в Америке предложен такой способ: поверхность полотна, образовавшаяся после снятия ггучинистого грунта, выравнивается с небольшой выпуклостью и покрывается небольшим слоем дерна (без длинной травы), поверх которого уже рассыпается устойчивый грунт (рис. 3). В этом случае дерн играет роль изолирующего слояМестный грунт дерн тренирующийРис. 5. Понижение при помощи дренажа уровня грунтовой воды между устойчивым и неустойчивым грунтом ив то же время является той поверхностью, по которой вода может проникать в боковые канавы и стекать по ним дальше. Недостатком этого способа является гниение дерна в полотне дороги. Однако гниение в условиях плохого доступа воздуха и. постоянного увлажнения дерна протекает медленно. Боковые канавы на этих участках должны быть достаточно глубоки, "чтобы обеспечить отвод из верхнего замененного слоя. Созданный над пучиной слой устойчивого грунта образует искусственную корку, которая напоминает собой естественную твердую корку, образующуюся на пучине в период ее просыхания. Эта корка перекрывает собой неустойчивый пучинисгый грунт в критический период его увлажнения и позволяет пропускать по дороге довольно' тяжелые грузы.Меры понижения уровня грунтовых вод. сводятся к осушению дорожного полотна посредством дренажей или открытых канав. Этим понижается высота поднятия воды под влиянием всасывающей силы грунта и, следовательно, верхние слои грунта лишаются вредного увлажнения. Дренажные канавы можно располагать под боковыми канавами (рис. 4). Для устройства такого дренажа вырывают канавы глубиной 1—1,5 м, шириной по дну 0,20,4 м. На дно укладывается дренирующий материал (щебень,2 камень, гравий, фашины и т. п.) примерно на /з глубины канавы. Поверх него кладется слой дерна травой вниз, чтобы' уменьшить засоряемость дренажа сверху,; а остальная часть досыпается местным грунтом, как показано На рисуйкй 5и плотно утрамбовывается. • Для того чтобы такая дренажная канава работала правильно, ей обязательно должен быть придан продольный уклон (не менее 0,005) и в конце ее обеспечен выход воде. Помимо продольных дренажей на сильно пучинистых участках должны быть заложены также и поперечные дренажи. Наряду с указанными выше мероприятиями пучинистые участки должны быть обставлены предупредительными знаками. Для выработки мер дальнейшей борьбы с пучинами! на данных участках следует тщательнее наблюдать за ними. Надо вести специальный журналу где регулярно записывать начало и конец пучинообразования на каждом участке, характер лучин, меры ремонта, результаты ремонта и т. п. Если же В'силу недостаточности средств или значительного количества пучин не представляется возможным обеспечить бесперебойный проезд по дороге на значительном ее протяжении, то следует устраивать специальные объездные дороги в этих местах, или закрыть дорогу в целом для движения на срок действия пучин, или, по крайней мере, ограничить на этот срок нагрузку повозок. Инж. МенгелУМЕНЬШИТЬ ПЫЛЬ НА ДОРОГАХВ Центральном научно-исследовательском дорожном институте прорабатываются методы борьбы с пылью на дорогах различных типов покрытий. В основном работы ведутся по трем направлениям: пылимость различных необработанных дорожностроительных материалов, зависимость пылимости этих материалов от влажности и влияние обработки обеспыливающими материалами. Институт испытывает различные обеспыливающие материалы, большинство из которых являются отходами промышленного производства. Для этой цели сконструирован специальный прибор, отражающий состояние дорожных покрытий в момент движения по дороге повозок. 'i Прибор представляет собой скат на вертикальной оси, к которому притягивается образец, изготовленный из соответствующего дорожностроительного материала. Коляска приводится в движение с помощью ручного привода, а поднимаемая ею пыль оседает на стеклянную, предварительно взвешенную пластинку. После полного оседания пыли пластинка вновь взвешивается. Прибор дает возможность ' получить количество пыли от желаемого числа оборотов при различных скоростях движения (до 500 оборотов в минуту при ручном приводе). ,В настоящее время испытаны два обеспыливающих материала: хлористый кальций и древесная смола. Нужно сказать, что древесная смола является лучшим обеспыливающим материалом, чем хлористый кальций. Институт наметил обработку различных дорожностроительных материалов каменноуголь- • ной и торфяной смолой и сульфитно-целлюлозным шлаком, являющимся отходом бумажного производства. Последний метод представляет особый интерес в виду наличия огромного количества этих отходов. В этом году будут проводиться опыты по обеспыливанию шоссе в Ленинградской области сульфитно-целлюлозным щелоком и одной из указанных выше смол, чтобы в полевой обстановке сравнить действие их как обеспыливающих материалов и рентабельность применения каждого из них. Проблема обеспыливания дорог имеет большое значение для засушливых районов, в первую очередь для Средней Азии (Таджикская ССР, Туркменская и Узбекская ССР). В этих районах необходимо немедленно начать опытные работы по обеспыливанию, выбрав местные дешевые обеспыливающие материалы. . Ильин.