ВЛИ5ШИЕ JV10F»03AНА ЗАПУСК АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙС наступлением морозов автоработники и трактористы испытывают затруднения в обслуживании автотракторного двигателя. Все наши быстроходные двигатели, применяемые в авиации, на автомобилях и тракторах, являются тепловыми, непосредственно преобразующими тепловую энергию топлива в механическую. Прежде, чем преобразовать тепловую энергию, ее надо получить из жидкого топлива, т. е. смешать топливо с определенной порцией воздуха, получаемого извне, и испарить его. Для того, чтобы испарить топливо, надо сообщить ему определенное количество тепла на парообразование, получаемое в нормальных условиях от воздуха. Если же воздух не в состоянии отдать свое тепло капелькам топлива, то испарения не произойдет и капельки топлива осядут на холодные поверхности всасывающей трубы, клапанов, цилиндров, и двигатель не запустится. Значит действие мороза, в первую очередь, сказывается на процессе карбюрации и затрудняет пуск двигате- ля. Получаемое Тепло в автотракторном двигателе используется для работы в количестве около одной трети, а большая часть неиспользованного тепла отводится водой, находящейся в системе охлаждения двигателя. Присутствие слоя воды, соприкасающегося с теплопроводным металлом, создает постоянную угрозу замораживания радиатора, блока, патрубков и водяной помпы. ( При ветреной погоде даже небольшой мороз может моментально заморозить воду в системе охлаждения хорошо прогретого двигателя. Это об'ясняется тем, что металл обладает большой теплопроводностью и хорошо отдает тепло холодному воздуху. Вода в системе охлаждения замерзает всегда в нижней части радиатора и нижнем патрубке, хотя при этом не исключена возможность наличия теплой воды (10—15° Ц) в верхней части радиатора и блока. Для избежания замерзания воды необходимо проверять рукой нижнюю час,т^> радиатора и почаще прогревать ее, особенно" в ветреную погоду. Полное замерзание воды в системе охлаждения ч влечет за собой трудноисправимую порчу блока, радиатора и патрубков. Не менее уязвима и система смазки двигателя. Под действием мороза смазочное масло настолько густеет, что не в состоянии выполнять своих функций. От сильно сгустившегося масла склеиваются движущиеся детали, вследствие чего возрастает сопротивление вращению. Это приводит в итоге к чрезмерным износам деталей двигателя. Густое масло в начале работы двигателя образует пробки - очень большим' давлением, от с чего происходят разрывы маслопроводных трубок и порча манометра. У некоторых машин, как, например, ГАЗ, очень часты случаи среза хвостовиков привода масляной помпы от сильно возрастающего противодавления холодного масла. Запуск в зимнее время двигателей, оборудованных батарейным зажиганием и стартером, сопряжен с дополнительными трудностями, так как чем ниже температура воздуха, тем меньше напряжение, даваемое батареей. От мороза возрастает внутреннее сопротивление батареи и понижается отдача энергии. Батарея питает своей энергией стартер, который должен вращать двигатель со сксростью, вполне достаточной для того, чтобы произошла вспышка в цилиндре. При застывшей смазке бывает, что двигатель не провертывается, и тогда никакой стартер, как бы он ни был совершенен, не будет работать. Несколько включений стартера настолько разрядят батарею, что напряжение ее будет ниже предела, необходимого для зажигания, и тогда завести • двигатель будет невозможно. Надо отметить, что недостаточная плотность электролита, вследствие разрядки батареи, может быть причиной замерзания и разрыва банок. Все это должно быть учтено при эксплоатации двигателей. Какие же меры могут быть приняты для предохранения двигателей от мороза? Все подогреватели с открытым пламенем здесь неприменимы. Громоздкость и дороговизна различных систем парового обогрева не под силу маленьким хозяйствам. Электрогрелки требуют для своего питания тока достаточной мощности. Поэтому наилучшим пока способом подготовки машин к запуску является применение водомаслогрейки и соблюдение следующих -правил., Двигатель и радиатор должны быть зимой защищены теплым чехлом. При остановке на ночь из машины необходимо спустить воду и масло. При морозах ниже 15° Ц аккумулятор надо снимать и убирать в теплое помещение. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы вода не осталась в помпе. Для запуска надо залить горячую воду и масло в двигатель и провернуть 4—5 раз за ручку, после чего можно включать стартер. Многие практикуют способ заводки машины без воды. Надо указать, что при сгорании внутри цилиндра создается температура 1 5001 800° Ц. Если мы сначала заведем машину, а потом будем наливать воду.то вода не сразу покроет цилиндр и головку. За это^ время головка цилиндра успеет накалиться и вследствие этого произойдет авария двигателя. Такой способ запуска должен быть категорически запрещен, как вредный и неграмотный. С. Я. КарякинПодписывайтесь ма лкурнал„ЗАР УЛЕ М"Двухнедельный журнал, посвященный вопросам автомобильного и дорожного дела. П ОДПИСНАЯ ЦЕНА: 22 12 мес—7 р. 20 «., 6 мес,—3 р. 60 к., 3 мес—-1 р. 80 к.