16
17
НЕИСПРАВНОСТИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ-ПРЕРЫВАТЕЛЯ ГАЗ и их'УСТРАНЕНИЕРаспределитель-прерыватель, или, как часто его называют шоферы,—трамблер автомобиля ГАЗ несложен, но при отсутствии надлежащего ухода за ним и ясного представления о работе всех его деталей, его неисправности часто ставят втупик даже опытных шоферов. Основные части распределителя-прерывателя известны каждому шоферу, поэтому мы будем говорить здесь только о его неисправностях ио том], как устранить эти неисправности. В едущийваликивтулки . Незначительная выработка валика и втулок нарушает нормальную работу зажигания. Выработка в 0,5 мм уже равняется величине зазора контактов прерывателя, и, следовательно, когда валик «бьет», зазор будет вызывать перебои в работе двигателя. кулачок необходимо слегка отшлифовать шкуркой. Кулачок будет работать очень долго,, если его раза два в шестидневку смазывать тонким слоем вазелина, предварительно смывая грязный вазелин, остающийся от предыдущей смазки. Ф ибрамолоточка изнашивается быстрее. По мере сработки фибры молоточек настолько близко подходит к кулачку, что начинает касаться его, вызывая соединение на массу ив конечном счете — перебои в работе двигателя. В качестве временной меры для устранения этого явления можно рекомендовать следующее: снять молоточек прерывателя и спилить напильником тело молоточка в месте А (рис. 1). Надо также спилить немного головку заклепки,, крепящую фибру молоточка, настолько, чтобы не ослабить заклепки. В некоторых случаях новый молоточек начинает давать перебои в разрыве; это получается оттого, что заклепки, крепящие фибру молоточка, настолько слабы, что фибра начи.чает сдвигаться, подскакивать и т. д. Эта неисправность устраняется путем подтяжки заклепок фибры молоточка. Молоточек прерывателя должен легко вращаться на своей оси Б, нэ не иметь качки!.; 'Если молоточек слабо сидит на оси, то во время набегания кулачка на фибру он отходит от контактного винта, предварительно скользнув своими контактами. При обратном движении он сядет на свое место также не сразу, и контакты будут скользить один по другому. В этом случае ось молоточка можно немного подпилить, а во втулку его вставить прокладку из фольги, пригнав молоточек так, чтобы он не болтался,, но двигался свободно. Н аковальняпрерывателя крепится на верхнем диске. У диска есть два отверстия, в которые входят два выступа, имеющиеся внизу у наковальни. Одно отверстие точно совпадает с диаметром заднего выступа, а другое имеет боковое удлинение. Это дает возможность сдвигать наковальню несколько вбок для регулировки положения контакта наковальни по отношению к контакту молоточка, так как молоточки бывают неодинаковой длины. Контактный винт наковальни, обгорая, дает неплотный контакт, поэтому необходимо во время профилактического ремонта производить регулировку зазора, зачищая при. надобности контакты шкуркой или бархатным напильником. Зазор между контактами прерывателя должен составлять 0,5 мм.Рис. 1. Устранение неисправностей фибры молоточка Для устранения этого недостатка валик надо проточить на токарном станке до снятия выработки и выточить новые втулки, пришабрив их по валику. Своевременная смазка валика увеличивает срок службы его в3 — 4 раза. Смазка пр'Оизводится через масленку костяным или жидким машинным маслом. Не надо наливать в масленку сразу много масла, потому что лоздух, выходящий из пространства между втулками, препятствует прохождению масла, в результате чего создается впечатление, что масла налито достаточно. Чтобы не впасть в ошибку, масло надо капать понемногу, протыкая масленку проволокой. Смазку таким путем следует производить не реже двух раз в шестидневку. Ввиду того, что при этом верхняя втулка почти не смазывается, надо снять распределитель (не разбирая его на части), налить масла в масленку И, опрокинув распределитель валиком вверх, вращать его, чтобы масло прошло в верхнюю втулку. Эту операцию надо проделывать периодически два раза в месяц. К улачокпрерывателя срабатывается не много, но все же на нем современем юявляются борозды, 'от которых быстро снашивается фибра молоточка прерывателя. В этих случаяхГРис. 2. КонденсаторJrPv^ll — £^апдаЬйнйг •iT Корпус распределителя и верхний диск . Верхний диск имеет три несимметрично расположенных выступа, которыми он входит в (канавку (паз), выточенную по окружности верхнего края корпуса распределителя. С течением времени кромка паза_, а также и выступы диска срабатываются, причем паз срабатывается больше там, где выступ диска Д находится в положении позднего зажигания и сходит на-нет к положению раннего зажигания. Эти выработки обыкновенно неравномерны для всех трех мест. В некоторых местах они доходят до 0,7 мм, а в [некоторых не более 0,2 мм. Неравномерность выработки приводит к тому, что диск при повороте перекашивается, изменяя величину разрыва контактов. Бывают случаи, когда двигатель работает на позднем зажигании, а как только поставишь раннее зажигание, двигатель начинает «стрелять», работать в два-три цилиндра. Предупредить это можно периодическим смазыванием выступов диска солидолом или автолом (на контакт диска с массой это не влияет), а для исправления указанного дефекта паз корпуса нужно проточить на токарном станке, снимая маленькую стружку лишь для того, чтобы вывести выработку. Диск можно исправить наклепкой выступов с обратной их стороны до выравнивания с общей плоскостью диска. К онденсатор . При неисправности конденсатора двигатель обыкновенно начинает работать с перебоями, с выстрелами в глушитель. Контакты прерывателя быстро обгорают, и искра вторичной обмотки получается очень слабой и короткой. Если при этом вы снимете крышку и ротор распределителя и, взявшись пальцем за молоточек прерывателя, будете оттягивать его, отрывая от наковальни, то почувствуете легкий удар в палец. Это объясняется тем, что экстратоки, образующиеся' в результате разрыва цепи первичной обмотки, 'не поглощаются конденсатором и чувствуются рукой. Наиболее частые неисправности конденсатора следующие: 1) ослабление головки конденсатора, а следовательно и ослабление контакта с фольгой; 2) ослабление или полное отставание пластинки Ж (рис. 2) у тех конденсаторов, у которых пластинка Ж припаяна оловом; 3) пробивание конденсатора, когда обе полосы фольги замкнутся между собой накоротко. Для исправления этих недостатков можно рекомендовать следующее. В случае отставания пластинки конденсатора надо вынуть конденсатор, отнять совершенно пластинку, зачистить проволоку Еи облудить ее (эта проволока входит между фольгой). Далее нужно взять пластинку, облудить всю ее часть, которая прилегает к конденсатору и, приложив к конденсатору облуженным местом, прогреть сверху паяльником, чтобы облуженная проволока Е спаялась с пластинкой Ж. Одновременно надо припаять пластинку к корпусу В конденсатора. Этим достигается хороший контакт между корпусом конденсатора и фольгой. В случае ослабления головки Ас изоляционной шайбой Б, что легко обнаружить рукой, надо вынуть конденсатор-, отогнуть боргяки, удерживающие шайбу головки, и вынуть целиком головку., Если контакт между головкой и фольгой осуществляется посредством проволочки, которая часто отстает из-за провернувшейся головки, то эту проволочку надо припаять и,-|Рис. 3. Улучшение контакта между верхней и нижней головками конденсатора, с помощью ручной отвертки вложив головку на место, легким ударом молоточка загнуть бортики, а по окружности в местах з (рис. 2) сделать несколько глубоких точек, которые вдавили бы латунь конденсатора в тело шайбы головки. При установке конденсатора на место надо обращать внимание на то, чтобы винт, который крепит конденсатор к планке| нижнего диска распределителя, входил в головку конденсатора свободно. Иначе при крепком затягивании винта головка неминуем» провернется, что повлечет за собой обрыв "проволочки. Бывает, что проволочка, припаиваемая к головке конденсатора, обрывается так, что ее трудно снова припаять. В этом случае нужно вынуть головку, вырезать металлическую шайбу диаметром немного меньше диаметра изоляционной шайбы головки и припаять ее к головкеконденсатора, а затем вставить головку и проделать те же операции, как в предыдущем случае. Это же можно проделать на нижней части конденсатора. Вместо металлической припаянной шайбочки Г (рис. 2) можно взять кусок фольги, скатать ее шариком, а потом ударом молоткз превратить шарик в «лепешку». Далее, взятьголовку конденсатора и срезать у нее изоляционную шайбу так, чтобы медная головка выступила из шайбы миллиметра на полтора. Эту медную головку надо хорошо потом зачистить, вставить указанную «лепешку» в конденсатор (диаметр «лепешки» не должен быть больше диаметра изоляционной шайбы головки), вставитьголовку и забортовать кромку. Причем перед забортовкой надо слегка ударить по головке длялучшей посадки ее. Сильно ударять не следует, чтобы не осадить всю фольгу и не замкнуть обе полосы, иначе конденсатор совсемвыйдет из строя. Если неисправности обнаруживаются в дороге, то можно проделать следующее. Сначаланадо убедиться в том, что конденсатор не замыкает, для этого надо вынуть его, взять кусокпровода, зачистить концы и один конец притязать к пластинке конденсатора, а другой—к любому винту, клемме и т. д., где есть ток. Если при прикосновении головки конденсатора к массе искры между головкой и массой не будет, то конденсатор не замыкает: Затем надо взять кон- л - р денсатор, поставить его хотя бы на крышку • •