10
11
12
В РЕСПУБЛИКЕ ГОРНЫХ ДОРОГ9!йШ1» : •-#*•..-./ ^;ж«Дл^^5*.•:::•;-,' • £шЯННВШвMil. - : . • • •1 11е?уНовые дороги в горах, построенные при активном участии населения (район Чоха—Дагестан! ния с просьбой принять их для усиления дорожного строительства. Калачаевский мост стоимостью 348 тыс. руб. был, например, целиком построен на местные средства. Колхозники выделяли из своей среды и прекрасных организаторов работ. Большую известность получил, например, рядовой крестьянин из селения Какитль Али Газа КодО', который бесплатно в течение всего дорожного сезона энергично и умело руководил дорожными работами. Правительство Дагестана намечает сейчас с помощью населения в ближайшие 2—3 года открыть проезжую дорогу во все без исключения даже самые неприступные, аулы. Только побывав в Дагестане, можно понять, какая титаническая работа должна быть проделана для выполнения этого' решения. Что же представляют собой дороги Дагестана? b некоторых районах, например в Тляротинском или ЦунтинскО'М, население до сих пор не видело даже арбы. Здесь в аулы ни на каком экипаже проехать нельзя. (Единственные дороги—это узкие тропы, по которым с трудом пробирается ловкий горец, перевозя на маленьком ишаке свою несложную поклажу. Горцы обуты в так называемые «кавказские* сапоги с мягкой подошвой. Эта подошва дает возможность горцу большим пальцем ноги це пляться за каждый выступ, за каждый камешек дороги над пропастью.В Дагестане, в республике гор, дороги играют огромную роль. До революции 'бездорожье здесь было главным козырем населения в борьбе с царским правительством. Горцы, проживающие в аулах на недоступных вершинах гор, куда ведут лишь узкие, опасные для жизни тропы, были фактически недосягаемы для царских генералов. Строительством дорог, которые вели от укрепленных центров к крепостям внутри страны, занимались солдаты. Население с ненавистью и отвращением относилось к дорожным работам царского- правительства и всячески старалось им помешать. До революции на всей территории Дагестана насчитывалось всего 800 км более или менее сносных дорог. В годы гражданской войны и эти дороги были приведены в полную негодность. Дагестан вновь стал неприступной крепостью, отгороженной от всего мира непроходимыми ущельями, пропастями и горными тропинками. При Советской власти само население с невиданным энтузиазмом взялось за строительство дорог, пробивая выход из «каменного мешка» в общую семью советских народов. Можно привести огромное количество примеров энтузиазма и необычайной тяги населения к хорошим дорогам. В ряде районов колхозники выносили постановления о добровольной отработке на дорожном строительстве по 30 дней вместо 6, полагающихся по закону. Мужчины и женщины приносили в доротдел свои украше Три года| под ряд трудящиеся Дагестана под руководством партийной организации и энергичного начальника дорожных работ т. Сафар Алиева перевьшолняют свой дорожный план и завое.,;. ;;вали в 1934 г. всесоюзное Красное знамя. О размерах проделанных работ можно судить по тому, что в 1934 г. достроено 348 км новых дорог, на строительство которых потребовалось 1 900 тыс. { '•щж ~*ЩШ кубометров земляных и скальных работ. Все это огромное и сложное строительство было проведено фактически без всяких дорожных механизмов (на всю республику имелось 5 дорожных катков и2 легких грейдера). Главным и основным инструментом в дорожных работах был аммонал, расходуемый в огромных количествах. День и ночь в горах гремела канонада. Это горцы взрывали вековые скалы и пробивали дороги. Несмотря на сложность и опасность взрывных работ, горцы работали с необычайным самоотвержением и героизмом. Приведем характерный пример: Юсуф Астуханов из селения Ратул работал взрывщиком на дороге и соревновался с другим взрывщиком Махмуд Шахбано- В успехах дорожного строительства Дагеставым. Как-то раз Юсуф заложил под ряд 8 взрына огромную роль сыграло участие женщин. вов, поджог фитили,, отбежал в сторону и стал На снимке — ударницы дорог Госибек Абидат, считать. Насчитал 8 взрывов, и вернулся к месту. и Пашалва Закидат, участницы дорожного работы. Оказалось, он сбился со счета и восьс'езда мым взрывом его серьезно ранило в голову. Юсуф очнулся в больнице и первым долгом спросил о Шзхбанове, с которым он роревнуется. воочию убедиться в гигантской работе, которая Ему сказали, что Шахбанов здоров, невредим и была проделана трудящимися Дагестана. продолжает работу. Юсуф забеспокоился, что Однако наряду с блестящими успехами в допроиграет .соревнование, и как только ему стало рожном строительстве имеется еще и значительнемного лучше, он до срока выписался из1 больное количество недостатков. Прежде всего хроницы и вернулся На дорогу, чтобы продолжать мает качество работы, неудовлеработу. В конце-кояцов он действительно опетворительно поставлена и совершенно дорог. экспдоатация редил Шахбанова. Мы нигде в Дагестане не видели дорожных В 1935 г. будет проведена увеличенная программа дорожных работ. По решению Совнарзнаков, хотя дороги вьются над пропастями, кома РСФСР, Дагестан получит значительное угрожающими быстро идущему автомобилю. Дороги, пробитые в |горах, на крутых поколичество дорожных механизмов и автомобилей. В этом году должно быть закончено строиворотах не имеют самых элементарных ограждеЭто приводит зачастую к авариям и нетельство Аваро-Кахетинской дороги, имеющей ний. огромное значение для горных районов Дагесчастным случаям с человеческими жертвами. стана, так как она дает выход в соседнюю, братНашим автомобильным заводам надо предускую Грузию. смотреть для таких районов, как Дагестан (анаМы имели возможность проехать на значительлогичные условия имеются в Средней Азии, на аое расстояние по дагестанским дорогам и Памире ив других местах Кавказа), изменениеж•(Wжив;г:-\,;ЙЛЛ.;• . . . • • • ••-. .>. s ::^...- -s II, ш. • •;li!tP '•'-№?»'-Колхозники с энтузиазмом выходят на дорожные работы, чтобы открыть путь для движения людей и товаров. На снимке — дорожные работы в райо- 4 4 не аула Салты. •• Первые автомобили, прибывшие в аул Салты по новопостроенной дороге, восторженно встречены населением конструкции автомобильных фар. Здесь требуются автомобили с поворачивающимися фарами, так как ночью на беспрерывно извивающихся дорогах обычные фары не приносят достаточной пользы. Наконец, несколько слов следует сказать о массовой работе. Казалось бы, что в условиях Дагестана, когда само> население с энтузиазмом идет на дорожное строительство, массовая работа должна была бы быть поставлена особенно хорошо. На деле оказывается обратное. Массовая работа самого дортранса была поставлена весьма слабо, и формы ее были скучны и однообразны. Профсоюзная общественность и комсомол не включились в пропаганду дорожного строительства. Наконец, Автодор в этой краснознаменной республике не только ничем не проявил себя, но просто фактически не существовал.В результате такой постановки массовой работы в плоскостных районах, где не было такой острой потребности в дорогах, как в горах, дорожный план был позорно провален и выполнен меньше, чем на 10 проц. Об этих недостатках дагестанские товарищи должны хорошо помнить ив нынешнем году добиться их полного устранения. 25 марта в столице Дагестана Махач-Кала открылся дорожный с'езд. На съезд прибыло 300. делегатов, лучших ударников дорожного строительства Дагестана, представителей соседних областей и республик и делегация из Москвы в составе представителей Главдоргранса, Центрального совета Автодора и Всесоюзного штаба по борьбе с бездорожьем. На съезде были подведены итоги дорожного строительства и взяты обязательства по выполнению плана 1935 г. с тем, чтобы Красное знамя Ив 1935 г. осталось за Дагестаном. С горячей речью об организации автодоровской работы выступил заместитель председателя Центрального' совета Автодора т. Данилов. Тов. Данилов подробно остановился на задачах Автодора и методах ег ° работы ис сожалением констатировал, что в Дагестане автодоровская работа фактически не велась. «Ваши победы в дорожном строительстве, за которые вы получили Красное знамя,—говорил т. Данилов, — могли бы быть значительно большими,, если бы в Дагестане существовала такая же автодоровская организация, как. например, в Чувашии». В заключение т. Данилов предложил организовать в Махач-Кале автодорожный клуб, который значительно способствовал бы повышению квалификации автомобильных и дорожных работников! и оживлению автодороеской работы. Председателем Автодора в Дагестане является сейчас т. Сафар Алиев, который добился больших успехов в организации дорожного строительства. Надо надеяться, что Автодор, руководимый этим энергичным большевикам, также добьется больших успехов и станет одной из передовых организаций Автодора в Советском Союзе, Трудящиеся Дагестана под руководством коммунистической партии превращают свою страну, бывшую царскую колонию, бездорожную к отсталую, в цветущий край, крепкий форпост социализма нашей великой социалистической родины. Н. БеляевДагестан^Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках,—научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с. такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись > работе. Чем это об'ясняется? Об'ясняется это тем, что ву нас не научились еще ценить людей, ценить работников, 12 ценить кадры".И. СТАЛИН