12
13
14
ПРОФИЛИРОВКА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНАЛЕГНИМИ ГРЕЙДЕРАМИВ дорожном строительстве постройка земляного дорожного полотна занимает одно из главных мест. В то же время связанные с этим земляные работы являются наиболее трудоемкими, требующими для своего выполнения большого количества рабочей силы. Чтобы ускорить темпы дорожного строительства, повысить качество его и сократить количество занятых на земляных работах рабочих надо механизировать эти работы. На дорогах низовой сети этого можно достигнуть путем применения простейших дорожных снарядов — деревянных утюгов, канавокопателей, конных скреперов-волокуш и т. д. Конечно, если есть возможность по местным условиям получить другие, более совершенные дорожные снаряды, то безусловно их следует использовать в первую очередь. Одним из таких более совершенных дорожных снарядов является прицепной грейдер. Прицепные грейдеры предназначены для профилирования дорожного полотна, т. е. прорытия канав по бокам дороги и придания выпуклого поперечного очертания самому дорожному полотну. Эта работа осуществляется путем последовательного срезания грунта ножом по бокам дороги и перемещения его к середине полотна. Грейдеры могут быть использованы также на работах при содержании и капитальном ремонте грунтовых дорог. Существующие типы прицепных грейдеров в зависимости от величины их основной рабочей части — ножа — могут быть разбиты на три основные группы: легкие грейдеры с ножом длиной 1,8 и 2,1 м, средние — с ножом длиной 2,4 и 3,05 ми тяжелые — с ножом 3,65 и 4,3 м. Тяжелые грейдеры являются основными дорожностроительными механизмами, предназначенными для профилирования дорожного полотна в самых разнообразных условиях работ. Однако получить их пока трудно, да и для передвижения их требуются гусеничные тракторы мощностью 60 л. с, которые также достать для дорожных целей пока нелегко. Наряду с этим, как показал опыт, при постройке дорожного полотна на более легких грунтах, если правильно поставить работы, можно добиться вполне хороших результатов, применяя лишь легкие грейдеры. Достать их гораздо легче, так как районы значительно насыщены ими. Помимо этого, для передвижения грейдеров легкого типа требуется лишь трактор мощностью 30 л. с. Эти тракторы в достаточном количестве выпускаются нашими заводами для нужд сельского хозяйства. На рис. 1 изображен легкий дорожный грейдер, изготовляемый Онежским заводом. Для того чтобы профилирование дорожного полотна дало лучшие результаты, нужно правильно организовать работу и вести ее в определенной последовательности.I|:|,•6.5*v ши/s Г* !-5 *ГРис. 2. Поперечный профиль грунтовой дороги По характеру производимой работы проходы грейдера разделяются на зарезание, перемещение и планировку. Все проходы, задачей которых является углубление канавы путем срезки грунта с внешнего и внутреннего откоса канав, называются проходами по зарезанию. Каждый следующий после срезания проход, задачей которого является перемещение валика от края срезки, а также от внутренней бровки канавы, называется перемещением. Все проходы, которые делаются для планировки вала грунта с одновременным перемещением при этом части грунта к оси полотна, разравнивание и т. п., с выполнением при этом заданного поперечного профиля дороги называются планировкой. Количество различного вида проходов для данного грейдера может меняться в зависимости от заданного поперечного профиля дороги и характера грунта. Равным образом меняется и порядок работ по профилированию в зависимости от принятой схемы профилировки. В связи с этим перед началом производства профилировки грейдерист должен ясно представить себе схему этой работы, способ ее выполнения и профиль участка. Работа по строго продуманной схеме значительно сокращает время и количество проходов грей-Рис. 1. Грейдер легкого типа, изготовленный на Онежском заводе 11 .5 "J 1 Прайм/Iзарезаниеi И-!*!£,зарезание разрабнибан.тожезарезание^ зарезание и отбал зарезаниеrj.oo-1'проходыперемещение разрабнибан.Ч15-* 1,70^перемещениезарезаниетожетоже тотперемещение разраб/щбан.тоже тожен 135*1* I.60-1 -Ц МПразрабниШиек 16 -, ,6проход xxv-4,90—4.05 125' -405-зарезаниезарезание' г.во—|перемещение ращЫШие4,55^—2,73перемещен. разрабнибан.г-1,40 -f*- 2.70XVIIсрезка нарщных откособ' I7ж ишдашштш6 50прша xxvi1 ,XVIII" сдаю нарщных откособH 150*Иг0,45 50^i030проагод XXVII(4504^0,45Рис. 3. Схема профилированиягрунтовойдорогилегкимгрейдером . 'SJmmrmrm Рис. 4. Разбивка профилировочных работ. дера на участке, а следовательно и увеличивает производительность его. Для выработки наиболее рациональных схем профилирования, применительно к типовым профилям грунтовых дорог Цудортранса, ГИАТом РСФСР в 1932 г. было произведено опытное профилирование на работах в пределах Горьковского края, причем за основу был взят поперечный профиль грунтовой дороги при ширине земляного полотна 6,5 м, глубине кюветов 30: см, уклоне внутренних откосов 1 : 5, внешних 1 : lVa (рис. 2). Этот профиль чаще всего применяется на дорогах низовой сети при канавах треугольного сечения. Профилирование производилось с помощью легкого грейдера «Патруль» № 6 с ножом длиной 1,8 м, с тяговой силой в виде колесного трактора «Интернационал» мощностью 15/30 л. с. Для выполнения работ была установлена схема в 27 проходов с последовательностью, показанной на рис. 3. В результате выявилась полная возможность в легких грунтах при 27 проходах грейдера произвести профилировку дорожного полотна с приведенным на рис. 2 поперечным профилем. При этом производительность достигала 400 м дороги за 8-часовой рабочий день. При средних грунтах для создания указанного выше поперечного профиля число проходов приходилось повышать до 30. Стоимость работ по профилированию 1 км новой дороги определялась в 350 — 410 руб. При организации работ по профилированию дорожного полотна нужно предусматривать возможность одновременно с профилированием выполнять также и небольшие земляные работы по срезке бугров, засыпке выбоин, подсыпке земли к мостам и трубам и т. п. Поэтому в состав механизированного отряда следует также включать необходимое количество конных лопат-волокуш. Кроме того, каждый отряд надо снабжать плугами для разрыхления тяжелых грунтов. При назначении длины обрабатываемого участка надо учитывать следующее: а) на длинных участках грейдерист не может запомнить в точности очертание местности и всех ненормальностей предыдущего прохода, требующих исправления; б) в жаркую погоду вырытый грунт скоро высыхает и, обращаясь в пыль, частично уносится ветром; в) в дождливое время неоконченные обработкой участки медленно просыхают, препятствуя при этом дальнейшей работе; г) вместе с тем, чем длиннее участок, тем меньше теряется времени на повороты грейдера в конце участка и, следовательно, производительность его соответственно больше. Подобно всем прочим видам земляных работ, связанных с постройкой дорог, профилировка требует также обязательной предварительной разбивки работ. Разбивка под механическое профилирование отличается от принятых методов разбивки под ручное выполнение работ своей простотой. Обычно для профилирования считаютдостаточным на поперечном профиле отметить колышками «а» лишь линии наружных бровок будущих кюветов, которые должны служить направляющими линиями как для тракториста, так и для грейдериста (рис. 4). На прямых участках дороги эти колышки следует забивать в количестве 2 — 5 шт. на каждые 100 пог. м полотна, в зависимости от квалификации персонала, обслуживающего машины. На кривых участках дороги это расстояние должно быть меньше, в зависимости от пологости кривой, с тем, чтобы обеспечить этим вполне правильное и плавное закругление. Для контроля правильного перемещения грунта и получения заданной выпуклости точно по оси полотна, ось дороги также следует отмечать колышками. Работая, грейдерист должен строго соблюдать заданное ему направление по колышкам разбивки, широко пользуясь рулевым управлением грейдера. Дефекты, являющиеся результатом отступления от этого направления, в особенности при первом проходе, в дальнейшем нельзя исправить без значительной потери времени на дополнительные проходы. При первом проходе грейдера грейдерист должен действовать согласованно с трактористом. На рис. 5 показана схема расположения трактора и грейдера при первом зарезании грунта. Надо избегать чрезмерной глубины срезки за один раз, так как при глубоком зарезании происходит перегрузка ножа, а также перенапряжение трактора. При видимой перегрузке трактора грейдерист должен несколько поднять нож и изменить угол наклона к оси грейдера. Трактор не должен работать рывками. Это вредно отражается как на тракторе, так и на качестве работы. Исключения могут быть только в редких случаях, когда более глубоким врезом необходимо дать уклон канаве, срезать неровность на дорожном полотне или исправить ошибку предыдущего прохода. В таких случаях может быть допущена перегрузка трактора, но не более чем на 5 минут. Грейдер и все его механизмы приводятся в рабочее положение, сответствующее данному проходу по рабочей схеме, до начала рабочего хода. Излишняя поспешность и продолжение регулировки всех механизмов во время работы всегда являются причиной крупных недоделок и ошибок в выполнении профиля.XXРис. 5. Схема расположения трактора и грейдера при первом зарезании грунта.