Прицепное приспособление ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЕЙИнж. Ф. КОЛЕСНИКОВРасходы на бензин являются основной частью расходов по эксплоатации грузового автомобиля. По минимальным подсчетам, содержание одного грузовика определяется в1 000 руб. в месяц или 12 тыс. руб. в год. Из атой суммы на бензин тратится минимум 33,3%, т. е. около 4 тыс. руб. Система Наркомсовхозов имеет до 10 тыс. грузовых автомобилей. Стоимость бензина по этому парку определяется, примерно, в 40 млн. руб. в год. Сумма, как видим, очень значительная. Только один процент экономии бензина будет составлять здесь 400 тыс. руб. С этой точки зрения интересно проследить опыт отдельных автопредприятий, которые зкономят миллионы рублей или тысячи тонн дорогостоящего бензина путем организационных мер. Так, Союззолототранс применяет в своих автопредлгиятиях прицепные приспособления для оукеиювки порожних грузовых автомобилей с тем, чтобы буксируемые машины не тратили горючее. На тракте Иркутскзолототранса Иркутск — Бодайбо такие прицепные сриопособления эксплоатируются уже более трех лет, и опыт показал, что этот путь экономии горючего вполне себя оправдывает. На 5937 г. Союззолототранс запроектировал экономию горючего на 7 млн. руб. Сумма внушительная. Транспортное предприятие «Тэкавто» в Москве также проводит опыты буксирной транспортировки новых автомобилей Московского и Горьковского заводов, причем оно получает экономии даже больше, чем Союззолототранс, потому что конструкция имеющихся у него прицепных приборов позволяет обходиться без шофера в буксируемой машине. Таким же способом в различных вариантах пользуются а американские автомобильные фирмы, транспортирующие машины по всей стране.Проиллюстрируем указанный способ транспортировки автомобилей примером. Предположим, что работают две машины ЗИС-5. Суточный пробег их —100 км, пробег с грузом — 50 км, расход бензина на ' 1 км с грузом—0,3 кг, без груза — 0,29 кг. При существующих нормах для автомобилей,- буксирующих один двухосный прицеп расход горючего увеличивается на 10%. Тогда получается следующая картина: 1. В случае, когда машины возвращаются своим ходом, то на прохоясдение пути с грузом • потребуется 2 • 50 • 0,3 = 30 кг бензина, На обратный путь (машины идут пустыми) — 2-50- 0,29 = 29 кг. Всего 59 кг бензина. 2. Во втором случае, когда одна машина идет на буксире, на прохождение пути с грузом потребуется то же количество бензина — 2 • 50 • 0,3 = 30 кг. На обратный путь — 1 • 50 • 0,3 + 10°/о = 16,5 кг. Выгодность буксировки очевидна: на 50-километровой ездке двух машин получается экономия бензина в 12,5 кг или 21°/о. Если этот способ работы распространить, скажем, на весь парк Наркомсовхозов (10 тыс. автомобилей) и допустить, что при минимальном коэфициенте использования парка 0,60 автомобили будут работать только 200 дней в году и делать 100 км в сутки, — экономия может составить минимум 8 800 т бензина, стоимостью 6 700 тыс. руб. А если к этому прибавить стоимость сэкономленного масла (264 т), то общая сумма всей экономии достигнет почти 7 млн. руб. в год. Применение буксира для порожних машин было встречено отдельными руководителями автопредприятий Союззолототранса недоброжелательно, и только после приказа Главного управления этот способ транспортировки порожних машин стал проводиться в жизнь. При реализации этого предложения нуяшо учесть, что автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА не'«тазРис. 1. Схема прицепного приспособления для буксировки автомобилей: 1 — блокирующая муфта; 2—крышка блокирующей муфты; 3 — поворотный кулачок; 4 — башмак, крепящийся к передней оси автомобиля; 5—внешняя втулка поворотного шкворня; 6 — поворотный шкворень; 7 — масленка; 3 — внутренняя втулка поворотного шкворня; 9 — гайка, крепящая шкворень; 10 — тяга; 11 — поворотный шкворень тяг; 12 — болты 5/s" длиной 125 мм, крепящие тягу; 13 — пробка, блокирующая муфту Hk.j:. j.' прицепных приспособлений, а прицеплять машины прямо к оси, рессоре или буферу недопустимо, так как оси при этом выгибаются, а рессоры и буфера разрываются. Для буксировки автомобилей ЗИС-5 имеется •a-05 следующее простое и дешевое прицепное приспособление. К передней оси с внутренней стороны крепится башмак. Башмак выполнен из 10-мм стали в виде треугольника и состоит из" двух листов, расположенных параллельно земле и друг другу. Треугольник своим основанием прилегает к оси. В том же башмаке имеется отверстие для шкворня, проходящего через оба листа перпендикулярно земле. Длина основания башмака — 308 мм, высота треугольника — 76 мм, длина основания треугольника230 мм. На рисл 1 показана общая схема прицепа, а на рис. 2 — рабочий чертеж башмака. Башмак крепится к передней оси буксируемой машины. Его назначение — распределять силу давления по всей оси и тем самым предупреждать возможную деформацию оси. Это простое приспособление рассчитано для буксировки управляемого прицепа. Но оно имеет серьезные недостатки: летом на пыльной дороге буксируемая машина идет почти всегда в облаках пыли, и, кроме того, автомобили должны итти замедленно. Поэтому лучше применять самоуправляющиеся прицепные приспособления типа «Тэкавто» или системы инж. Малакова (Союззолототранс), позволяющие обходиться без водителя в буксируемой машине. Эти приспособления испытаны в экспериментальном отделе б. ЦАНИИ в конце 1935 г. Выявленные во время испытания дефекты были устранены, и сейчас приспособления с успехом применяются в автопредприятиях Союззолототранеа. Они. сконструированы так, что при повороте передней машины одновременно поворачи-Рис. 2. Рабочий чертеж башмака прицепного приспособления вается и задняя буксируемая машина, что технически осуществляется следующим образом. Прибор укрепляется на передней оси буксируемой машины и соединяется с поперечной тягой рулевого управления с помощью специального пальца. Для блокировки рулевого управления буксируемой машины рулевая сошка отсоединяется от продольной рулевой тяги. Прибор при установке на оси должен быть сцентрирован. Противоположный конец прибора закрепляется на крюке передней машины. При этом положении буксируемая машина следует за первой, как прицеп. Прицеплять надо только одну машину; если прицепить две машины, то средняя будет испытывать толчки, что может отразиться на ее сохранности. Самоуправляющимся прицепным прибором лучше пользоваться на дальние расстояния, так как в этих случаях экономия будет особенно ощутима. На коротких расстояниях, с точки зрения экономии времени на процессе сцепки машин, лучше пользоваться описанным выше приспособлением, более простым и легким. Мы рекомендуем автохозяйствам, особенно тем, машины которых делают рейсы в одном направлении с грузом, а обратно идут порожними, применять эти несложные, но экономически выгодные приспособления.Редакция ставит в известность читателей журнала, что высылной книг она но занимается. С заказами на книги надо обращаться в местное отделение КОГИЗ'а ив Мосшзу платежом. по адресам: Москва, МОГИЗ, Книга — почтой; Москва, Книги высылаются наложенным ул. Горького, 28, магазин № 1 МОГИЗ'а.