Пробег показал, что газовым мотором мы занимались мало и что этот вопрос должен вместе с топливом встать на повестку завтрашнего дня нашей работы. В пробеге выяснился еще один фактор, без учета которого успех газогенераторных машин будет уменьшен — это водитель. Машины, которые вели опытные, знающие газогенератор водители, дали показатели значительно выше, чем машины молодых водителей, впервые взявших «баранку» газогенераторного автомобиля. Особенно ярко это было показано, когда на машинах сменился водительский состав. Необходимо сейчас же заняться подготовкой кадров газогенераторщиков-водителей. Сравнивая отдельные машины и установки, можно сделать следующие предварительные выводы Ч 1. По скорости пуска лучшие результаты показали машины № 5 и № 6, что в значительной мере об'ясняется сравнительно малыми размерами газогенераторов и способом разжига при помощи двигателя, чего не имелось в машине № 7. 2. По дальности действия на одной загрузке топлива лучшие результаты дали древесноугольные установки, показавшие радиус действия без шуровок и догрузок топлива порядка 100—120 км. Из дровяных машин большой радиус действия показала машина № 5 • (около 7080 км). Радиус действия газогенераторных 3-тонок выразился около 60—70 км. 3. По сложности обслуживания все установки ниже бензиновых. Однако обслуживание машины с газогенератором может свободно производиться одним человеком, конечно, -при условии остановки автомобиля для загрузки свежей порции топлива в бункер газогенератора. 4. По степени очистки газа и удобства обслуживания очистителей все установки находятся в одинаковых условиях. 'Система очист1 От редакции. Предварительные выводы, сделанные т. Введенским, не являются официальными. Окончательные выводы прораба гываются сейчас в специальной комиссии и после своего утверждения будут опубликованы в журнале.ки для всех машин является слабым местом и требует дальнейшего усовершенствования. 5. Как средние цифры расхода топлива в условиях пробега можно считать: Для Р/г-тонных грузовиков «ГАЗ-АА» —0,5 — 0,6 кг древесных чурок на 1 км или 0,35 —ОД) кг древесного угля на 1 км.Черт. 3. Газогенератор проф. Наумова „У-5", модель 1934 г. Для 3-тонных грузовиков «ЗИС-5—0,9—1,0 кг древесных чурок на 1 км. Для 5-тонных грузовиков «ЯЗ»—07, — 0,8 кг дровесного угля на 1 км. 6. Условия пути и время пробега не дали возможности точно установить средние скорости машин, однако ориентировочно они лежат в пределах: для Р/^-тонных грузовиков „ГАЗ';—26—28 км/час ,, 3-тонных „ „ЗИС"—20—27 „ „ „ 5-тонных „ „ЯЗ"—20—21 „ „ Короткое расстояние пробега, сжатое время и условия погоды не дали возможности полностью выяснить все стороны поведения газогенератора, поэтому решено подвергнуть все установки длительному эксплоатационному испытанию на различных режимах работы. Для уточнения результатов пробега в декабре проведены дополнительные динамические и скоростные испытания, давшие много ценных результатов для дальнейшего развития газогенераторного дела. -''Пробег имени 7-летия Автодора есть начало большой работы, подготовка к новым большим пробегам на большие дистанции. ЦС Автодора в 1935 г. наметил такой пробег, в котором предположено пустить и машины иностранных конструкций. На пути всего пробега автодоровскими работниками был прочтен ряд докладов и лекций, прослушанных с большим интересом и показавших, что делом газификации горячо интересуются механики, водители и автодоровцы. Инж. А. Введенский