.ОТЧЕГО ПРОИСХОДИТ ПЕРЕРАСХОД ГОРЮЧЕГО и КАК С НИМ БОРОТЬСЯСнижение расхода топлива является в настоящее время одной из наиболее важных задач, поставленных и перед нашим автохозяйством и перед автодоровской общественностью. Экономия горючего имеет сейчас значение не только в плане снижения эксплоатационных расходов, но также ис точки зрения сохранения топливных ресурсов страны, что дает возможность увеличить общий километраж эксплоатируемого в Союзе автомобильного парка. Существовавшие у нас в течение последних лет нормы расхода горючего, установленные Цудортрансом, как показали достижения отдельных автохозяйств и результаты конкурсов на экономию горючего, проведенных автодоровскими , организациями, весьма устарели, не являлись уже действительным оружием в борьбе за экономию топлива и заменены сейчас новыми. Насколько велико значение этих конкуосов, показывает опыт Бауманского райсовета Автодора (г. Москва), который вI квартале 1935 г. привлек к участию в конкурсе 10 автохозяйств с ходовым парком в тысячу машин. Общая экономия горючего по всем хозяйствам за время конкурса выразилась в 300 тыс. кг. Расход топлива в среднем по парку снижен на 17 проц. по отношению к нормам (при доведении лучшими машинами расхода топлива на 30 — 40 проц. ниже нормы). В таблице 1, приведены цифры расхода топлива в граммах на 1 км, показанные во время этого конкурса лучшими машинами различных марок в условиях зимней эксплоатации, а также в опытном испытательном пробеге на 35 км, без груза, в городских условиях. Расход топлива на 1 км пробега определялся по точно замеренному суммарному расходу в граммах на 1 км. Та бл и'ц'а 1 Зимниенормы Ц/дортрансаМарки автомобиляо. о иО) Е-SРасход:евВ опытВ эксплоном проатации беге 8385 160-170 240—250 243-250 400-43073,3 132,0ГАЗА ГАЗ-АА . . . АМО-3 . . . ЗИС-5 . . . . Бюссинг 5-тон.. . . .I II II III121 207 330 363 580236 242Наряду с новыми нормами Цудортранса об'явленными в приказе от 13 июля, автодоровские конкурсы должны ив дальнейшем занять ведущую роль в решении задачи снижения расхода горючего. Однако, как показывает анализ материалов проведенных у нас конкурсов, мы не используем здесь всех возможностей. Так, в конкурсе, проведенном Бауманским райсоветом Автодора, как ив ряде других, основной упор был сделан на водителя, хорошая и сознательная работа которого, конечно, определяет -показатели улучшения эксплоатации машин. Включившийся в конкурс водитель внимательнее относится кмашине, с большим расчетом водит ее и строже следит за экономией расхода горючего, — это, конечно, верно. Но исключительный упор на водителя приводит к недооценке тех мероприятий, которые и после окончания конкурса сохраняют повышенную экономичность эксплоатации машин, в частности мероприятий технического и организационного порядка. Проанализируем кратко причины, вызывающие перерасход топлива, и выявим мероприятия, которые дают экономию горючего не только в период конкурса, но и после его окончания. Непроизводительный расход топлива может иметь место в ряде последующих этапов его поступления на машину и использования. 1. Потери топлива при перевозке и хранении, а также при заправке машин. Эти потери лишь частично обусловлены техническим состоянием транспорта и бензораздаточных колонок. Здесь мы их рассматривать не будем и отсылаем читателя к брошюре инж. Дюмулена — «Как бороться за экономию горючего» (библиотека «За рулем»). 2. Потери из топливной системы автомобиля: подтекание через неплотности ниппелей, прокладок и проч.; расплескивание топлива через пробку после заправки машины; потери при чистке фильтров, при продувании трубопроводов и др. Эти потери зависят в основном от шофера и им самим могут быть сведены к нулю, исключая, может быть, небольшие потеDH на ЗИС вследствие расплескивания топлива через пробку при движении, что можно устранить лишь изменением конструкции пробки. 3. Перерасход топлива, обусловленный непоавильной регулировкой карбюратора или его неисправным состоянием и являющийся обычно наиболее значительным среди всех прочих потерь. Так как большинство наших машин имеет регулировку, не соответствующую максимальной экономичности, то умножив такой перерасход на количество неотрегулированных машин, получим огромные цифоы потерь. А между тем дело регулировки карбюратора легко и просто разрешается автохозяйством при помощи мероприятий, на которых мы кратко остановимся. Известно, что мощность и экономичность работы двигателя зависит в основном от состава рабочей смеси. Состав смеси до некоторой степени зависит от размера диффузора, но в основном определяется величиной отверстий жиклеров. Регулировка карбюратора, проводимая в лаборатории на заводе, сводится к подбору отверстий жиклеров, дающих наиболее экономичную работу двигателя. Эти жиклеры, которые принято называть эталонами, служат для контроля жиклеров всех выходящих с завода автомобилей. Размер калиброванных отверстий жиклеров можно проверять по размеру диаметра, но, как показывает опыт, этот способ может привести к значительным ошибкам. Два одинаковых, казалось бы, жиклера. просверленных одним сверлом по ряду поичин пропускают пои одинаковом напоре пазчое количество топлива, или. как говорят, призводительность этих отверстий может быть различной. Причиной этого является неодина- d 'Г I Рис. 1. Испытание жиклера ковая длина калиброванной части, разная форма кромок, шероховатости и проч. Отклонения могут быть настолько значительными, что сейчас на всех карбюраторных заводах калибровка жиклеров (определение размеров отверстий) производится не путем промера диаметра, а установлением производительности жиклера по количеству проходящей через него в единицу времени жидкости при данном постоянном напоре. Этим же методом необходимо проверять отверстия жиклеров и при контроле правильности регулировки карбюратора в условиях эксплоатации. Калибровка жиклера методом определения его производительности чрезвычайно проста и сводится к следующему. Испытуемый жиклер А (рис. 1) устанавливается на конце трубопровода, соединенного с напорным баком С, в котором находится жидкость, пропускаемая через жиклер. При помощи поплавкового устройства жидкость в баке поддерживается на постоянном уровне. Затем открывается кран В, и жидкость под напором Н начинает выливаться из жиклера в мензурку; одновременно с поворотом крана пускается в ход секундомер, который вместе с мензуркой позволяет производить определение расхода топлива за принятый промежуток' времени. Оборудовав в небольшом помещении подобную установку и имея жиклеры-эталоны к карбюраторам эксплоатируемых в автохозяйстве машин, можно легко обеспечить контроль и правильную регулировку карбюраторов, а следовательно и экономичное расходование топлива. Описанная выше конструкция установки для калибровки жиклеров хотя и проста, но недостаточно удобна в эксплоатации. Существует ряд конструкций, более удобных. На рис. 2 представлена схема установки для калибровки жиклеров, дающая более точные показания. Жидкость, наливаемая в бак А, поступает в поплавковую камеру Б, а отсюда в камеру В, пройдя через калиброванное отверстие Г. В камере В мы имеем штуцер с краном Д, в котором устанавливается испытуемый жиклер М, а также колпачок Е со спускной трубкой для улавливания и выпуска наружу воздуха, попавшего внутрь установки. Здесь установлена также стеклянная, открытая сверху трубка Ис подвижной шкалой К. Если открыть кран Д, то жидкость из поплавковой камеры будет выливаться из жиклера, проходя через отверстие Г. Работа прибора основана на том, что при движении жидкости в системе мы теряем часть напора за счет сопротивления калиброванного отверстия Г. Когда кран Д повернут так, что топливо к жиклеру не поступает, уровень жидкости в стеклянной трубке И устанавливается на уровне жидкости в поплавковой камере. Если же кран Д повернуть так, что топливо начнет вытекать из жиклера, уровень в стеклянной трубке опустится, так как жидкость потеряла часть напора на преодоление сопротивления отверстия Г. Уровень в трубке И опустится тем ниже, чем больше скорость истечения жидкости через отверстие Г и, следовательно, чем больше расход топлива через жиклер, т. е. больше его производительность. Шкала, помещенная рядом с трубкой, проградуирована соответственно расходу топлива. Для тарировки самой установки (в зависимости от рода жидкости и ее температуры) имеется специальная калиброванная пробка, по которой и устанавливается на определенной высоте шкала К. Техника проверки калибровки жиклеров такова: жиклер устанавливают в штуцере, поворачивают кран Д, и ждут, пока уровень в стеклянной трубке установится на определенной высоте. Число на шкале против уровня в трубке показывает производительность жиклера. Если это число не выходит из предела допущенных отклонений от производительности жиклера-эталона, то регулировка карбюратора считается правильной, если же выходит, то жиклер заменяется новым. Периодически снимая жиклеры с эксплоатируемых в хозяйстве машин и проверяя их производительность на подобной установке, мы обеспечиваем точную регулировку карбюраторов, а значит и систематическое снижение потерь топлива. Изготовление описанной установки приказом Цудортранса уже поручено тресту ГАРО, ногб1,ft]и;i„t"'"-Гте|'Рис. 2. Схема установки для калибровки жиклера она может быть легко построена и собственными силами в любом автохозяйстве. В настоящее время мы еще не имеем окончательно проверенных значений производительности эталонных жиклеров для различных машин, гарантирующих наибольшую экономичность работы двигателя в различных условиях эксплоатации (зимней, летней, городской, загородной и проч.), однако, можно уже сейчас с достаточной точностью привести средние значения производительности, найденные в лаборатории и давшие хорошие результаты в практике ряда автохозяйств.. В таблице 2 мы дает производительность жиклеров трех основных наших карбюраторов.4. Потери топлива, связанные с неправильным вождением машин. Их можно подразделить на два вида: потери, обусловленные неправильным использованием механизмов управления, и потери, вызванные ведением машины по. более длинному пути между двумя заданными точками. Первая группа потерь зависит от технической квалификации водителя и его сознательного отношения к расходу горючего. Неправильный пуск двигателя, злоупотребление воздушной заслонкой, излишне длительный прогрев, ненужная работа вхолостую, неправильный. разгон с запаздыванием перехода на высшую передачу, резкие торможения и позднее сбрасывание газа перед остановкой и Таблица 2КарбюраторыЖиклеры Главный Компенсатор Главный Компенсатор Главный Компенсатор Эконом.Напор в мм водяного столба 800 800 1000 1000 ЮОо 1000 1000| Производиi тельность I куб, см/мин. 292—308 260—272 164 -172 160-165 322 219 461Примечание Данные приведены для диффузора D = 2 7 мм Данные приведены для карбюратора нового выпускаАМО-3 ГАЗ-АА и ГАЗ А МААЗ-5 . . . .неумелое использование спуска, неравномернее движение, неправильное пользование рычагом опережения зажигания, злоупотребление иглой дополнительного топлива у ГАЗ и много других. Вот основные причины перерасхода топлива по первому виду потерь. Это говорит о том, что нельзя предоставлять водителя самому себе, а необходимы соответствующие мероприятия со стороны автохозяйства. Немалые потери топлива дает вождение машины при плохом знакомстве водителя с местностью. Расход топлива на километр пробега в большинстве наших автохозяйств определяется не по спидометру, а курвиметром по карте. Этот способ определения пройденного пути может дать неверные цифры, если шофер Помимо калибровки жиклеров, должны пеплохо знает дорогу. Нам известны многочисриодически проверяться и другие элементы ленные факты, когда даже в городах наши карбюратора — запорная игла поплавковой шоферы в связи с плохим знанием своих камеры, уровень топлива в поплавкой камере, маршрутов ухитряются при перевозках делать жиклер холостого хода и др. Особое внима60—70—80 проц. лишнего пути. Лишний проние нужно обращать на плотность посадки бег чрезвычайно повышает не только расход иглы дополнительного топлива в карбюраторе горючего, но и эксплоатационные расходы ГАЗ и момент открытия клапана экономайзера вообще, почему и не приходится доказывать в карбюраторе МААЗ-5. Момент касания огромного значения спидометра на машине, поршнем насоса к стержню клапана должен облегчающего диспетчеризацию эксплоатируесоответствовать повороту дросселя, при котомото парка, позволяющего легко контролирором между его кромкой и стенкой смесительвать соблюдение маршрутов, точность проденой камеры должен иметься зазор в 13 мм. ланного машиной километража. > В этом карбюраторе нужно также строго сле5. Перерасход топлива, обусловленный дефекдить за центральным расположением жиклетами шасси, имеет также большое значение. ров в диффузоре, а также обеспечивать зазор Неправильный развал колес вызывает дополмежду жиклерами вверху около 1—1,5 мм. нительные сопротивления при движении маши£. Все изложенное выше по вопросу регулировны, как и неправильная (излишняя или'неодики карбюратора дает общее представление о наковая) затяжка тормозов, неправильная натех мероприятиях технического порядка, кокачка шин, плохо отрегулированное рулевое торые обязательно должны включаться в услоуправление и пр. Даже такие мелочи, как невия каждого конкурса, как отражающие один полный свет фар, плохо работающий сигнал из основных моментов в борьбе за экономию или ненадежность рессоры заставляют водитегорючего. Хозяйство, не наладившее у себя j ля вести машину не так, как следует, и, значит, правильной регулировки карбюраторов, не повышают расход топлива. Содержание шасси может претендовать на завоевание первенства в исправном состоянии и систематическая прони в одном конкурсе на экономию. верка и регулировка отдельных элементов си-К этой таблице необходимо сделать следующие пояснения: производительность жиклеров для всех карбюраторов определялась проливкой водой при температуре 15 — 20° Ц; производительность для карбюраторов АМО-3 и ГАЗ-А дана в пределах допустимых отклонений; производительность жиклеров для карбюраторов ГАЗ-А и МААЗ-5 соответствует размерам заводских диффузоров,' а производительность жиклеров ГАЗ-А, выпускаемых Горьковскими заводами, выше той, что указана в таблице, и соответствует более богатой регулировке. Приведенные цифры получены при испытании карбюратора в НАТИ и дают регулировку более экономичную, чем заводская.