15
16
Борьба с пучинами на дорогахВспучивание полотна является одним из серьезных повреждений на дорогах. Ранней весной, после исчезновения снега, на дорогах образуются небольшие . взбугрения грунта разной высоты и площади, причем иногда из бугров, если нажать на них, выдавливается на поверхность дороги жидкая грунтовая масса. Грунт в пучинистых местах во время оттаивания почвы настолько слаб, что при проезде полотно дороги или прогибается под колесами, отчего образуются валы, или продавливается, и колеса вязнут в грунте. Иногда лошади и повозки так вязнут, в пучинистых местах, что их приходится оттуда вытаскивать. Пучины появляются поздней осенью и зимой. Насыщенный в отдельных местах водой грунт при замерзании увеличивается в своем объеме, вызывая вспучивание поверхности дороги. Для грунтовых дорог это вспучивание само по себе не представляет особой опасности, так как поверхность дороги не покрыта твердой одеждой, да ив зимнее время проезжая часть все равно покрывается слоем снега. Опасность от образования пучин на' грунтовых дорогах появляется в дальнейшем, в период весеннего открытия пучин. С оттаиванием поверхности дороги прежде все-' rq прекращается вспучивание. Бугры спадают, И по мере повышения температуры талая вода начинает проникать вверх по грунту; выхода вниз она еще ее имеет благодаря мерзлому грунту в глубинных слоях. Такая открытая пучина, вследствие размягченности грунта в этом месте, является большим препятствием для движения по дороге. Это продолжается до тех пор, пока не начнется энергичное просыхание поверхности. дороги под действием наружного тепла. Лишь после того, как оттает самый глубокий слой грунта, восстанавливается нормальный водный режим дорожного полотна. Избыточная вода испарится — дорога станет вновь прочной. Но после этого она все же остается с волнообразным профилем, неудобным для езды. Иногда просохнувший на поверхности дороги в пучиниетом месте грунт быстро приобретает при этом такую твердость, что оказывается в состоянии образовать плотную, твердую корку, способную выдержать давление повозок. Внизу же, под этой коркой, сохраняется разжиженная масса, и корка играет как бы роль моста над этим слабым местом. Под действием проходящих тяжелых грузов корка все же будет испытывать упругую осадку. Размягченная масса под коркой в этих случаях зачастую сохраняется, довольно долго, если не принять соответствующих мер к оздоровлению таких мест. Заметное уменьшение толщины слоя этой массы можно ожидать лишь в том случае, если лето будет продолжительным, с устойчивой сухой и теплой погодой. Пучины чаще всего появляются в тех местах, где грунтовые воды проходят сравнительно близко (1—1,5 м) от поверхности дорожного полотна, при пылеватых суглинках, особенно когда они имеют к тому же еще слоистое строение с мелкозернистым песком и когда! при всем этом грунт значительно промерзает.Слой износаТалая ВодаПромёрзиши^Ц^Хх^.слой;у.--;;/.".•*••''.;: > ..-.v.VГлубина?'<•'*. ЛорисГьш' 1рун"т'\ ^УРР^РМнияРис. 2. Удаление оттаявшей воды из пучинистого грунта с помощью отвесного дренажаВоздушной боронка* Oqmqa-\госнованиеРис. 1. Открытая воздушная воронка, закладываемая с осени в пучинистых местахНаблюдениями установлено, что некоторые пучины открываются ежегодно в рдном и том же месте. Другие же являются как бы временными: в этом году появляются; в одном, месте, на следующую весну в другом —там, где их в прошлые -годы не .замечалось. Такие пучинистые места вредно отражаются на состоянии дороги, являясь в ряде случаев, особенно в северных условиях, настоящим дорожным бедствием. Поэтому борьбе с вспучиванием должно быть уделено исключительное внимание. Однако многие низовые дорожные работники не умеют технически правильно бороться с этим явлением, поэтому принимаемые ими меры не дают результатов. .На местах часто довольствуются только тем, что перекрывают пучинистые места хворостом, слегка засыпая его местным! грунтом. В результате таких полумер получается лишь трудно проезжий участок. Автомобили с трудом проезжают по таким выстилкам, постепенно вдавливая их своей тяжестью в глубь пучины. В короткий срок хворост зачастую1 совершенно засасывается, и получается пробка. Бывают случаи, когда за время одной лишь весенней распутицы перекрытия пучины хворостом повторяются до четырех и более раз. Другие более совершенные методы борьбы редко где применяются. Между тем, как показал опыт, можно достичь хороших результатов в борьбе с пучинами. Ниже мы приводим ряд мер, которые могут быть с успехом: применены в борьбе с пучинами. Они разделяются на 1) меры, предохраняющие" дорогу от порчи во время появления пучин и укорачивающие процесс пучипообразования иJJ , 2) меры, предотрргщающне образование пучин. и*= МЕРЫ, ПРЕДОХРАНЯЮЩИЕ ДОРОГУ ОТ ПОРЧИ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПУЧИНПри отсутствии достаточных средств для ликвидации причин образования пучин можно применять меры текущего характера, не затрагивающие коренным образом свойств грунта и водного • режима. Устойчибый грунт Ок. 1м 10 см. дерновый слой Рис. 3. Укладка изолирующего слоя дерна для предотвращения образования пучин Для этого, В целях уменьшения влажности дорожного полотна, весной, при наступлении оттепели, пучинистые участки дорог следует прежде всего очищать от снега. Осенью же в (таких местах в обочинах следует прокопать специальные воздушные воронки, располагая их через 2—4 м одну от другой в шахматном порядке. Эти воронки представляют собой открытые канавки (рис, 1) шириной около 30 см с некоторым уклоном в сторону боковой канавы. Такие воронки нужны для спуска воды из пучинистых мест в канавы. Весной воронки должны быть очищены. На пучинистых участках надо также тщательно очистить боковые канавы рт снега1,, в особенности внутренний откос их, для ускорения просушки полотна. После удаления ледяной корки, (черепа) с проезжей части Пучинистые места следует застилать хворостом, сл!оем в U5—20 см, применяя при этом лучше хворост лиственных пород (крупный березняк и т. п.). Это необходимо для предохранения коры от прорезов. Хворостины надо раскладывать поперек одежды дороги. Благодаря этому колеса повозок передают давление на ослабевшую одежду через .хворгсвд, а хворост увеличивает площадь, на которую приходится давление колеса. По мере износа эта подстилка должна заменяться. Когда пучины просохнут, хворост надо убрать, а участок очистить от оставшейся грязи. Воздушные же воронки должны быть засыпаны крупным песком и сверху заделаны местным грунтом. К мерам текущего характера относится также ускорение отвода 'оттаявшей воды из грунта путем устройства вертикального дренажа (рис. 2). Благодаря дренажу оттаявшая в верхних слоях грунта вода! просачивается вниз, сквозь замерзшие глубинные слои. Верхние слои таким юб-. разом осушаются, В некоторых местах с успехом практикуют утепление пучинистого грунта на зиму, например, навозом, чтобы предотвратить глубокое промерзание грунта. МЕРЫ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУЧИН Эти меры требуют более значительных затрат. В основном они сводятся! к следующему: а) к замене недоброкачественного грунта более доброкачественным, б) к понижению уровня грунтовых вод и в) к устройству на известной глубине дороги «изолирующих слоев?), назначение которых — препятствовать всасыванию водывверх по порам грунта из нижележащих слоев. • В качестве таких изолирующих слоев могут применяться прослойка из крупного песка слоем около 20 см, которая! располагается под] поверхностью дороги на глубине 50^-60 см, .и фашинная прослойка из связанных пучков хвороста (лучше можжевельника, елй, сооны), толщиной 15—30 см. Фашинная прослойка при этом служит еще хорошей изоляцией, вследствие чета грунт меньше промерзает. К недостаткам фашинной прослойки следует отнести то, что' нижележащий грунт, постепенно проникая в фашинный слой, обволакивает отдельные ветви и фашина теряет свойства пористого материала,, что особенно резко может отразиться в пылеватых плывунных грунтах. Для этого рекомендуется укладывать фашинный слой между двумя прослойками из мха. Исследовательской станцией Карелдоргранса был проделан ряд опытных работ по борьбе с пучинами, которые дали вполне хорошие результаты. В некоторых случаях были применены различные прослойки. Сущность этого заключалась в уменьшении высоты поднятия грунтовых вод, которые, насыщая самые верхние слои дороги, настолько их ослабляют, что они уже! не могут противостоять тяжести повозки, и колеса вязнут в нижнем разжиженном грунте. В 1932 г. "-сильная пучина на тракте ПетрозаводскПряжа была перекрыта небольшой насыпью. с гравийной прослойкой. Работы по введению прослойки состояли в следующем. Путем подсыпки обочин и отчасти выемкой устраивалось корыто глубиной в среднем до 45 см. Дну его. придавалась выпуклая поверхность 0,040,05 со скатами к обочинам. Для предупреждения заливания гравийной прослойки на дне корыта расстилался мох слоем до 10 см! и затем рассыпался хорошего качества гравий слоем 12 см с утрамбовкой. Поверх гравия вновь был положен небольшой слой мха. Сверху гравий засыпался ранее вынутым грунтом. Дренаж делался поперечный в 'виде отводных воронок й продольный — углублением и расчисткой существующих канав. ' i ; , В других местах того же тракта вместо гравия применялись в виде опыта песчаные прослойки. /ровень грунт. Вод qpeHax^ "пониженный ур. ьр.вод Рис. 4. Устройство дренажа Эти прослойки устраивались так же, как гравийные. Снизу и (сверху слой песка перекрывался мхом и затем засыпался местным грунтом. • После всех этих работ полотно покрывалось гравием слоем до 5ши открывалось для движения. Результаты были вполне хорошие. Замену пучинистых грунтов следует производить грунтами, не подверженными пучинообразованию, песчаными или гравелистыми, "Толщина заменяемого слоя грунта зависит от глубины промерзания и от качества применяемого грунта. Для этой цели пучинистый грунт должен быть удален с полотна на глубину не менее 60 см! и заменен более устойчивым. Одновременно должны быть приняты меры к возможно быстрому удалению с полотна всей талой воды. Для этого дренаж^U И§