Какой нам нужен грузовик?Инж. А. ДУШКЕВИЧВ порядке обсужденияПроблема увеличения нагрузки на автомобиль при малом весе шасси неоднократно привлекала внимание конструкторов грузовых автомобилей и автобусов. Вопрос о наиболее рациональном типе грузового автомобиля широко обсуждается за границей в специальной печати и на многочисленных с'ездах различных автомобильных обществ и об'единений, а между тем до сих ПОР В ЭТОМ отношении сделано еще крайне мало. 06'ясняется это главным образом тем, что разрешение этой задачи требует радикального изменения конструкции современного грузо" J вого автомобиля. Автомобильные фирмы в подавляющем большинстве не хотят производить серьезных Рис. 2. 3—4-тонный грузовик Автокар с вынеизменений в схеме грузового автомобиля, сенным вперед управлением требующих капиталовложений и представляющих известный риск в коммерческом отношении. Исключение составляют лишь тальными двигателями. И это далеко не слугерманские фирмы, пользующиеся значительчайно, так как применение горизонтального ной финансовой поддержкой своих хозяев, двигателя является логическим методом праготовящихся к войне. В прошлом году часть германских фирм ! • вильного разрешения проблемы создания наиболее рациональной конструкции грузового выпустила грузовые автомобили с горизонавтомобиля среднего и тяжелого типа. Основной тип современного грузовика — это нормальный по схеме грузовой автомобиль, снабженный .сравнительно мощным двигателем, длинным капотом, больпшм радиатором и боЛ.шой комфортабельной кабиной для водителя. Наблюдается также стремление к оформлению передней части грузовика подобно легковому автомобилю (обтекаемые передние крылья и пр.). В результате затруднился доступ к двигателю и значительно сократилась погрузочная площадь. Ограничение погрузочной площади в кузове заметно больше всего на грузовиках в 1,5 — 3 т, так как здесь капот и кабина занимают около половины шасси (рис. 1-А). Наиболее простой способ получения максимально возможной погрузочной площади в кузове — удаление капота двигателя. Это было уже давно учтено в Англии, где большинство фирм выпускает много грузовиков различного тоннажа с вынесенными вперед кабиной и управлением ис двигателем под кожухом в кабине. Некоторые фирмы с той же целью частично выносят кабины вперед, вследствие чего капот перед передним щитком получается очень коротким, и при этом часть двигателя также помещается внутри кабины. За последнее время легкие и средние грузовые автомобили подобной конструкции находят все более широкое распространение даже в Америке в качестве стандартной продукции. Достаточно отметить, что такие известные американские фирмы, как Автокар, Додж, Интернационал, Мак, СтудеРис. 1. Сравнительные размеры грузовиков. бекер и Уайт выпускают по нескольку модеА—нормальный грузовик); В—грузовик с вылей грузовиков с кабиной над- двигателем несенным вперед управлением (штрихом пока(рис. 2, 3 и 4). зана дополнительная погрузочная площадь Осуществление такой конструкции грузовикузова); С—грузовик с вынесенным вперед ка поставило перед конструкторами ряд ноуправлением, стандартным кузовом и укоровых проблем, которые разрешены теперь до- t ченной колесной базой вольно успешно. * Рис. 3. Грузовик-цистерна Уайт. При вынесенном вперед управлении цистерна выполнена значительно бо. лее вместительной и эффективной с внешней стороны Установка кабины над двигателем при ковильном подборе соответствующих передаточлесной базе, одинаковой с нормальной машиных отношений в системе управления также ной, увеличивает длину кузова в среднем, не представляет для водителя каких-либо запримерно, на метр (рис. 1-В). При прежних труднений, несмотря на некоторое повышеразмерах кузова грузовик имеет более коротние нагрузки на переднюю ось. кую колесную базу (рис. 1-С); меньшие общая Переднее управление значительно улучшает длина и колесная база улучшают маневренобзорность, что способствует большей безопасность автомобиля, так как радиус поворота ности и более эффективной работе водителя. уменьшается пропорционально уменьшению. Отсутствие длинного блестящего капота колесной базы. Короткобазные грузовики с пеуменьшает напряжение зрения, испытываемое редним управлением получили особо широкое водителем. применение на работе в портах, на складах, Доступ к двигателю, сцеплению и коробке на различных строительствах и во всех тех «передач не на всех типах этих машин одиместах, где требуется повышенная маневреннаково удобен, но практика показала, что не ность и где пространство для погрузо-разгру- хуже, чем в обычных грузовиках. На некотозочных работ ограничено. рых машинах кабина легко смещается, открывая легкий доступ к двигателю и трансПереднее управление имеет немаловажное миссии. Благодаря специальной^конструкции значение и для грузовиков, используемых в качестве газогенераторных автомобилей. кабина скользит вперед на роликах. Ролики Освобождающаяся площадь используется для нормально заблокированы и освобождаются только тогда, когда передняя часть кабины установки газогенераторного оборудования. Стоимость грузовика с передним управлеслегка приподнимается. Фирма Дженерал Моторс для улучшения нием. в Америке в настоящее время ^ а 10—15% выше, чем нормального. Но это об'яс- доступа к двигателю и облегчения его монтажа крепит двигатель на подрамнике, переняется, главным образом, еще недостаточно высоким удельным весом машин этого типа мещающемся на роликах по лонжеронам. Для в общем выпуске той или иной фирмы. При того чтобы снять двигатель, достаточно снять производстве большего количества грузовиков передний буфер и откинуть решетку радиатора на шарнире. Двигатель можно \иегко выцена может быть снижена почти до стоимости катить, зацепив его крючком гаражного грузовика обычного типа. Вынос кабины вперед позволяет легко попод'емного крана. лучить более выгодное распределение веса по Легкость доступа к двигателю для ухода осям, порядка 33% на переднюю ось и 67% за ним имеет огромное значение в эксплоатана заднюю. Такое распределение Ееса дает цин. Многие считают, что надежность соврепреимущество в улучшении ездовых качеств, менного двигателя достигла такой степени, уменьшении заноса, износа шин ив повышекогда легкостью доступа к нему уже можно нии срока работы тормозов. Правда, снижение пренебречь. Это — неправильный взгляд. Хосцепного веса на ведущих колесах в известроший уход требует регулярной профилактиной мере влияет на тяговые качества машической проверки, и если ее можно легко осуны, но на практике это мало заметно, и ществить, то это, безусловно, значительно сосерьезного значения не имеет. хранит грузовик и увеличит его межремонтРулевое управление автомобилем при праный пробег.Рис. 4. Грузовик с вынесенным вперед управлением и короткой колесной базой очень удобен для использоваS ния в качестве тягача Рис. 5. Полуторатонный грузовик Интернационал с двигателем, расположенным под сиденьем водителя. На фото — общий вид кабины, внутреннее устройство и передняя Часть шассиВ грузовиках с кабинами, расположенными над двигателем, серьезным вопросом является обеспечение эффективности внутренней вентиляции и достаточной теплоизоляции. Для лучшего предохранения водителя от тепла двигателя, последний обычно закрыт специальным кожухом, обшитым с внутренней стороны теплоизолирующим материалом толщиной примерно в 25 мм. Форма капота обеспечивает отвод нагретого воздуха из-под кабины непосредственно под кузов. Короткобазные грузовики с передним управлением очень удобны также для использования в качестве тягачей при работе с полуприцепами (рис. 4). Использование подобной конструкции для тягача имеет ряд преимуществ как в отношении увеличения маневренности, так и уменьшения длины поезда в целом. Тягач такого типа дает уменьшение в длине шасси от переднего буфера до шкворня поворотного круга более чем на 900 мм. Некоторые фирмы выпускают тягачи больше с передним управлением, чем стандартного типа, и получаемые ими многочисленные заказы являются свидетельством хорошей' работы этих тягачей. Цравда, распространение тягачей этого типа в Америке об'ясняется также существованием закона об ограничении общей длины автопоездов до 15,25 м (50 футов). J В качестве практического примера рассмотрим конструкцию полуторатонного американского грузовика Интернационал с передним управлением модели 1937 г. (рис. 5). Полуторатонный грузовик типа С-300 сконструирован на основе новых тенденций в грузовом автостроении, которые требуют, чтобы грузовик имел максимальное погрузочное пространство при минимальной общей длине, наивыгоднейшее распределение веса по осям и легкую маневренность. В этом грузовике водитель сидит непосредственно над двигателем. Тепло и газы остаются под сиденьем и выходят сзади кабины. Грузовик выпускается с двумя различными колесными базами в 99" (2 514 мм) и 117" (2 912 мм) и имеет во втором случае длину кузова, равную 15 футам (4 572 мм). Причем общая длина грузовика уменьшается, против обычного с кузовом тех же размеров, примерно на 900 мм. Распределение веса по осям — одна треть и две трети. Передняя часть рамы соответственно усилена. Двигатель шестицилиндровый, развивает 78,5 л. с. при 3 400 оборотах в минуту. Онслегка смещен в сторону относительно центра машины и немного наклонен набок. Конструкция опор двигателя позволяет снимать его для ремонта и прочего обслуживания: двигатель опускают вниз и вынимают из-под кабины и рамы. Доступ для текущего ухода осуществляется через отверстие в основании сиденья, закрываемое специальной теплоизолирующей крышкой (рис. 5). Доски пола также можно снимать, что открывает доступ к водяной помпе и другому оборудованию. Четырехлопастный вентилятор приводится . в действие длинным валом, соединенным непосредственно с коленчатым валом. Подобное расположение вентилятора обеспечивает интенсивную циркуляцию воздуха вокруг двигателя, препятствующую попаданию тепла от двигателя в кабину. Трехместная цельнометаллическая кабина имеет красивые и удобные формы и снабжена широкими дверями Ее конструкция предусматривает расположение основания сиденья непосредственно над двигателем, а пол выполнен достаточно низко. Это позволило сделать машину значительно меньшей по общей высоте, чем в других подобных конструкциях. Все металлические части кабины, которые находятся непосредственно над двигателем, включая основание сиденья, крышку и туннель пола, выполнены пустотелыми из двухлистов, между которыми заложена теплоизолирующая прокладка в 18 — 20 мм толщиной для уменьшения теплопередачи от двигателя в кабину. Вопрос о грузовиках с вынесенным вперед управлением мы подымаем не случайно, так как по нашему мнению они должны явиться первым этапом по пути конструктивного развития советского грузового автомобиля. Сейчас наша автопромышленность приступает к созданию новых моделей грузовиков. В текущем у году Горьковский автозавод начнет разраба-