22
23
И НЕЕТ ПРЙВОВ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ОРУДКаждому московскому шоферу хорошо знаком этот дом вБ . Комсомольском переулке. Здесь находится психотехническая лаборатория Отдела регулирования уличного движения. Н и один шофер не может сесть за руль, прежде чем не пройдет испытаний в лаборатории. Э го относится как к начинающим, так ик старым шоферам, если они приезжают на работу в Москву из провинции. Чтобы стать шофером недостаточно только пройти курсы, изучить машину. Помимо знаний шоферу надо обладать еще некоторыми качествами, совершенно необходимыми для работы в Москве, с ее бурно растущим уличным движением. Психотехническая лаборатория и занимается отбором водителей местного автотранспорта. С утра в коридорах лаборатории толпятся кандидаты в шоферы. К то они? П о преимуществу это молодежь — грузчики, демобилизованные красноармейцы., колхозники. П о одиночке и группами проходят они здесь разнообразные испытания. Физическое и интеллектуальное развитие будущих водителей автомобиля, автобуса или троллейбуса подвергается тщательному и строгому исследованию. П режде всего будущего шофера внимательно осматривают врачи—специалисты по глазным, ушным болезням, физиотерапевты, психоневрологи. Шоферу надо иметь крепкие нгрвы, острый глаз, тонкий слух—быть вполне физически здоровым. Автобус или тяжелый грузовик требуют особенно физически крепких водителей. К водителям! легковых машин требования ниже. Многие уже здесь, в медицинских кабинетах, не выдерживают испытаний, отсеиваются как негодные. Значительный процент отсева идет за счет плохого зрения. Оказывается, встречается много людей, страдающих дальтонизмом,—неспособностью правильно различать цвета. Человек даже не замечает" этого недостатка, н о проверка зрения ставит его перед фактом, препятствующим получению звания шофера. Такой шофер нев состоянии) будет различать сигналы уличных светофоров—а отсюда все последствия. Примерно 6 проц. отсева происходит именно поIIP:-Ч.'. •• •"'•':<• • ;'.:.';-•.-;-.'-:':f;!.'.-;'' - .'' У. р;".''Ш•••••• •' ;•Испытание по быстроте реакции па внешние явления, испытуемый но звонку ловит и пропускает падающие палии и одновременно называет предметы на рисункеФото А. Шайхета Экзамен в кабинете коллективного испытания. Куреант решает задачу, как выбраться кратчайшим путей из лабиринтаФоте А. Шайхетаэтой причине. Значительно меньше отсев по слабому слуху и общему физическому состоянию—всего 2 проц. Но здоровое зрение, слух, физические качества—это еще не все качества, которыми должен обладать шофер. Из медицинских кабинетов испытуемый проходит в психотехнические. Здесь специальными приборами и приемами исследуются интеллектуальные качества человека. Шоферское дело требует, чтобы умственное развитие работника этой профессии было на известном уровне. Люди слабо развитые, плохо ориентирующиеся в окружающей обстановке, несообразительные, нервные, сидя за рулем машины, в критические моменты теряют голову и становятся подчас невольными виновниками уличных катастроф. Может ли такой человек быть водителем, особенно таких' малоповоротливых машин, как грузовики и. автобусы? Ясно, что нет: Для испытания способности человека к быстрой реакции на внешние, неожиданные явления, способности к переключению внимания при одновременных различных движениях применяется особый аппарат, называющийся «Трам». Он представляет собою раму с двумя подвешенными пплками, наверху рамы имеется звонок. Управляется аппарат посредством мефонома электричеством. Напротив него, на стене, находится доска с изображением разных предметов, занумерованных вразбивку. Испытуемый становится перед рамой, и кладет руки на полочку. Палки попеременно падают и поднимаются, со звонком) и без згонка. Испытуемый должен задержать палку/ когда она падает без звонка и пропустить, если раздается звонок. Одновременно он должен назыа;ь предметы на рисунке, отыскивая! их по порядку номеров. Сидящий рядом психотехник отмечает в особой карточке все движения испытуемого. Затем делается подсчет правильных движений и ошибок и выводится средняя, которая сопоставляется с существующей нормой. Аппарат «Трам» позволяет выявить особенностиинтеллекта, внимательность, быструю ориентировку и т. д.| Для испытания сообразительности существует аппарат «Хайдер», но он применяется не всегда. Умение определять расстояние в движении (глазомер) необходимо в работе шофера. Для испытания глазомера имеется особый кабинет. Здесь по черному фону непрерывно движется. нитка с двумя белыми отметками. На фоне вспыхивают два столбика на определенном расстоянии друг от друга. Отметка пробегает это расстояние и испытуемый (нажатием кнопки) должен остановить нитку в тот момент, когда, по его расчетам, отметка достигла центра, между двум?г. столбиками. Так довольно npocrq и точно определяется глазомер. Общее развитие и способность технически мыслить выявляются в так называемом кабинете коллективного испытания. Этот кабинет похож на обыкновенный ученический класс, в нем расставлены столы, перегороженные дощечками, чтобы испытуемые просто не подглядывал» друг у друга. Здесь проходят занятия, напоминающие урок в школе. Каждому дается тетрадь с несколькими задачами. Первая задача—это довольно несложный лабиринт, из которого надо выбраться кратчайшим путем. Потом предлагается решить задачу с отысканием предметов (Бурдон). На листе нарисована множество предметов, среди которых часто повторяются три1 предмета, изображенные для запоминания отдельно еще сверху листа. Испытуемому дается не больше минуты, в течение котор й он должен отыскивать эти три предмета' и зачеркивать их. Дается еще техническая задача: из кусков разных форм составить одну! прямую линию. Проработкой тетрадей, т. е. подсчетом количества решеных задач и правильности решения их заняты специальные работники. На основании данных этого подсчета и сравнения их с установленными нормами выводится заключение о способностях данного челозека. Все эти испытания проводятся в течение нескольких часов, и через день испытуемый полу-