ДИЗЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВИКИ в опытной ЭКСПЛОДТДЦИИНесколько месяцев назад, по настоянию автомобильного совета ЦС Автодора, Наркомтяжпром дал указание ГУТАП об организации при НАТИ опытной базы для проведения испытаний дизельных автомобилей в' условиях нормальной их эксплоатации. На дизельной базе НАТИ проходили испытания в нормальной эксплоатации 18 машин с импортными дизельмоторами, из числа участвовавших в международном дизельном конкурсе 1934 г., и, кроме то,го, 2 с мотором Греф-Штифта (тип Гессельмана) и 1 бензиновая машина ЗИС-5, для сравнения с дизелями. Средний километраж, пройденный дизелями, находящимися под постоянным техническим наблюдением на базе, на 15 июля с. г. составляет (включая конкурсные испытания) 14 100 км, при максимальном километраже в 25 498 км (автобус с мотором Греф-Штифт) и минимальном в4 875 км (Бирдмор). Бензиновый грузовик ЗИС прошел 9 320 км. Пройденный километраж зависел от срока прибытия машин в НАТИ. Все дизели работали на газойле, за исключением специальных испытаний на солярке, которым подвергались машины с дизельмоторами Торникрофт, Бирдмор и Ланг. Моторы Греф-Штифт, начиная с мая, были переведены с газойля на солярку, на которой они работают вполне удовлетворительно. Средний расход топлива дизельными грузовиками на 100 км пробега в нормальной эксплоатации на 5-тонных шасси составил за отчетное время 26,9 кг, на 3-тонных шасси — 18,37 кг. Средний же расход бензина, согласно установленным нормам Цудортранса, для 5-тонных грузовиков составляет 42,0 кг, а для 3-тонных • 30,0 кг. Экономия в расходе со— ставляет, таким образом, соответственно 35,3 и 39,0 проц. Сравнивая эти данные с полученными в результате недавнего специального пробега Москва — Тифлис — Москва, можно считать, что экономия топлива для дизелей (по сравнению с бензиновыми моторами) в нормальной эксплоатации ниже, чем полученная в пробеге. Тем не менее, если учесть то обстоятельство, что 1 тонна бензина (на складах Москвы, без доставки потребителю) стоит 900 руб., а газойля—в среднем около 135 руб., выходит, что расход горючего для дизеля по сравнению с расходом бензиновой машины в эксплоатации меньше почти в 10 раз. Правда, стоимость расходуемого на дизеле масла превышает в 1,5 раза стоимость его на бензиновой машине, но все же по экономичности дизель превосходит бензиновый двигатель в общем раз в 8—9. "Ь Оценивая прочность и надежность дизелей в эксплоатации на основании пройденного километража машин с дизельмоторами Рено, Ланг, Ганц, Кросслей, и сопоставляя их, например, с дизелями МАН, Заурера и др., можно вывести заключение, что дефекты дизельмоторов чаще всего проявляются в кривошипно-шатунном механизме. Трехопорные валы для 4-цилиндровых моторов и четырехопорные для 6-цилиндровых в работе ненадежны. Прогибы вала в работе быстро выводят из строя подшипники и приводят к преждевременному износу самого вала. Анализ дефектов кривошипно-шатунного механизма вышеперечисленных моторов подтверждает существующее мнение о целесообразности применения свинцовисто-бронзовых вкладышей в быстроходных дизельмоторах ио преимуществах конструкций с многоопорными твердыми валами. Из испытанных на базе дизелей выделились по овоей прочности и надежности в работе машины с моторами: МАН прошла на 15 июля Лиллуаз , „ Заурер №32,, „ ,„ Заурер № 31 „ „ „ „ 16 938 км 12.629 „ 13.777 „ 15.460 „Из них Лиллуаз — с двухтактным мотором типа Юнкере, остальные же — с непосредственным распылением (за исключением Заурера № 32 с крейцкамерой). Все эти моторы, за исключением мелких эксплоатационных неполадок, дефектов в работе не имели. Наблюдения по линии запуска дизелей показали, что в весенних и летних условиях время пуска составляет в среднем от 1,5 секунд до 1,5 мин., причем наилучшие результаты дают дизели с непосредственным впрыском топлива (МАН, Лиллуаз, Бирдмор — от 0,8 сек. по 4,8 сек.), за ними идут дизели с вихревыми и крейцкамерами (Кросслей, Торникрофт, Заурер) и, наконец, — с форкамерами (Бюссинг, Ланг, Ганц). Такую же характеристику запуска дизелей дали и результаты пробега Москва — Тифлис — Москва. ' В настоящее время в НАТИ ведутся подготовительные работы для испытания пусковых качеств дизелей в зимних условиях. В соответствии с указаниями ГУТАП, автобаза НАТИ концентрирует все свое внимание на изучении наиболее интересных типов дизелей, и таким образом техническое наблюдение, в соответствии с программой испытаний, оставлено на базе лишь за следующими машинами: Греф-Штифт — Австрия — 2 мотора Заурер — Швейцария — 2 „ (из них один с крейцкамерой, другой с непосредственным распылением) Бюссинг — Германия -- 2 мотора (4 и6 цилиндровый) Ганц — Венгрия - 1 . Торникрофт — Англия 9 Ланг — Венгрия * • Лиллуаз — Франция — 1 „ (двухтактный) Бирдмор — Англия •• * » ЗИС-5 — СССР "" к »—Моторы же Рено, Ганц (4-цилиндровый), Кросслей и Дейц, как не представляющие для НАТИ технического интереса, с наблюдения сняты. После ремонта эти моторы поступят в обычную эксплоатацию. Дальнейшая программа испытаний дизелей на базе предусматривает периодические (через каждые 7 500 км пробега) лабораторно-дорожные и (через каждые 15 000 км) лабораторностэндовые испытания. Кроме того, в процессе эксплоатации будут попрежнему производиться все замеры в соответствии с требованиями программы. Дальнейшие испытания машин дадут так же возможность получить материал для окончательного технического суждения о поведении дизельмоторов в зависимости от их износа при эксплоатации. М. Ю.