ПОЧЕМУ СТУЧАТ КЛАПАНЫВ ДВИГАТЕЛЯХ ГАЗУ двигателей ГАЗ отсутствует приспособление для регулировки зазоров между толкателями и клапанами. Эти зазоры, установленные при сборке двигателя с течением времени вследствие износа деталей распределения изменяются, в результате чего усиливается стук в клапанном механизме. К увеличению зазора ведет износ верхнего и нилснего торца толкателя, а также торца клапана. Увеличение может происходить и от попадания нагара между головкой клапана и седлом, что в разной степени наблюдается после продолжительной работы двигателя без притирки клапанов. Износ рабочего пояска (седла) головки клапана и гнезда для него в блоке цилиндров ведет к уменьшению зазора, так как клапан при этом допускается» вниз. Цилиндрическая часть (затылок) кулачков распределительного вала двигателя ГАЗ практически не изнашивается, а следовательно и не влияет на зазоры между толкателями » стержнями клапанов. Таким образом, в зависимости от величины износа указанных деталей (и толщины нагара) величина зазора может увеличиться, уменьшиться или остаться неизменной. При увеличении зазора выше нормального требуется его уменьшить, У двигателей ГАЗ это " обычно достигается путем притирки клапанов. Если же зазор мал, то его необходимо увеличить до нормального (0,25—0,35 мм), что достигается чаще укорочением стержня клапана путем снятия металла с торца. Так как величина зазора зависит от температуры двигателя, то проверку зазоров между толкателями и стержнями клапанов следует производить до прогрева двигателя. Здесь же необходимо отметить, что -торцы толкателей по своей поверхности изнашиваются неравномерно. У нижнего торца толкателя (у головки) больше изнашивается средняя часть. Верхний торец изнашивается также не по всей поверхности, так как диаметр его бывает несколько больше диаметра конца стержня клапана. Поэтому на торце толкателя, со стороны клапана (по внешней окружности), в результате выработки образуется выступ, затрудняющий правильную установку зазоров. Этот выступ при ремонтах двигателей необходимо удалять. Иногда клапан стучит оттого, что в работе он не всегда плотно садится в гнездо. Дело в том, что стержни клапанов двигателя ГАЗ часто изнашиваются неравномерно как по окружности, так и по высоте рабочей части стержня (в направляющих). Большему износу стержни подвергаются на грани верхнего и нижнего рабочего положения в направляющей. В этих местах в результате износа образуются заусенцы и уступы. При переборках двигателей направляющие клапанов не всегда ставятся на свои прежние места и не точно в то же положение. Кроме того, сами направляющие не имеют точно выдержанной длины. При этом клапан верхним своим уступом, образовавшимся в результате выработки, может иногда упираться в край направляющей и не плотно садиться в гнездо. Помимо ухудшения герметичности, зазор между толкателем и клапаном при этом увеличивается, и клапан стучит. Это обстоятельство следует иметь в виду при проверке зазоров. Заусенцы и выступы на стержнях клапанов необходимо устранить (зачистить), прежде чем поставить клапаны на свои места. При.этом у направляющих клапанов вверху желательно снять фаски по внутреннему диаметру. Износ торцов толкателей (уменьшение высоты) у двух автомобилей ГАЗ-А, прошедших по 60 тыс. км, приведен в таблице 1.Т аблица 1. Уменьшение высоты толкателей автомобилей ГАЗ-А в мм вследствие износа их торцов. Пробег автомобиля в тыс. км1 Среднее арифметическое значение износа торцов толкателей по всем толкателям/Двигатель № 23644 Двигатель J* 23 93 автомобиль ГАЗ-А автомобиль ГАЗ-АОт 0,8 до 20 От 20 до 40 О» 40 до 60!0,08 0,070,10 0,09 0,07Для определения износа торцов-толкателей производился обмер их высоты в местах больших износов после пробега автомобилей в 800 км, 20, 40 и 60 тыс. км. Оба автомобиля ходили в одинаковых условиях по дорогам с твердым покрытием — по Москве (49 проц. пути) и по шоссейным дорогам, прилегающим к Москве (51 проц.). Автомобили испытывались в течение одного года. Необходимо отметить, что на одном и том же двигателе толкатели изнашиваются неравномерно, имея достаточно большой разбег. Это происходит, видимо, вследствие неоднородности качества материала и некоторой разницы в работе. Износ толкателей в месте работы их направляющих небольшой — 0,010,03 мм на диаметре за пробег в 60 тыс. км. Увеличение или уменьшение зазора, как говорилось выше, зависит от величины износа толкателей, клапанов, гнезд для клапанов в блоке и толщины нагара между клапанами и гнездом. Промер зазора, производившийся на указанных двух • автомобилях ГАЗ-А через каждые 10 тыс. км пробега, показал, что зазор со сроком службы машины увеличивается. Это иллюстрируется таблицей 2.