Р РНОНРТММНИЯ яптпчяппляимени СТЯЛИНЯГод назад на страницах журнала «За Ру1 лем» подробно излагался грандиозный проект реконструкции московского автозавода им. Сталина. Мы наблюдаем теперь этот проект в действии. Сейчас идет строительство теплоэлектростанции мощностью в 80 тыс. квт, которая должна во много раз усилить энерговооруженность автозавода, литейный цех расширяется в3 раза, возводятся инструментальный, штампово^механичеекий, модельный и прессовый цехи. Идет большое жилищное строительство' как для строителей, так и для будущих рабочих расширяющегося завода. На .строительство текущего года отпущено 160 млн. руб. Это только третья часть стоимости строительства, которое в целом с монтажем и оборудованием обойдется в 465 млн. руб. В 1936 г. предстоит строительство грандиозных рессорного, деревообделочного, арматурного цехов, отдела капитального ремонта, монументального инженерного корпуса, куда входит экспериментальный цех и ряд лабораторий. Промышленное .строительство занимает территорию в 300 га вместо прежних 90. Производственная мощность завода возрастет в5 раз. Вместо 25 тыс. рабочих к концу 1937 г. на заводе будет работать до 65 тыс. производственных и вспомогательных рабочих. Они будут работать в просторных, светлых и теплых цехах, в которых тщательно предусмотрены вентиляция, водоснабжение, расположение света, условия безопасности труда. с, Цехи расположены так, что остается много места для зеленых площадок. В этом году завод должен выпустить 30 тыс. грузовых машин. В 1936 г. будет выпущено 55 тыс. грузовиков и4 тыс. шестиместных лимузинов. Если к этому добавить план производства запасных частей, то в общем вся продукция завода., исчисляя ее в автомобилях, составит около 80 тыс. автомобилей. Кроме того усиливается производство трехосных машин и автобусов разных типов. Реконструкцией предусмотрено не только усиление производственной мощности завода, но и дальнейшее повышение и усовершенствование его технической базы. (Например, организация нового мощного штамповочного хозяйства позволит находу перевооружать производство штампами и легко переходить на новые формы кузовов. При создании нового мощного модельного цеха (в 150—200 машин) ЗИС получит возможность выпускать все более и более усовершенствованные модели не только легковых машин, но и автобусов и грузовиков. Можно будет запроектировать, на основании своего опыта и опыта передовых иностранных заводов, усовершенствованные модели машин на год, на два вперед, как это делается на американских предприятиях.'См. № 19 журнала за 1934 гПолучить возможность быстро переключаться на массовое производство новых моделей, на освоение новых технических достижений в автопроизводстве — в этом основной смысл реконструкции ЗИС. Проектирование и изготовление нового оборудования производится на 80 проц. силами советских станкостроительных заводов и лишь в очень незначительной степени путем закупок за границей, главным образом штампов для кузовов ЗИС-101. Станкостроительные заводы до сих пор плохо выполняют заказ на станки для новых цехов ЗИС. Станки поступают с большим опозданием и неудовлетворительного качества. Это задерживает включение в конвейер готовых цехов. Отсутствие производственной связи между заводами-поставщиками и реконструируемым автозаводом им. Сталина является одной из причин плохого снабжения оборудованием. Этв теперь начинает сказываться на ходе реконструкции. Но самый отсталый участок реконструкции — строительство ряда новых цехов. График строительства срывается. На 20 октября план строительства текущего года выполнен в общем лишь на 60 проц. Создается угроза срыва годового плана строительства. Положение в общих чертах рисуется в следующем виде. Закончено строительство механосборочного цеха. Здесь идут монтажные и отделочные работы. Часть штамповочного цеха уже сдана в эксплоатацию, другая сдана под монтаж. Плохо идут бетонные и штукатурные работы на стройке инструментального цеха. Задержка происходит из-за неполучения оконн о-рамных профилей (поставщик — завод им. Ворошилова). Задерживается строительство прессового цеха; отсутствие под'емных кранов (поставщикизаводы им. Январского восстания и Ковровский) не дает возможности приступить к монтажу этого цеха. Заводы-поставщики не выполняют договорных обязательств, явно недооценивая значения реконструкции автогиганта. А основной подрядчик на строительстве — трест '«Строитель» (начальник т. А. Прокофьев) —• не проявляет достаточной инициативы и не добивается выполнения поставок в срок. План реконструкции может и должен быть выполнен в срок. Порукой этому являются большая помощь и внмание, оказываемые партией и правительством, и развернувшееся стахановско-буеыгинекое движение. Надо только широко распространить это движение как на рабочих и инженеров-строителей, так и на заводы, поставляющие оборудование для реконструируемого ЗИС. М. Надеждин25 октября