Жидное топливо из торфаВопрос о переработке торфяных продуктов на моторное топливо до последнего времена был мало изучен. Торфяная смола рассматривалась главным образом как сырье для получения различных материалов химической —дромышленности.^ ,^*__«—»~—"—"—~ 1 <\ ' 11йа ШПГ"Яен1шградский индустриальный ин/ ститут провел большую исследовательскую работу ив результате установил полную возI можность и рентабельность переработки торфяной смолы для получения высококачествен- ! : : :::и \ H OPO моторного топлива. _т_-^,^-^-~-"-' -~.» ^ ** , Сыреем—дтгя~"~п'ёрё раб70тки служила смола коксового завода или генераторная смола, являющаяся отходом при газификации торфа, и в настоящее время неиспользуемая. Первой операцией при переработке смолы является перегонка, с отбором дистиллатов в количестве от 65 до 75—80 проц., что зависит от особенностей сырья. Остающийся после разгонки пек в количестве 22—35 проц. представляет ценный технический продукт, который с успехом может быть использован для различных отраслей промышленности, дорожных покрытий и пр. Путем изменения количества отбираемых дистиллатов можно получить пек различного качества, в зависимости от П'ред'являемыех к нему требований. Диетиллат в процессе перегонки разделяется на две фракции: легкое масло и парафиновую фракцию. Из легкого масла посредством щелочной обработки удаляются фенолы, используемые как побочные продукты производства, а полученное обесфеноленное масло подвергается вторичной перегонке с отбором лигроиновых, керосиновых и соляровых дистиллатов. Из этих дистиллатов после соответствующей очистки получаются готовые товарные сорта моторного топлива: тракторного лигроина, керосина и легкого моторного топлива типа газойль для быстроходных дизелей. Для более рационального использования тяжелой части дистиллата парафиновой фракции был предложен метод крекирования, т. е. метод химической переработки продукта с получением бензина, совершенно аналогичный процессу, применяемому в нефтяной промышленности. До последнего времени попытки крекирования торфяной смолы не давали положительных результатов. Основным препятствием при крекировании считалось высокое коксообразование. В результате проведенных экспериментальных работ был выбран метод парофазного крекинга, давший прекраоные результаты. Коксообразование не превышало 0,3 проц. на сырье, а в большинстве случаев было значительно меньше. Крекинговая аппаратура не требует высоких давлений, отличается простотой, невысокой стоимостью и легко может быть изготовлена на наших заводах. И з торфяной смолы по первому варианту переработки получаются следующие продукты (« процентах на сырье): 1. 2. 3. 4 Керосин Лигроин Газойль . Беизим с концом кипения щенный) : . . . • . - . . . . 220°Ц (очи8,5 >2,75 14,75 7,80и • и6П 7 70 30,0 28,5 100,05. Фенолы • 6. Пек 7. Газ, крекинг-остатки, потери и пр. . . .$ Успех крекинга в применении к торфяным ^продуктам, а также потребность в топливе ' для автомобильного парка заставили институт разработать второй вариант переработки, рассчитанный на максимальный выход бензина. В этом случае, при первоначальной разгонке смолы, легкое масло и парафиновая фракция собираются вместе и без предварительной обработки целиком поступают на крекинг. Переработке подвергаются и имеющиеся в дистиллате фенолы, часть которых превращается в низкамолекулярные фенолы ив некоторой части в углеводороды, входящие в состав бензина. Средние величины выхода товарных продуктов по второму варианту переработки следующие (в процентах): 1. 2. 3. 4. 5. Бензин с концом кипения 220СЦ (очищенный) Фенолы • Полимеры Пек . • . Газ, крекинг-остатки, потери и пр 23 64 25 42Опытная переработка производилась для различных по своему качеству торфишых смол: коксовой смолы Редкинского завода и генераторной смолы из верховых и низинных торфов (со стеклозавода Гусь-Хрустальный и Уральского завода тяжелого машиностроения). Во всех случаях получены приблизительно одинаковые результаты, подтверждающие полную возможность и рентабельность переработки этих смол на бензин методом крекирования. Для смолы из низинного торфа выход дистиллата и бензина был несколько меньше, однако не исключена возможность получения значительно лучших результатов посредством выбора соответствующего режима крекинга. Метод крекирования позволяет получать бензин различного химического и фракционного состава путем изменения условий переработки. Сравнительные результаты крекирования поодной и той же установке нефтяного сырья и парафиновой фракции торфяной смолы следующие: Выход бензина с концом кипения Содержание ароматики 220° Ц при в бензине однократном крекинге 26,0 проц. 27,0 . 31,5 „СырьеНефтяной газойль (бакинский) Мазут суруханский . Парафиновая фракция торфяной смолы . .6,0 16,0 14,63проц. „ „6Как видно из таблицы, в условиях наших опытов для торфяных дистиллатов получены более высокие технологические показателя. чем для различных сортов нефтяного сырья; причем необходимо принять во внимание, что