12
13
14
15
РЕГУЛИРОВКА И РЕМОНТ легкового автомобиляСТАТЬЯ Регулировка и мелкий ремонт электрооборудования 2 приборовЗИСИнж. С. КАРЯКИН спэциальное реле, через которое включаются все потребители тока в сеть. При повышении силы тока выше пололсенных пределов реле выключает все потребители тока и этим дает знать водителю о неисправности в электрооборудовании. Максимальная сила тока, при которой начинает действовать реле, равна 40—45 амп. Регулировка реле на указанную силу тока производится опусканием или подниманием ярма реле, с предварительным ослаблением его крепления к стойке. Приводим данные для регулировки: Зазор между сердечником и якорем реле—• 1,5—2,5 мм. Расход контактов при упоре якоря в сердечник—0,4 мм. Нажим контактов — 120—170 г.. Время от времени надо проверять поверхность контактов реле и зачищать их бархатным надфилем. Регулировка сигналов производится двояким способом: на силу тока и на слух. Перед регулировкой звука сигналов надо установить точные зазоры между якорем и сердечником. Для этого нужно снять колпак и освободить верхние гайки крепления якоря, после чего поворотом нижних гаек установить надлежащий зазор по всей поверхности и вновь затянуть верхние гайки. Проверка зазора должна предшествовать каждой регулировке. Зазор между якорем и сердечником для сигнала высокого тона должен быть равен1,0 мм.'для сигнала низкого тона—1,1 мм. Регулировка звука производится изменением потребления силы тока, которая регулируется поворотом центральной регулировочной гайки. При вращении гайки вправо сила тока, а следовательно и сила звука —• уменьшазтея, при вращении влево — увеличивается. Вращать гайку надо очень медленно. После регулировки ее следует надежно законтрить. Сила тока для сигнала высокого тона должна быть равна 8—10 амп.; для сигнала низкого тона—10—12 амп. Напряжение—6 вольт. Сцепление. Для ремонта и регулировки муфты сцепления ее необходимо снять с маховика, отвернув для этого четыре гайки. Затем надо зажать муфту в тиски и отвернуть восемь гаек с колонок крепления крышки сцепления с передним ведущим диском. После этого отпустить тиски и разобрать детали сцепления. Вкратце укажем величину зазоров, которые необходимо соблюдать при сборке сцепления после ремонта. При смене ведущих пальцев среднего ведущего диска следует проверить высоту пальцев. Для этого средний ведущий диск устанавливают на проверочную плиту на торцы пальцев и щупом проверяют зазорыСтартер. Правильно отрегулированное реле стартера включает стартер в цепь при напряжении 3 вольт и выключает при падении напрялсения от 0,5 до 2 вольт. Исправный стартер, испытываемый вхолостую от аккумуляторной батареи, долясен давать 2 700 об/мин при напряжении в6 вольт и силе тока не более 75 амп. Регулировка шестерни привода заключается в установке правильного зазора между шестерней и крышкой. Этот зазор при включенном реле равен 1,0—2,5 мм. Чтобы измерить зазор, надо нажимом пальца отвести шестерню обратно на обойму, чем устраняется осевой люфт ^шестерни. Зазор регулируется шпилькой, ввернутой в сердечник реле, которая увеличивает или уменьшает ход шестерни. При регулировке следует от'единить рычаг привода. Привод стартера смазывается только легким моторным маслом. Концевой подшипник якоря смазывается при текущих ремонтах двигателя. Сердечник соленоида смазывать нельзя. Коллектор якоря надо периодически чистить тряпкой, смоченной в бензине, и продувать для устранения пыли. Распределитель зажигания нуждается в регулировке зазоров между контактами прерывателя, которые должны быть равны 0,4 — 0,5 мм. Регулировка зазоров производится поворотом эксцентриковых винтов, расположенных в прорезях пластин прерывателя. Сила натяясения пружин молоточков прерывателя должна быть равна 400—570 г. Зазор между электродами свечи—0,4—0,6 мм. Максимальный автомат. В качестве предохранителя в схеме автомобиля ЗИС имеется Малый перекос большой перенос по одной прокладкепо одной прокладкедве прокладкиРис. 1. Регулировка зазора между средним ведущим диском и ведомыми фрикционными дисками12 между плитой и торцом пальца. Зазор не должен быть больше 0,05 мм. Разборка и смена фрикционных дисков, ступицы, пружинодержателей и пружин потребует регулировки зазора между средним ведущим диском и ведомыми фрикционными дисками. Этот зазор доллсен быть равен 0,15 мм. Проверка зазора производится следующим порядком: собранный средний диск со ступицей и ведомыми дисками устанавливается на параллельные и равные по высоте призмы с таким расчетом, чтобы зазор образовался на одной стороне, т. е. средний ведущий диск плотно прижался к одному из фрикционных дисков. После этого, прикладывая щуп между средним и находящимся наверху фрикционным диском, промерить зазор. При перекосах зазор надо регулировать подкладыванием фольговых прокладок между пружинодержателём и .фрикционным диском (рис. 1). После регулировки надо обясать коронки гаек ступицы. Зазор между упорной скобой среднего ведущего диска и концом рычага выключения находится в пределах 0,05—0,1 мм (рис. 2). При этом другие концы рычагов (длинные) должны находиться на равном расстоянии от плоскости среднего ведущего диска. Разница этих расстояний не должна быть более 0,15 мм. Регулировка зазоров и расстояний концов рычагов производится подкладыванием тонких шайб под упорные скобы на среднем диске и гайками вилок рычагов. После регулировки гайки следует обжать. Коробка передач не нуждается в периодической регулировке, но в случае нарушения работы синхронизатора или ремонта коробки необходимо знать правила и порядок операций проверки работы синхронизатора и полной разборки коробки передач, которые мы приводим ниже. Разборку коробки передач лучше всего производить на специальной подставке. Порядок разборки следующий: 1. Поставить рычаг переключения в нейтральное положение, отвернуть болты и снять картер рычага 'переключателя; отвернуть болты и снять верхнюю крышку с вилками. 2. Отвернуть винты крышки оси блока промежуточных шестерен на передней стенке картера коробки (со стороны крепления к двигателю); выбить со стороны задней стенки картера шплинт из оси блока и, выбивая ось через переднее отверстие, вынуть ее через заднее. 3. Отвернуть болты на передней стенке и снять крышку ведущей шестерни, сняв предварительно подшипник выключения сцепления с обоймой; выпрессовать ведущую шестерню с подшипником и гнездом из картера коробки. При выпрессовке надо следить за тем, чтобы зубья ведущей шестерни не были забиты. 4. Повернуть коробку передач задней стороной к себе; вынуть шплинт и отвернуть гайку крепления фланца карданного вала на конце вторичного вала; снять фланец; отвернуть болты и вытащить заднюю крышку вторичного вала до выхода центрующей заточки из гнезда картера.0,05-0,1Рис. 2. Регулировка сцепления 5. Приподнять вторичный вал за передний конец и снять синхронизатор; специальными щипцами развести концы запорной шайбы и снять ее вместе с упорной шайбой и шестерней второй передачи; снять каретку первой передачи и вынуть вторичный вал вместе с задней крышкой через заднее отверстие картера коробки передач. 6. Вынуть из картера блок промежуточных шестерен, промыть керосином все детали и приступить к разбраковке их. Разборку и сборку коробки передач надо производить особенно осторояшо, чтобы не забить и не поцарапать детали. Собирать ко робку надо в обратном порядке. Проверка работы синхронизатора при неполадках в переключении передач всегда должна начинаться с проверки работы муфты сцепления. Исправное выключение муфты сцепления проверяется на включении первой передачи или заднего хода при полностью отжатой педали сцепления. Переключение указанных выше передач, при исправной работе муфты сцзплепия, всегда происходит легко и бесшумно. Если лее включение второй и третьей передач сопроволсдается скреясетом шестерен, то неисправность работы синхронизатора очевидна и требуется немедленная разборка коробки передач и устранение причин, нарушающих нормальную работу синхронизатора. Частыми причинами неисправности синхронизатора служат смазочное масло в коробке передач, т. е. не тот сорт его, который рекомендован заводом, сильная загрязненность масла песком, стружкой и т. д. Кроме того причинами неисправности работы сихронизатора служат перекосы вилок переключения, неудовлетворительная работа стопоров и слишком большой продольный люфт корпуса синхронизатора при передвияеенни по вторичному валу (нормальный люфт должен быть от 4,5 до 5,5 мм).13 Сборка заднего моста производится в обратном порядке. При сборке необходимо делать регулировку установленных зазоров. Регулировка зацепления шестерен и подшипников заднего моста. Для работы шестерен с малым износом и без шума необходимы правильное зацепление и нормальный зазор меисду зубьями. Правильность зацепления шестерен проверяется на краску. Делается это так: входные стороны зубьзв ведущей шестерни покрывают тонким слоем краски и, вращая-ведущую шестерню с ведомой, следят за тем, какие следы краски остаются на зубьях недомой шестерни. Правильное зацепление зубьев дает равномерный отпечаток по всей поверхности зуба. Регулировка зацепления зубьев шестерен производится передвиганием ведущей или ведомой шестерни. Если по отпечаткам видно, что зацепление происходит только в верхней части зубьев, то надо подвинуть ведущую шестерню к ведомой. Отпечатки, имеющиеся только в основании зубьев, требуют отодвигания ведущей шестерни. Если отпечаток имеется на широком конце зуба, то надо подвинуть ведомую шестерню к ведущей; на узком конце зуба—отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Передвигать шестерни следует только в пределах нормального зазора между зубьями, т. е. от 0,15 до 0,25 мм. Проверка зазора производится щупом или индикатором. Для передвияски ведомой шестерни в осевом направлении в ту или другую сторону надо снять замки коронных гаек А (рис. 3) диференциала, затем, подтягивая одну гайку или отпуская другую, передвигать ведомую шестерню в требуемом направлении. Достигнув желаемого полоясения шестерни, надо затянуть гайки и поставить замки. Нормальный осевой люфт ведомой шестерни доля^ен быть равен 0,02—0,08 мм. Передвижка ведущей шестерни производится подкладыванием тонких стальных прокладок между распорной втулкой и внутренним кольцом второго радиально-упорного подшипника ведущей шестерни в точке Б. Осевой люфт ведущей шестерни не должен быть больше 0,15 мм. Регулировка подшипников полуосей (рис. 4) производится следующим порядком. Надо вынуть полуось, подлежащую регулировке вместе с наруяшым кольцом наружного подшипника, снять с'емником наружное кольцо внутреннего подшипника и подлолсить в выточку 1 под кольцо подшипника требуемое количество тонких стальных прокладок. Поставив вез детали на место, нуяшо затянуть и проверить люфт. Если люфт полуосей (осевой) не выходит из пределов 0,02—0,07 мм, регулировка может считаться законченной. Регулировка тормозов. Для регулировки тормозов необходимо произвести предварительные операции по установлению правильного пололсения тормозной педали и тормозного рычага. Педаль нолшого тормоза надо установить так, чтобы она касалась резинового упора на нияеней стороне наклонногоРис. 3. Места регулировки главной передачи Задний мост и диференциал. Порядок разборки заднего моста и диференциала следующий. Надо от'единить и выкатить задний мост из-под машины, установить, его на специальную подставку, снять колеса, отвернуть 12 болтов крепления задней крышки и снять ее. Затем надо слить масло из картера и промыть картер внутри керосином из шприца. После этого нужно вынуть шплинты, отвернуть полуосевые гайки и снять (с'емником) ступицы с тормозными барабанами. Затем отвернуть болты крепления маслоотраЯгателя и защитного диска тормозов и снять их вместе с тормозными колодками. Вынуть полуоси из картера, отвернуть болты крепления картера главной передачи и также снять его вместе с диференциалом. Разборку картера передачи надо продолжать на стеллаже пли верстаке. Отвернув гайки крепления крышек подшипников, нужно снять крышки и ведомую шестерню с диференциалом. Затем, вынув шплинт и отвернув гайку крепления фланца кардана, снять фланец с хвоста ведущей шестерни и вытолкнуть ведущую шестерню вместе с -подшипником. После этого нужно отвернуть болты крепления гнезда подшипников, снять крышку и вынуть гнездо. Для снятия гнезда надо пользоваться с'емными болтами, которые ввертываются в его отверстия и выталкивают его из выточки картера. При разборке заднего моста необходимо следить за тем, чтобы детали, приработанные друг к другу, не были перепутаны, забиты или повреждены.14 пола кузова. Такое положение педали регулируется удлинением или укорочением тяги. Если рычаг ручного тормоза имеет слабину, его надо подрегулировать так, чтобы при затяяске тормозов V хода рычага оставаa лась в запасе. Регулировку следует производит при полностью отпущенных тормозах, путем завертывания вилки на тягу на требуемую величину. Регулировка тормозных колодок выполняется следующим порядком. Надо поднять все четыре колеса на домкраты, от'единить тросы от рычагов поперечного вала, снять крышки с контрольного отверстия тормозного царабана ис отверстия защитного диска и установить центральное положение колодок по отношению к барабану эксцентриком, предварительно расконтрив гайку эксцентрика. Затем, поворачивая колеса на ходу маРис. 4. Регулировка подшипников полуосей шины, промерять зазор между колодкой и тормозным барабаном Щупом 0,25 мм, при этом эксцентк барабанам до одинакового сопротивления рик следует поворачивать до зажатия щупа. трения при проворачивании колес, ПОДТЯНУТЬ ьели щуп зажимается равномерно в центре рычаг и попробовать повернуть колеса оуи на концах тормозных колодок, то следует кой. Если они не проворачиваются, то зазаконтрить гайку эксцентрика и перейти к крыть контрольные отверстия, спустить ма» регулировке следующего тормоза. шину с домкратов и проверить регулировке на специальных приборах б. ГАРО для проРегулировку равномерного и одинакового верки тормозов. торможения на всех четырех колесах надо делать так. Ручным тормозом затормозить Регулировка рулевого механизма. Устраневсе четыре колеса так. чтобы их можно было ние продольного люфта поворачивать рукой. Затем поворотом зубчатизводить в следующем вала руля надо пропорядке: отвернуть' ки регулировочного винта поджать колодки стяяшые болты картера руля а гайки тоубыРис. 5. Передняя ось .15