10
11
КРУПНАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯСТЗ-НАТИходится 200 кг веса, в гусеничном тракторе Мак-Кормик — 1 32 кг, а в тракторе СТЗ-3всего 112 кг. 4) Новый трактор является не только сеяьскохозяйственным, ню и транспортным. На рцс. 1 показан транспортный трактор с |грузовой платформой и двумя прицепными тележками; трактор заснят при взятии им большого подъема, а на рис. 2 — сельскохозяйственный трактор с двумя прицепленными плугами. Общая схема трактора такова. Трактор олирается на почву при помощи опорных катков, собранных попарно в каретки. Кареток четыре, п одвес каждой стороны трактора. К осям кареток прикрепляется рама трактора, состоящая из двух лонжеронов швеллерного сечения. На рам i трактора монтируется спереди на трех точках картер двигателя с муфтой сцепления, а сзади тоже на. трех точках — корпус заднего моста и коробка передач. Двигатель и трансмиесия соединяются между собой большим полукарданом. , i В сельскохозяйственном тракторе за мотором, как обычно, располагается топливный бак и даль^ ш е управление и сиденье водителя. При переХ0Л(5 на| транспортный тип управление и сиденье в °дителя переносятся вперед, кабина водителя располагается над 1 мотором, топливный бак снимается, а на освободившееся место ставится грузовая платформа. дашше ° ~ *"*• *&*&. СТЗ-3 елеу ' Чистый вес 3 800 кг Вес в заправленном состоянии '. '. 4 100 Длина 3843 мм Продольная база . . . . '. ! около 2 600 Ширина 1697 Колея . . . . [ . . . . . . . . ' . 1 365 Высота с кабиной 2'260 "„ Высота без кабины '. '580 Дорожный просвет 360 Тип управления—бортовыми фрикционами Ширина гусеницы ЗЮ мм птпбпа / в ь1сота 50 ШП0аР : ^ДЛина 300]ГУСЕНИЧНЫЙ ТРДКТОРПриступая в начале первой пятилетки к проиэводству тракторов, мы не имели ни опыта, ни кадров и вынуждены были начать с использования заграничной техники. Тракторы, принятые к производству на наших .заводах, представляли собой копию ваграничных (а мериканских) машин. В качестве прототипов были выбраны самые лучшие американские модели. Однако вскоре оказалось, что социалистическому сельскому хозяйству и промышленности нужны машины более совершенные, еще более приспособленные для разнообразных нужд различных отраслей народного хозяйства. По заданию правительства Научный автотракторный институт (НАТИ) и Сталинградский тракторный завод создали в настоящее время конструкцию оригинального советского трактора марки СТЗ-3. Опытная модель этого трактора была1 испытана to присутствии товарища Сталинаи членов политбюро ЦК ВКП(б). В результате успешного испытания ЦК ВКП(б) И Совнарком СССР приняли этот тип трактора за основу для производства на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах. Конструкция трактора СТЗ-НАТИ является технически передовой. Основные преимущества этого нового трактора, по сравнению с нынешч ним колесным трактором СТЗ и ХТЗ, который он призван заменить, заключаются в еледующем. 1) Трактор имеет гусеничный ход. Это дает возможность успешно применять его там,, где колесный трактор безнадежно буксует. На гусеничном тракторе можно работать сейчас же после таяния снега, после проливных дождей, по вязкой почве! и т. д., благодаря чему можно сеять в более ранние сроки, чем при вспашке колесным тракторам. 2) Тяга на крюке гусеничного трактора почти в полтора раза выше, чем у колесного. Благодаря этому и расход топлива на 1 га у гусеничного трактора на 15—20 проц. меньше, чем у колесного. 3) Трактор СТЗ-3 (очень легкий. На 1 тяговую лошадиную силу в тракторах ЧТЗи СТЗ при-«••т. •••••.•! л-i--•>;•;.:•• ~=::w»/->'r"r.s: •*:^м,т\&->ш:\-т.IfдиМмр%:>ШШРис. 1. Транспортный трактор СТЗ-НАТИ с двумя прицепками берет под'ем •"ч Ч%&i&- im-^^i;::;:Рис. 2. Сельскохозяйственный трактор СЗТНАТИ в работеж ч :,\ wmmmrn >обеспечивает наиболее полное использование его тяговой силы. Скоростные и тяговые показатели тракторов приведены в следующей таблице:Скорости Рассчетные тяговые показатели с/х трактора (в км/час). ПередачиПлощадь опорной поверхности обеих гусениц 11 250 сма Длина опорной поверхности гусеницы 1810 мм Удельное давление на почву . . . 0,365кг/см* Шаг звена гусеницы 180 мм Число опорных катков на каждую гусеницу 4 Число поддерживающих катков на каждую гусеницу 2 Hal тракторе установлен 4-тактный 4-цилиндровый керосиновый двигатель, конструкция которого дает возможность перехода на дизель. В частности,, на двигателе установлен пятиопорный коленчатый вал, специально термически обработанный, что обеспечивает повышенную прочность поверхностей шатунных и коренных шеек. Основные данные двигателя следующие: Число цилиндров 4 „ тактов 4 Диаметр цилиндров 128 мм Ход поршня 152 „ Литраж двигателя 7,8 л Нормальное число оборотов в минуту 1 350 Мощность 52—55 л. с. Степень сжатия 4,25 Регулнтор центробежный Воздухоочиститель . . масляный,комбинированный Сшльма охлаждения принудительная „ смазки '..... принудительная „ зажигания . магнето высокого напряжения Карбюратор типа CT3-I или ЧТЗ Емкость баков { ^ ° ™ о ° . \ \ \ " 1,5 ' Освещение—динамо, 2 передних и1 задняя фара Трактор снабжен пятискоросткой коробкой передач с задним ходом. При переходе на транспортный тип 2-я и 3-я передачи, совмещенные в одной каретке, заменяются, чтобы получить более высокие скорости движения. Практика показала, что, обычная трехскоростная коробка является неудовлетворительной для трактора, так как из трех передач только две обычно являются рабочими, что не дает возможности трактору достаточно гибко приспосабливаться к переменному режиму полевых работ. Наличие большого числа рабочих передач является крупным эксплоатационным преимуществом трактора СТЗ-3 иi.; га х а.'• ои ы а. га о о. с ь<•Vи ни tfl О га га ид . О. О оо яО ЧU 1- S ийУСОН >,w« яS3*s- я нк оИHSS1-я 2-я 3-я 4-я 5-я. . . . .. . . . . . . . . .2,55 3,8 4,5 5.22 8,02,55 3,8 8,0 13,4 21,22 570 2 120 1760 104036 35 34 30В отличие от большинства гусеничных с.-х. тракторов, имеющих жесткую подвеску, трактор СТЗ-3 подрессорен полностью. Это, с одной стороны, позволяет ему работать на повышенных скоростях, а с другой, благодаря эластичной подвеске гусеница хорошо приспосабливается к неровностям местности, что улучшает сцепление трактора с почвой и повышает тяговое усилие на крюке. Конструктивно эластичная подвеска осуществлена при помощи горизонтальных спиральных пружин. Опорные катки гусениц при встрече с препятствиями поворачиваются вокруг шарнира на оси каретки, сжимая при этом пружины. Вместо обычной тяжелой гусеницы, на с.-х. Тракторе СТЗ-3 применена легкая литая гусе гида из высокомарганцовистой стали Гатфильда. Звено гусеницы не подвергается никакой механической обработке. Отверстие под палец получается прямо из-под литья. Пальцы с.-х. гусеницы стальные, цементованные. Проводимые в настоящее время полевые и транспортные испытания тракторов полностью подтвердили проектные данные и рациональность принципиальной схемы машины. На основе испытаний в конструкцию вносится ряд улучшений и уточнений, с тем, чтобы машина могла! быть пущена в массовое производство. Инж. Д. А. Чудаков