20
21
Улучшение дорог известьюГрунтовые дороги — наиболее распространенный тип дорог низовой сети, так как для постройки их требуется меньше времени и средств, чем для дорог более высокого типа. Однако далеко не всякий грунт можно употребить в дело без предварительного его укрепления. В отдельных случаях для улучшения грунта необходимо искусственно изменять его свойства. Укрепление грунтовых дорог можно производить различными способами. Но для того, чтобы это стоило дешевле, надо использовать материалы, находящиеся вблизи от места работ. Поэтому выбор способа укрепления дороги, наряду с выявлением степени напряженности будущего движения по дороге, надо делать только после подробного выяснения, какие именно материалы имеются в данном районе, как они расположены и во сколько обойдется их разработка и доставка к месту работ. Среди различных способов улучшения грунтовых дорог особого внимания заслуживает химическая обработка грунтов с применением извести, которая дает хорошие результаты при улучшении глинистых грунтов и чернозема. Дороги, пролегающие в местах с этим грунтом, при переувлажнении дают жидкую грязь, а при высыхании — глубокие, трудно поддающиеся уничтожению колеи. Проутюжить сухую глинистую дорогу невозможно. Введение же в такие грунты извести делает дорогу менее скользкой, она не так быстро размокает, скорее просыхает и после высыхания становится доступной для утюжки. Применяемая для этого известь получается с псмэщью обжига известняков в особых извеетеобжигательных печах. Для приготовления извести могут быть использованы известняки любой прочности, но обязательно без содержания глинистых примесей. Крепкие и плотные известняки значительно труднее поддаются обжигу, поэтому лучше использовать известняки мягких пород. Такие породы известняков как раз чаще всего встречаются вблизи работ. Полученная таким образом -известь бывает двух родов: кипелка и пушонка. Кипелка получается сразу после обжига известняка, а пушонка — после того как кипелку загасят водой. В зависимости от количества воды, израсходованной на гашение кипелки, пушонка может быть получена в виде порошка или творожистой массы. Улучшение дороги производится путем тщательного перемешивания извести с грунтом дисковыми боронами (ряс. 1) или грейдером на толщину 15—20 см. Для этого надо сначала вспахать дорожное полотно на необходимую глубину и разрыхлить его. При этом надо следить за тем, чтобы грунт был тщательна измельчен и чтобы в нам не остались комья. Известь наносится ровным слоем по подготовленному грунту, а затем тщательно перемешивается с ним. Можно применять как известь кипелку, так и пушонку. При улучшении глинистых дорог кипелкой последняя растворяется в воде в количестве 1 кг на 5л воды из расчета 4—5 проц. кипелки по весу от улучшаемого грунта. Полученное так называемое 'известковое молоко разливается в 3—4 приема по разрыхленному и спланированному полотну. Для этого можно употреблять обыкновенную поливочную бочку с отверстием для выпуска известкового молока во время движения. Чтобы вытекающая из бочки жидкость имела однородный состав, необходимо ее в бочке все время перемешивать. Перемешивание разлитой жидкости с грунтом можно производить дисковыми боронами (рис. 2). Преимущество этого способа заключается в том. что материал, разжиженный водой, хорошо проникает в пустоты измельченного грунта. Однако большим недостатком его является необходимость подвозки значительного количества воды для добавления к извести, что сильно удорожает работы. Этот способ можно рекомендовать лишь при наличии воды вблизи места работ. Пушонка применяется в виде порошка или творожистой массы. Порошка берут примерно 6—7 проц. по весу от обрабатываемого грунта, а творожистой массы почти вдвое больше. В этом случае известь рассыпается ровным слоем по подготовленному грунту и затем уже перемешивается. В США для ускорения россыпи извести применяют сельскохозяйственные сеялки, прицепляемые к грузовому автомобилю (рис. 3). Рабочие, находясь на грузовике, где размещены запасы извести, все время подсыпают известь в сеялку и наблюдают за прохождением ее вдоль отверстий сеялки. Когда поверхность дороги окончательно перемешена, она выглаживается грейдером или утюгом и затем укатывается. Движение по дороге открывается через 3—4 дня после окончи нля работ. В 1932 г. в б. Центральной Черноземной области были проделаны опыты по обработке известью черноземного грунта. Для этого была применена гашеная известь (пушонка) в2 U Рве. 1. Дисковая борота Рис. 2. Перемешивание грунтов с известью на дороге§Рис. 3. Россыпь известкового порошка с помощью сеялкитворожистом состоянии, а также в виде известкового молока. В творожистом состоянии известь вводилась в грунт в количестве 42,4 кг на 1 кв. м (или 26 кг порошка на 1 кв. м). Известковое молоко содержало то же количество извести. Перемешивание производилось дисковой бороной на iдубину 18 см. При употреблении пушонки в творожистом состоянии перед уплотнением смеси катком весом 0,5 т производилась поливка водой в количестве 20 л на 1 кв. м. О действительных результатах этих работ судить было трудно, так как надлежащего ухода за улучшенными участками после работне было. Однако глубина колей осенью и весной на этих участках достигала лишь 8—10 см, тогда как до улучшения она доходила до 18 см. Это говорит о том, что введенная в дорожную дорожную одежду известь значительно увеличила сопротивляемость дороги. Обработку грунта известью можно рекомендовать также в тех случаях, когда на глинистых грунтах устраивается гравийная дорога или шоссе. При хорошем водоотводе такое улучшение позволяет обходиться без песчаной прослойки между покрытием и грунтом. В этом направлении необходимо, однако, вести еще опыты и изыскания. Инж. Н. МенгелК СВЕДЕНИЮ ПОДПИСЧИКОВВЫШЛИ В СВЕТ И РАССЫЛАЮТСЯ ПОДПИСЧИКАМ БИБЛИОТЕКИ „ЗА РУЛЕМ" КНИГИ; А. Н. МАКСИМЕНКО—Боевые машины. Выпуск 17-18. Проф. Е. А. ЧУДАКОВ —Электрооборудование советских автомобилей. Выпуск 19—22. 2|