18
19
20
Кан утюнпПравильное содержание безрельсовых дорог является в настоящий момент одной из главнейших задач дорожного хозяйства. Дороги, предназначенные для обслуживания народного хозяйства, требуют систематического и правильного ухода; без этого они неминуемо придут в расстройство ив конечном счете разрушался. Особенно это относится к низовой дорожной сети, состоящей главным образом из грунтовых дорог.,орогувысыхании эти неровности на поверхности дороги обычно также затрудняют движение. Эти повреждения легко могут быть исправлены;, но лишь в тот момент, когда грунт еще сохраняет свою подвижность вследствие увлажнения. Главной работой по содержанию грунтовых дорог яввляется регулярная утюжка их, для чего применяются простейшие дорожные снаряды — деревянные утюгй (рис. 1) с конной или тракторной тягой. Назначение утюжки в этом случаевыгладить неровную поверхность дороги и восстановить утерянную ею выпуклость путем передвижки с краев дороги к ее середине сплывшего грунта, уплогнить поверхностный слой грунта, удалить воду и замешать грунт с водой в тесто для образования однородной и плотной корки при высыхании. Систематической и правильной утюжке дороги необходимо уделить особое внимание. Как же правильно наладить утюжку дорог и как часто и когда именно выезжать на работу с утюгом? Количество утюжек зависит от рода грунта дороги, от'движения по ней и от количества и частоты выпадающих дождей в данном районе. Весеннюю утюжку следует приурочивать к концу распутицы, когда насыщенный водой rpvitT начинает подсыхать, но еще свободно передвигается утюгом по полотну, не прилипая, однако, к доске утюга. В этом случае, по окончании распутицы и после придания дороге правильного поперечного очертания (выпуклости), дорога хорошо высыхает и остается на лето гладкой и ровной. Летом после дождей на дороге снова начинают появляться колеи. Для устранения их дорогу необходимо снова проутюжить в момент, когда после дождей она начинает подсыхать. Не надо дожидаться пока дорога окончательно высохнет, потому что в этом случае утюжка! ее будет бесполезна, так как утюг не в силахРис. 1. Деревянный утюг Все работы, связанные с содержанием грунтовых дорог, невелики по объему, крайне просты и могут быть легко выполнены простейшими способами. Однако они должны производиться именно в тот момент, когда это требуется и наиболее выгодно и просто по осуществлению. Главнейшими причинами, вызывающими повреждение дороги, является действие воды, воздуха и проходящих по дороге повозок. Сильно увлажненная дорога хуже сопротивляется давлению колес повозок, вследствие чего на ней начинают образовываться колеи, ямы и т. п. л застаивающаяся в ямах вода, проникает в дальнейшем в глубь дорожного полотна. При~2Jo__' S0-I002. Плоский утюг . 3. Схема утюжки будет срезать высохшие неровности. Утюжка летом в сухое время, в особенности на глинистых и суглинистых грунтах, иногда не только бесполезна, но и вредна, так как она срывает уплотненный слой грунта, разрыхляет его и способствует образованию пыли. С наступлением дождливой осени утюжку необходимо усилить. Особенно важно проутюжить дорогу поздней осенью, перед заморозками. Если дорога уйдет под снег в невыглаженяюм состоянии, то весною в ямках будет застаиваться вода, отчего увеличится продолжительность распутицы. Кроме того, в случае замерзания выбитого грунта дорога до покрытия ее снегом, оудет трудно проезжей. Приводим следующие ориентировочные данные для расчета необходимого количества утюжек (в зависимости от климатических условий). К зоне с избыточным увлажением могут быть отнесены: БССР, Западная область, северная часть Московской области, Ивановская промышленная область, Северный край и далее на ЕОсток — районы севернее 55-й параллели. К зоне с умеренным увлажнением отиосягся УССР, быв. ЦЧО, Крым, юго-западная часть Северокавказского края, южная часть Московской области, Средне-Волжский край, Горьковский край, Башкирская АССР, западная часть Грузинской ССР. Для этих зон, в зависимости от грузонапряженности дороги и рода ее грунта, число утюжек может быть ориентировочно исчислено в следующем количестве:•Для определения количества утюжек особенно важен род движения по дороге. Автотранспорт способствует значительному уплотнению грунта, в то время как узкие жесткие обода колес конных повозок прорезывают грунт. Поэтому если на дороге преобладает автомобильное движение, то приведенные выше нормы утюжек могут быть уменьшены примерно наполовану. Большое значение для утюжки имеет выбор того или иного типа утюга, в зависимости от условий работ. Так, например, весной и осенью не следует применять обычных утюгов, если приходится производить утюжку по совершенно сырому грунту, чтобы не столько УНИЧТОЖИТЬ колеи, сколько удержать их в определенных границах и предупредить распространение их в глубь полотна. В данном случае грунт не должен перемещаться, действие утюга здерь ограничивается только замазыванием сырых колей. В этих случаях с успехом можно применять плоские утюги (рис. 2), изготовляемые из 3—4 досок, соединенных друг с другом в нахлестку и скрепленных болтами и железными полосами. Такой утюг хорошо размазывает сырой грунт, заравнивает неровности и выжимает воду на поверхность. При этом лучше применять конную тягу. Если грунты тяжелые и дорога повреждена больше, то следует выбирать утюги более прочные и более совершенных типов. Большое значение для успеха утюжки имеет также техника выполнения работ. Не следуетГрунт полотна дорогиЗонагравирование» доГрузонатяжелый суглинок я средний суглинок супесок рога глины пряж. дороги в тонн осень в сутки.' весна лето осень весна лето осень весна лето осень весна летоЗонас избыточным увлажнением Зона с умеренным увлажнением75 150 300 75 150 303 342221 12111о 342234 683 462 ' 2 4 !2 224 68456 '8 10 12 67 105 683573 12 15 7 10 12424313Грузонапряженность в тоннах в сутки взята брутто, т. е. дан вес провозимого груза и повозки. Рис. 4. Схема рабочего расположения утюга доверять утюжку необученным этому делу, рабочим. Утюжку надо производить последовательными проходами по обрабатываемому участку (рис. 3). Сначала утюгом проходят по краю дорожного полотна. Пройдя до конца определенного участка, утюг возвращается обратно вдоль другого края. Следующий проход следует делать ближе к оси полотна, захватывая предыдущий на 1520 см. Конную утюжку следует производить со скоростью рабочего хода лошади, а т^-асторную на второй скорости трактора. Вначале надо утюжить те участки, которые высыхают быстрее. Для загрузки ребер утюга и для врезания передней грани его в грунт на утюге все время должен находиться рабочий. Становясь над передним ребром, он своим весом заставляет упот врезаться в грунт на большую глубину. Отступая назад, рабочий облегчает переднее ребро, которое только заглаживает поверхность.меняется и устанавливается на месте опытным путем. Длина прицепки утюга также должна регулироваться в зависимости от выполняемой работы. При короткой цепи утюг врезается в грунт меньше, при длинной—больше. Для тяги можно применять как лошадей, так и тракторы. На рис. 5 показан способ прицепки утюга к трактору. К мощному трактору можно прицеплять по несколько утюгов (рис. 6) в таком порядке, чтобы они перекрывали возможно большую площадь полотна. В качестве тяги с успехом можно применять также и грузовые автомобили; особенно рациональна прицепка утюга к постоянно курсирующим на данном участке дороги автомашинам. В этом случае желательно загрузить утюг дополнительной нагрузкой в 40—50 кг. и скорость движения автомашины установить не свыше 15 км в час. .Оса полотна дороги,, Внцтрен фо5ка ханабыРис. 6. Схема сцепки двух утюгов Если по мере увеличения повреждений трудно поддерживать дорогу в порядке одной лишь утюжкой, надо прибегнуть к более совершенным дорожным снарядам, как грейдер. Грейдер заглаживает колеи, заравнивает выбоины, срезает бугры и неровности и восстанавливает первоначальный вид дороги. Иногда, при слишком напряженном движении по грунтовой дороге, для некоторых тяжелых грунтов (глина и т. п.) стоимость утюжки может оказаться дороже, чем стоимость постепенного улучшения этого грунта. Таким пределом стоимости содержания ориентировочно можно считать 300—400 руб. в год на 1 км грунтовой дороги. Исходя из существующих способов содержания и стоимости, нельзя рекомендовать утюжку более 20—25 раз в сезон, так как стоимость ее будет слишком высока. В таких случаях целесообразнее производить постепенное улучшение грунта соответствующими добавками, Н. М—лРис. 5. Способ прицепки утюга к трактору Ребра утюга должны быть установлены под некоторым углом к движению (около 45°) (рис. 4), что необходимо для перемещения грунта поперек движения. Величина этого наклона для каждого рода грунта и состояния его влажностиН ЕЗАБУДЕТЕ , что срок вашей подписки на „За Рулем" истекает в ДЕКАБРЕ 1S35 года.Для беспрерывного и аккуратного получения журнала с начала 1936 года, необхо. дкмо сдать подписку не позже средних чисел декабря с таким расчетом, чтобы в .Москву заказы поступили не позднее 27 декабря . П ОДПИСНАЯЦЕНА : 12 мес. — 7 р. 20 к , Б мес. — 3 р. 60 к., 2 мес. — 1 р. 80 к. Подписку направляйте почтовым переводом: Москва, 6, Страстной бульвар, 11, Жургазоб'единение, или сдавайте инструкторам и уполномоченным Жургаза на местах. Подписка также принимается повсеместно почтой и отделениями Союзпечати.20