10
11
12
13
ГЕРМАНСКАЯ АВТЬПРОМЫШЛЕННОСУЬГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕИнж. Ю. КЛЕЙНЕРМАНПО МАТЕРИАЛАМ БЕРЛИНСКОЙ ВЫСТАВКИ 1937 ГОДААвтомобильная промышленность Германии за последние несколько лет превратилась по существу в' составную часть военной промышленности; автомобиль стал одним из ведущих звеньев в цепи мероприятий по милитаризации страны. ^> , Освоение большого парка машин для такой страны, как Германия, не имеющей собственных нефтяных месторождений, связано, естественно, с исключительным напряжением всего топливно-энергетического баланса. Поэтому проблема топлива нашла наиболее яркое отражение на открывшейся в конце февраля международной автомобильной выставке в Берлине. На выставке демонстрировался ряд новых «универсальных» двигателей, могущих работать е почти одинаковым успехом, при относительно небольшой переделке, на таких разнохарактерных тоцливах, как бензин, газойль, продукты перегонки бурых углей, бензино-бензольные смеси, сжиженные газы, генераторный газ, а также на ряде новых топлив: «лейнагаз», «рургаз», «метаноль» и др. Представленный на прошлогодней выставке в единственном числе универсальный двигатель «Мерседес-Бенц» подвергся за этот год значительным усовершенствованиям. Этот форкамерный дизель (степень сжатия Е-18) при помощи замены поршней может быть превращен в карбюраторный двигатель (Е-10), работающий на бензоле, метаноле или спирте, а со смесителем на любом баллонном газе. Зажигание в нем осуществляется от электрической искры. Если поставить вместо карбюратора или смесителя \ топливный насос, то машина превратится в гессельмановский двигатель, работающий на тяжелых погонах нефти, продуктах перегонки угля и бензинобензольных смесях. Наконец при установке новых порйней и удалении вставной форкамеры (а также при установке новой головки, но без смены в этом случае поршней) двигатель может работать в качестве обычного карбюраторного (Е-5,5—6,2) на жидком легком топливе, а при наличии смесителя вместо карбюратора (E.-6-J-7)—на любом газообразном топливе. ( В новом шестипилиндровом дизеле «Бюсоинг-Наг» универсализация достигается возможностью смены поршней, установкой запальных свечей и карбюратора, заменой топливного насоса прибором зажигания, выемкой' форкамеры и калильных- спиралей. Двигатели «Даймлер-Бенц» могут быть также легко приспособлены для работы на б&длонном газе при помощи несложной дополнительной аппаратуры. Все новые модели фирмы «Фомаг» с двигателями Дизеля снабжаются необходимой аппаратурой для быстрого перевода двигателя на твердое или газообразное топливо. Фирма «Хеншель» на' чала в этом году выпускать дизели с относительно низкой степенью сжатия, что позволяет осуществлять перевод двигателя на газ без существенных изменений ис сохранней той же головки цилиндров. Следует также отметить, что почти все демонстрировавшиеся на выставке дизели могут работать на продуктах перегонки бурых углей. Что касается новых двигателей вообще, то среди последних интерес представляют шестицилиндровые дизели «Кэмпер» мощностью в 90 и 125 л. с. Эти двигатели / снабжены вновь запатентованным в Германии ручным приспособлением для заводки двигателя; приспособление с помощью маленького , пускового карбюратора обеспечивает немедленный - запуск двигателя в самую холодную погоду , и, кроме того, обладает тем преимуществом, что дает возможность при электрическом запуске двигателя обойтись очень слабым стартером. Последний год ознаменовался стремлением расширить сферу распространения двигателя Дизеля. Характерно, что подавляющее число новых конструкций (Хеншель, «МВМ», Бюссинг-Наг и др.) представляют собой дизели легкого типа. Они предназначенц. для замены бензиновых двигателей^ на грузовиках малого и среднего тоннажа. Так например, новый 4-цилиндровый. Бюссинг-Наг, выполненный почти целиком из алюминиевого сплава (мощность 55 л. с), устанавливается на 2-тонном грузовике. Новый двигатель Хеншель предназначен для 2,5-тонного грузовика, а «Ханз-Ллбйд» и пятицилиндровый БюссингНаг (мощность 80 л. с) — для трехтонных грузовиков. ' Двигатели Дизеля проникают также и * легковой автотранспорт. Показанные в прош*•" Двигатель Нэмпер Новый газогенератор «Виско» тип «Д.К.В-2», работающий на буром угле < лом году легковые автомобили с двигателем Дизеля «Мерседес-Бенц» (шестицилиндровый, об'емом 2,6 л) и «Ганомаг» (четырехцшиндровый, об'емом 1,87 л, см. статью в № 6 «За рулем») выпускаются в этом году крупными сериями (последний с увеличенным литражем 1,87 вместо 1,6 л). Фирма Ганомаг выпустила, кроме этрго, новую шестицилиндровую модель двигателя Дизель об'емом в 2,8 л. Новый полуторалитровый дизель для легкового автомобиля показала также фирма «Оберхенсли». Uoj лицензии Оберхенели выпускается теперь |новый легковой дизель фирмы «Брейер». Он имеет об'ем 1,5 л (диаметр цилиндра — 65 мм, ход поршня — 115 мм) и развивает мощность в 30 л. е. п&в 3 500 об/мин. Вес двигателя составляет всего 120 кг, хотя блок и верхняя часть картера выполнены из чугуна. Таким образом можно заключить,' что дизели постепенно завоевывают себе главенствующее положение в грузовом автопарке Германии. Если в начале прошлого года двигатели Дизеля устанавливались на 90% грузовиков большого тоннажа, то теперь молено сказать, что более 2/з всего грузового парка Германии оборудуются дизелями, «универсальными» двигателями и двигателями, работающими на генераторном или баллонном газах. Для современного германского транспортного дизелестроения характерен отказ от принципа прямоструйного впрыска топлива и широкое применение конструкций с разделенными пространствами сясатия (форкамеры, вихревые камеры, акрокамеры и т. д.). За последний год отдается предпочтение форкамерным и вихрекамерным двигателям. Это особенно интересно в связи с тем, что прямоструйные двигатели считались до сих пор наиболее экономичными и обладающими значительно лучшими качествами в отношении легкости запуска, т. е. показателями, имеющими особое значение в условиях военныхдействий. Двигатели с вспомогательными камерами обладают, как известно, более мягким ходом, дающим бездымный выхлоп в широких диапазонах режимов работы. 1 Воздушное охлаждение до сих пор применялось, главным .образом, в малолитражных двигателях. В 1935 г., например, воздушное охлаяедение имели только два двигателя среднего литража («Круню и «Феномен» по 60 л. с). На прошлогодней выставке появилась еще одна модель «Крупп» с воздушным охлаяеденнем, а именно V-образный двигатель мощностью в 95 л. с. Судя по экспонатам выставки 1937 г., в Германии обратили большое внимание на вопросы охлаждения, вероятно в связи с 'опытом экеплоатации автомобилей во время италоабиссинской войны. Так Например, из 27 моделей малолитражных машин 11 имеют двигатели с воздушным охлаждением и 11—с термосифонным водяным. Кроме того появился ряд тяжелых двигателей с воздушным охлаяеденнем, среди которых семья двигателей «Крупп» (95 л. с , 65 л. с, 60 л. с. и дизель 55 л. с), V-образный восьмицилиндровый двигатель Эссенекого завода, мощностью в 120 л. с. и др., что -свидетельствует о тенденции расширения сферы применения воздушного охлаждения. В связи с подготовкой к /большой войне германское правительство уделяет особое внимание газогенераторам, всячески поощряя владельцев машин. При переводе автомобиля на генераторный газ владелец получает правительственную субсидию в 300 марок, а при покупке нового газогенераторного автомобиля — 675 марок. Следует отметить, что основная тенденция в развитии конструкций газогенераторов, направлена к тому, чтобы расширить круг топлив, могущих питать газогенератор. В Германии имеются сейчас газогенераторы, работающие на дровах, древесном угле, антраците, торфе, а также на буром у?ле (новый генератор фирмы Виско). .' Некоторые фирмы, выпускающие газогенераторные автомобили (например «Хеншель»), устанавливают на них специализированные кабины, облегчающие работу водителя и обеспечивающие достаточный доступ воздуха к генератору и охладителям. Эти кабины имеют специальные створки для загрузки газо-Расположение газовых баллонов на грузовике «Феномен» Новый автобус «Опель» на 36 пассажиров с низкорамным шассигенератора во время движения непосредственно из кабины водителя, а также для осмотра и регулирования отдельных элементов установки. Кроме того кабины вылолсены теплоизоляционным материалом для предохранения водителя от лучистой теплоты генератора. Что касается автомобилей, работающих на сжатом газообразном, низкокалорийном топливе, то до последнего времени их. развитие вначительно ограничивалось громоздкостью и большим весом баллонов. На Берлинской выставке демонстрировались новые облегченные стандартные баллоны, выпускаемые теперь в массовом масштабе заводами «Рурверк». Эти облегченные баллоны имеют об'ем в 50 л, вес 52.5 кг и рассчитаны на 10 м3 газа. Они допускают давление до3 200 атм (старые баллоны, содержавшие 6м газа, весили нетто 78 кг и допускали давление до 150 атм). В поисках новых высококалорийных газов, довольно широко налалсено производство бутана, пропана, «дейрагаза», «рургазойля». 1лейнагаза» и других. На выставке демонстрировались такясе баллоны для этих высококалорийных газов, вес которых со всей арматурой не превышает 100 кг. В связи с развитием «баллонных» автомобилей в Германии усиленно строятся как мелкие, так и мощные газозаправочные станции. Сейчас уясе действуют более 10 крупных газозаправочных' станций (в Берлине, Штутгарте, Ганновере и других городах). В отделе грузовых машин и автобусов бросаются в глаза два явления, весьма характерные для современного германского автостроения. Это, во-первых, резкое повышениетоннажа машин и, во-вторых, увеличение числа ведущих осей автомобиля, а также преобладание многоосных грузовиков и авто^ бусов. Среди новых тяжелых грузовиков следует отметить 6,5:тониый «Мерседес-Бенц» с дизелем в 120 л. с. и 150 л. с, выпускаемый в зависимости от назначения с различными базами до 5 100 мм. Наиболее интересный тяжелый грузовик представлен в этом году фирмой «Хеншель» (тип 36 W-3"). Он имеет 170-сильный дизель, семискоростную коробку передач, независимую подвеску колес двух задних осей. Грузопод'емность нового «Хеншеля» — 11 т. На выставке отведено большое место многоосным автомобилям и, в особенности, вездеходам. Среди последних есть несколько типов легковых вездеходов, предназначенных, безусловно, для несения слуясбы разведки. I Выпущенный еще к прошлогодней выставке известный советскому читателю легковой вездеход «Тёмпо» подвергся малозначительным изменениям. Существенно усилена моторная группа^ благодаря чему автомобиль развивает теперь скорость до 110 км/час. Подобный же новый автомобиль выпускает также фирма «Фрамо». Новинкой среди вездеходных грузовиков является 2,5-тонный «Мерседес-Бенц» с нормальной передней осью и гусеничным ходом вместо задних колес. Благодаря особой конструкции гусеницы этот автомобиль может по нормальной дороге итти на резине, а в горных или болотистых местностях приводятся в действие металлические звенья гусеницы, значительно улучшающие экеплоатаци-"flg Вездеходный дес-Бенц»«Мерсе Новый Адлер 1937 г.внные качества машины (под'ем до 50%, исключительная поворотливость, спокойный, ровный ход). Фирма «Мерседес-Бенц» в 1937 г. выпустила таклсе легковой вездеходный автомобиль с задним гусеничным ходом, который по конструкции аналогичен 2,5-тонному гусеничному грузовику. Слулсбу связи в военной обстановке будут, очевидно, нести спортивные автомобили, культивируемые в Германий с особым' усердием мотоциклы, а таклсе легковые автомобили с компрессорами.- В Германий выпускаются сейчас серийные автомобили с компрессорами, из которых две новых усовершенствован; ных модели демонстрировались фирмами «Вандерер» и «Мерседес-Бенц». , .Из кузовов для автобусов все большее признание получает «вагонный» тип, так называемый «трамбус», обеспечивающий больший коэфициент использования площади и облегчающий придание кузову удобообтекаемой формы. Сооруясение новых автострад отразилось также на обтекаемости автомобилей. Почти все легковые автомобили имеют кузова обтекаемой формы с утопленными фарами, зализанными выступами, сильно наклонным ветровым стеклом. Из 75 моделей легковых автомобилей, показанных на Берлинской выставке, пользовался успехом новый «Адлер», отличающийся хорошо обтекаемым цельнометаллическим кузовом, выполненным заодно с весьма жесткой рамой. Автомобиль имеет' независимую подвеску передних и задних колес. Шестицилиндровый двигатель автомобиля «Адлер» имеет литраж 2,5 ли развивает мощность в 58 л. с. при 3 600 об/мин. Максимальная скорость машины — 125 км/час, а расход топлива при этом составляет 12—13 л на 100 км. Суммируя тенденции германской автопромышленности, выявившиеся на выставке, необходимо отметить преобладание новых грузовых моделей над легковыми, громадный удельный вес дизелей, газовых моторов и газогенераторов, увеличение тоннажа машин, разнообразие конструкций трехосных, многоосных и вездеходных автомобилей, появление гусеничных грузовиков и специальных «штаб-Шасси нового Адлера 1937 г.ных» автобусов, могущих развивать скорость до 130 км/час на автострадах. Все это ярко говорит о сугубо военных тенденциях развития современного германского автостроения.Редакция просит всех товарищей, направляющих в журнал свои статьи и заметки, сообщать для перевода гонорара подробный адрес (с указанием почтового отделения), имя и отчество полностью. В целях наиболее полного учета авторского актива просим также сообщать место работы а занимаемую должность.