18
19
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЛУПРИЦЕПДЛЯПЕРЕВОЗНИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВпочти не применяются, так как с полной нагрузкой могут работать лишь на дорогах с твердой одеждой. Одной из основных причин, мешающих применению полуприцепа, является большой ассортимент леса в промхозах, а также и то обстоятельство, что многим хозяйствам зачастую требуется и длинный и короткий лес. Обычные полуприцепы не обладают необходимой гибкостью, которая позволила бы им перевозить одновременно разный ассортимент леса. Автор настоящей статьи внес предложение переделать обычные полуприцепы в комбинированный тип, который с успехом сможет перевозить как однометровые дрова, так и длинный лес до 6,5 метров и выше. Переделка полуприцепа, не требующая особых капитальных затрат, состоит в следующем. После того, как с автомашины снят кузов, на раму над задней осью,, или несколько спереди для правильного распределения груза, устанавливается нижний брус переднего коника 1 (см. схемы) и привинчивается к раме специальными скобами. Высота бруса наращивается сверху одной доской 2, толщиной 85—90 мм, в доске просверливается отверстие для шкворня. На брус ставится верхний поворотный коник 3, собранный со стойками, который соединяется с нижним брусом шкворнем 4. За шкворень между верхним и нижним брусом посредством спе-Практика перевозки леса на автомобилях показывает, что при мощности двигателя современного грузового автомобиля грузоподъемность машины может быть увеличена в полтора-два раза. Мощность современного двигателя проектируется с расчетом, чтобы при нормальной нагрузке на хороших дорогах могла быть достигнута скорость до 70 км в час. Поэтому на автомобилях, оборудованных двигателями с большим запасом мощности, можно значительно увеличить нагрузку, если ограничить скорость. Но, так как в кузов автомобиля ни при каких условиях нельзя грузить больше нормы, то добавочная нагрузка должна приходиться на полуприцеп. Таким образом, применяя полуприцеп, мы превращаем нормальный двухосный автомобиль в трехосный. В нормальных условиях груз на автомашине располагается на двух осях. С применением же полуприцепа этот груз распределяется на все три оси. Благодаря этому, грузоподъемность машины увеличивается, но зато, правда, снижается скорость движения. Основным типом автомобилей для перевозки леса являются грузовики среднего тоннажа АМО-3 и ЗИС-5. Грузовики легкого типа ГАЗ-АА применяются в лесной промышленности только на дорогах, не допускающих движения грузовиков среднего тоннажа. Что касается грузовиков тяжелого типа Яг-3, то для перевозки леса ониСхема 1—Ж.-гдЧВ;??Схема 2 Схема 3 Схема 4 Схема комбинированного полуприцепа для вывозки на автомашине короткого и длинного лесоматериала Таблица № l Подсчет нагрузки основных пород для автомашины АМО-3 без прицепа ис полуприцепомИ SНагрузкабез приц-па куб. м с полуприцепов куб. мНагрузкаБез прицепа куб. мНазвание пород* 0J £ ;,;U U~ ЮНагрузка «г без С полу- si's. с полуприцепом % >* л 2 прицеп! прицепом куб. м куб. м ' OS-. куб. м 6,4 6,3 8,4 7,6 9,0 8,1 1025 878 762 827 749 863 2,4 2,8 3,2 3,0 3,3 2,8Дуб . Береза Осина Ольха Ель Сосна535 51.0 430 420 350 3104,6 4,9 58 5,9 7,1 8,08.4 8,8 10,4 10,7 12,8 14,5700 710 530 590 500 5503.5 3,5 4,7 4,2 5,0 4,5(4.3 5,! 59 5.4 6,0 5,2Т аблица Л? 2 Подсчет нагрузки основных пород на автомашину ЗИС-5 без прицепа ис полуприцепом Н,агрузкаО = ' иО- О)Нагрузка Название породБез npi цела С полуприцепам кб. мНагрузкаL.Без прицепа кб. мС полуприцепом кб. м«Ю Sй5 кБез прицепа кб. мС полуприцепом кб. мДуб . Береза Осина Ольха Ель . . Сосна535 510 430 420 350 3105,6 5,9 7,0 7,1 8,5 9,710,3 10,7 12,8 13,0 15,7 17,7700 710 530 590 500 5504,2 4,2 5,5 5,0 6,07,8 7,8 10,3 9,3 11,0 10,01025 878 762 827 749 8632,9 3,4 3,9 3,6 4,0 3,45,3 6,2 7,2 6,6 7,4 6,3Таблица № 3 Подсчет нагрузки перевозимых дров для автомашины АМО-3 Нагрузка Название породv лПодсчетТаблица № 4 нагрузки перевозимых дров для автомашины ЗИС-5 Нагрузка Нагрузка„ С noivБез припеприцепа кб. и Kft. м С полу- 3 и Без прице§"° О < U прицеOcq и па кб . м Кб. м [_саwS-4Нагрузка Название ?- пород01 мС полу„ ю С полус Без Без прицеприцеО ^ [_ прицеч ок прицепом пом Оса к па кб. м кб. м UCQ и па кб. м кб. иаДубовые Березов. Ольха Сосна Ель :715 632 632 464 4643,4 3,9 3,9 5,3 5,36,2 7,1 7,1 9,6 9,6573 506 506 379 3794,3 4,9 4,9 6,5 6,57,8 8,8 8,8 11,8 11,8Дубовые Березов. Ольхов. Соснов. Еловые715 632 632 464 4644,1 4,7 4,7 6,4 6,47,6 8,7 8,7 11,8 11,8573 506 506 379 3795,2 5.9 5.9 7,9 7,99,5 9,8 9,8 14,5 14,5циально приделанного уха 5, крепится дышло 6. Дышло является гибким соединением полуприцепа с автомашиной. Дышло нельзя крепить непосредственно к цоперечинам рамы, так как эти детали машины не рассчитаны на большие усилия и будут сорваны. Длина дышла устанавливается с таким расчетом, чтобы расстояние между верхними кониками автомашины и полуприцепом имело б №. К верхнему переднему и заднему конику подвешиваются" заранее приготовленные два продольных бруса 7, размером 200x250x5700 мм на 22-миллиметровые болты 8. Под гайку и головжу болта подкдадываются шайбы 5x70x120 мм. "> • • • •Для плотного прилегания продольного бруса и для создания прочной рамы, составленной из продольных брусьев и коников, а также для увеличения зазора между продольным брусом и шиной колеса, в продольном брусе делается выемка 9, глубиной 70 мм. Таким образом в этом месте продольный брус должен иметь толщину 180 мм. Продольные брусья в двух местах соединяются железной тягой 10, толщиной 6x12 мм. На тяги кладутся две доски 11, размером 60х 150 X 4800 мм, которые заменяют пол кузова автомобиля. Затем устанавливаются вертикальные стойки верхнего коника, которые завязываются сверху