Пути экономии горючегоИнж. П. ОТДЕЛЬНОЕ* Вопрос экономии жидкого топлива на автомобилях, тракторах, танках и самолетах становится все более актуальным. Механический транспорт растет в нашей стране настолько быстро, что один килограмм сэкономленного бензина на одной машине, умноженный на весь ходовой парк Союза, составляет уже десятки миллионов рублей экономии. Новые нормы расходования бензина далеко не являются предельными и водители-стахановцы перекрывают их, давая огромную пользу государству и увеличивая свой личный бюджет путем получения премии за экономию. В экономии горючего ни в коем случае нельзя полагаться на самотек и предполагать, что без соответствующей организации и детальной подготовки машины и водителя можно добиться каких-либо существенных результатов. Наоборот, только при устранении всех недостатков в машине, вызывающих перерасход бензина, при умелом и грамотном вождении машины, при хорошей организации заправки, наконец, при точном учете экеплоатации машины — можно добиться эффективных результатов. В настоящей статье мы остановимся на отдельных моментах регулировки, обслуживания, вождения и, наконец, учета эксплоатации л*ашин, обеспечивающих экономный расход •бензина. Устранение течи Для избежания перерасхода бензина каждый водитель прежде всего должен проверить состояние путей прохождения бензина от бака до карбюратора, обратив главное внимание на состояние бензинового бака. Если бензобак засорен какими-либо посторонними предметами, грязью, песком и т. д., то водителю приходится неоднократно продувать бензопровода, так как грязь из бака будет попадать в них и тем самым прекращать поступление бензина в карбюратор. Во время продувания засорившегося бензопровода неизбежен разлив некоторого количества бензина. Отсюда ясно, что если бензобак засорен, то его необходимо немедленно снять и промыть горячей водой. При осмотре бензобака нужно также проверять наличие и доброкачественность фильтра в его наливной горловине, состояние прокладок и винтовой пробки бензоуказателя, а также состояние прокладки и винтового крепления бензокраника. В случае отсутствия фильтра в наливной горловине бака, надо немедленно поставить новый, а если он неисправный, то необходимо отремонтировать его путем напаивания заплат. Если в бензоуказателе или бензокранике будет течь, то ее нужно устранить, заменив прокладки или притерев наждачной пылью коническую поверхность бензокраника по гнезду. При осмотре бензопровода и отстойника необходимо обращать особое внимание на герметичность и плотность соединений всех штуцеров для предупреждения просачивания бензина. Наконец, надо проверять, нет ли течи в винтовых пробках отверстий для вставки жиклеров ив креплениях нижней части карбюратора. Регулировка карбюратора При регулировке карбюратора прежде всего надо обращать внимание на полоясение винта, регулирующего состав рабочей смеси на холостом ходу двигателя. Путем завинчивания и отвинчивания этого винта или, иными словами, путем уменьшения и увеличения порций воздуха, поступающего в смесительную камеру при закрытом дросселе, надо .добиться нормального состава рабочей смеси, обеспечивающего бесперебойную работу двигателя на холостом ходу при минимальных оборотах. После этого положение дроссельной заслонки, обеспечивающее минимальные и устойчивые обороты двигателя, надо зафиксировать ограничительным винтом регулировки оборотов двигателя на холостом ходу. Такая регулировка дает экономичный расход бензина при запуске на остановках, при переключении передач и т. д. Попутно при регулировке карбюратора необходимо обращать внимание на состояние поплавка и запорной иглы. Поплавок не долл;ен иметь течи, так как иначе он станет тялселее, и поплавковая камера будет переполняться. При неисправной запорной игле бензин будет также переполнять поплавковую камеру. Как в первом, так и во втором случае бензин через жиклеры будет непроизводительно цереобогащать рабочую смесь и вытекать на землю. Неисправный поплавок надо немедленно отдать в ремонт или \ заменить новым, а неисправность запорной иглы ликвидировать путем подгонки иглы по гнезду. Опережение зажигания ,Правильно- установленное зажигание, а также разумное пользование опережением зажигания с помощью манетки при изменениях нагрузки на двигатель и чисел его оборотов, имеет немалое значение в деле экономии горючего. Правильное установленное зажигание дает возможность взять от двигателя максимальную мощность при сравнительно меньших оборотах и меньшем расходе бензина. С другой стороны, неточно установленное зажигание вызывает сильный перегрев двигателя, резкое понюкение мощности, сопровоясдающееся повышенным расходом горючего. Но и при правильно установленном залсигании нужно уметь пользоваться манеткой опережения зажигания во время работы.2 Сцепление Как известно, регулировка сцепления в автомобиле состоит из следующих трех основных ,элементов: 1) полное и надежное сцепление дисков, не допускающее возможности пробуксовывания во время работы; ^ 2) равномерное натяжение (давление) всех наясимных пружин сцепления, исключающее возможность перекоса дисков; 3) полное и равномерное^ раз'единение дисков сцепления при выключении. Несоблюдение хотя бы одного из этик требований влечет за собой повышенный расход бензина, не говоря' уже о преждевременном износе деталей сцепления. При неполном сцеплении дисков друг с другом или перекосе их машина тянет плохо. Двигатель при этом- работает на максимальных оборотах и без нужды расходует большое количество бензина. Одновременно он сильно перегревается и быстро изнашивается. Так же быстро изнашиваются и выходят из строя механизмы сцепления. Следовательно, водители должны постоянно обращать внимание на состояние механизмов сцепления и регулировать их посредством регулировочных болтов, не допуская при этом пробуксовывания дисков сцеплений или перекосов, а такясе следя за тем, чтобы они полностью раз'единялись при нажатии на педаль сцепления. Пользование тормозами Состояние тормозной системы и умелое пользование ею также влияет в ту или другую сторону на расход горючего. Иногда, в результате неумелого регулирования, тормоза оказываются настолько затянутыми, что они полностью не оттормаживаются. Неопытный или небрежный водитель выезжает с такими тормозами на работу и не только портит тормоза и перегревает двигатель от создающейся перегрузки, но и расходует большое количество бензина сверх нормы. В то же время слабые тормоза или, иначе говоря, недостаточность тормозного эффекта также вызывает повышенный расход бензина. Когда тормоза слабые (не отрегулированы, износилась или замаслилась тормозная обшивка), водителю часто приходится тормозить автомобиль двигателем, переходя при этом на пониженные скорости. Это приводит к довольно большому расходу горючего. Торможение двигателем вообще рекомендуется, но этот процесс мыслится с одновременным действием тормозов на малых скоростях, т. е. при малых оборотах двигателя. Слабые тормоза часто являются такясе причиной аварий, так как машина с такими тормозами не повинуется водителю. Поэтому водители должны особенно тщательно следить за тормозной системой, своевременно ее проверять, чистить и регулировать. Езда на пониженных передачах Часто водители, по неопытности, без нулсды ведут машину на промежуточных передачах.Известно, что промежуточные передачи устраиваются с целью повышения тягового усилия на колесе для трогания с места и преодоления трудных участков пути, под'емов, неровностей и пр. Но езда на пониженных передачах сопровождается большими оборотами двигателя, поэтому, когда машина без нужды задерживается на низшей передаче, происходит излишний, непроизводительный расход бензина. Следовательно, при трогании с места нужно быстро набрать необходимую скорость и без задержки перейти на высшую и, наконец, на прямую передачу. Надо всегда стремиться ездить на прямой передаче, так как это дает. наиболее экономный расход бензина. Если же водителю приходится преодолевать трудный участок пути, то нужно не прибавлять газ, как это делают многие водители, а, наоборот. постепенно его уменьшать. На низшую передачу следует переходить только тогда, когда чувствуешь, что на минимальных оборотах машина тянуть уже не может и инерции ее осталось как раз 'столько, сколько необходимо для переключения передачи без полной остановки. Буксование При буксовании обычно много бензина тратится бесцельно, а между тем при внимательном и умелом вождении всегда можно избе- t жать буксования. Вообще не следует выводить машину с участка дороги со слабой силой сцепления, если ведущие колеса буксуют. При буксовании зря расходуется бензин. портится силовая передача и стираются покрышки. Как можно предотвратить буксование автомобиля? Представим себе, что зимой в гололедицу необходимо преодолеть обледеневшую гору,. В этом случае перед в'ездом на гору нужно сделать как можно больший (в -пределах допустимого) разгон, чтобы развившаяся t при разгоне сила инерции способствовала выносу автомобиля на гору. По мере уменьшения числа оборотов двигателя на- под'еме, надо соответственно сбавить газ, не давая двигателю «захлебываться:», и только в крайнем случае переходить на низшую скорость. При этом на низшей передаче надо обязательно держать двигатель на малом газе, иначе буксование неизбежно, так как на большом газе значение усилия на ведущих колесах буде'г гораздо больше, чем сила сцепления колес с грунтом. Такое несоответствие как раз и является причиной буксования. >t Далее представим себе такой случай, когда буксование возникает на грунтовой дороге в ухабе, заполненном грязью. И здесь можно выехать спокойно без повышения оборотов двигателя. Подобные препятствия нужно преодолевать с прямой передачи. Иными словами — нужно включить прямую передачу и постепенно на минимальном газе отпускать сцепление. Переходить на низшую передачу или увеличивать газ можно только в том случае, если двигатель будет глохнуть. Такой способ преодоления препятствий является3 правильным, он гарантирует сохранение материальной части и бензина. Если все-таки на прямой передаче и на малом газе колеса буксуют, то необходимо улучшить сцепление колес с грунтом. Надо убрать из-под колес грязь, подложить гравий или хворост рши, наконец, надеть на колеса противоскользящие цепи. Каждый водитель должен помнить, что большие обороты двигатэля при буксовании не спасают положения, а, наоборот, усугубляют его и, кроме того, вызывают излишний расход бензина. Преодоление под'емов и стоянка Брать под'емы нужно также на прямой передаче, регулируя при этом питание двигателя, как мы уже говорили выше. Можно рекомендовать и другой способ преодоления под'емов. Надо включить низшую передачу в начале горы и на ней преодолеть все препятствия, причем на низших передачах никогда не нужно гнаться за скоростью, так как это приводит к резко повышенному расходу бензина ив то же время не дает ощутимого выигрыша в скорости. На стоянках двигатель нужно всегда останавливать. При этом необходимо перекрывать бензокраник и использовать стоянки для проверки бензопроводящей системы. Даже в зимних условиях нужно стараться как можно реже заводить двигатель для* прогрева. При этом, путем применения незамерзающих смесей в системе охлаждения, наилучшего утепления двигателя и постановки машины задом s ветру или за стеной от ветра, — можно добиться минимального расхода бензина на прогрев двигателя.Экономическая скорость движения и учет Каждая марка автомобилей имеет свою экономическую характеристику, заключающуюся в том, что определенному числу оборотов соответствует определенный расход бензина. При этом с увеличением числа оборотов двигателя расход бензина уменьшается, но до определенного предела, после которого снова увеличивается, несмотря на дальнейшее увеличение оборотов. В двигателях наших грузовых автомобилей такими переломными оборотами в смысле 'экономии являются 1 7001 800 об/мин, что соответствует скорости автомобиля ГАЗ-АА (на прямой по шоссе с грузом) 35—40 км в час. Следовательно, нужно стараться ездить на этих скоростях или близких к ним. Это, конечно, не значит, что везде и во всех случаях можно и выгодно развивать такие скорости. В черте города, например, нельзя развивать скорость выше 30 км в час. За городом опытный водитель может повысить скорость до 40—45 км в час,, но, конечно, на сравнительно хорошей дороге. На плохой дороге экономический эффект от этого теряется. Экономическая скорость имеет особенное значение при больших и постоянных рейсах. В борьбе за экономию горючего большую роль играет учет расхода горючего. Только там, где хорошо поставлен учет, можно говорить об экономии. Где нет учета, там нет экономии. Важное значение в учете горючего имеет, несомненно, точный замер его при выдаче. На походных бензораздаточных колонках необходимо смонтировать счетчики — это стоит недорого и сделать это просто, а польза будет большая.Новая кабина учебного автомобиляМастерская Московской автомобильной школы Управления «Трансэнергокадры» Наркомтяжпрома под наблюдением начальника автопарка т. Колтышева изготовила новый тип кабины учебного автомобиля. Кабина нового типа, как видно из помещаемой фотографии, удлинена за счет укорочения кузова. В ней сделаны две добавочных дверцы и одно сиденье со спинкой. В кабине можно свободно разместить, помимо инструктора по обучению практической езде, четырех учеников. Об'яснения, даваемые обычно одному ученику, сидящему за рулем, могут в данной производственной обстановке восприниматься одновременно тремя другими учениками, сидящими сзади. Это, как показал опыт, в значительной степени облегчает работу инструктора и усвоение учащимися курса практической езды. Инструктор молгет показать одновременно четырем ученикам приемы «хватки» органов управления, т. е. руля, рычагов, манеток и т. п., лично' продемонстрировать правильные приемы вывода автомобиля из затруднительных ситуаций в условиях напряягенного движения на центральных улицах большого города (инструктора это делают не всегда, будучи ограничены лимитом времени) и т. п. Учащиеся же, сидя- в удобной кабине, а не на открытой платформе, имеют возмож:ность постепенно приучаться к приемам бвладения техникой вождения машины, а также, на примере изучения ошибок своих товарищей, экономнее расходовать горючее и резину. Расходы, связанные с изготовлением кабины нового типа, будут несомненно оправданы производственным эффектом. Управление «Трансэнергокадры» намерено перенести опыт Московской автомобильной школы на периферию, где готовят кадры шоферов для НКТП. , . . i М. А. Б.