ЧТОНАДО ЗНАТЬ мотоциклистам О СВЕЧАХЛ. ВЕЛИЧКОУсловия работы свечей заясигания на мотоциклетных и автомобильных двигателях неРис. 3. Неправильное Рис. 4. Правильное засколько различны. Более высокая температузажатие корпуса свечи жатие гайки при разра нагрева цилиндра с воздушным охлаясде- при разборке борке свечи нием и повышение числа оборотов в мотоциклетном двигателе требуют особо надежных При выборе формы боковых электродов ру ; свечей. ководствуются следующими соображениями: Для двигателей с высокой степенью сжа1) зазор меяеду электродами должен регутия и большой температурой в цилиндре в лироваться после их обгорания (зазор при момент воспламенения требуются свечи незажигании от магнето долясен быть равен сколько иной конструкции, чем для двигате0,4—0,5 мм, при батарейном зажигании — лей с низкой степенью сясатия и низкой тем0,5—0,8 мм); пературой сгорания. 2) форма электродов долясна обеспечивать Для получения искрового разряда "внутри стекание масла в сторону от центрального цилиндра в камеру сясатия ввертывается заэлектрода. пальная свеча. Образец разборной свечи с Температурные свойства свечей определядвумя боковыми электродами представлен на ются соответствием теплового режима двигарис. 1. Она состоит из следующих частей: теля и теплоотдачи свечи. Несоответствие центрального электрода 1, стерясня 8, зажимих вызывает образование нагара на изолятоной контактной гайки 2, изолятора 3, корпуса 4, боковых электродов 5, зажимной гайре свечи или перегрев свечи и самовоспламенение в цилиндре. ки 6и прокладок 7. На рис. 2 схематически показано, образоваОтветственной частью свечи является изоние нагарной оболочки на поверхности изолятор центрального электрода. Температура лятора свечи и изменение пути движения тогазов в камере сгорания изменяется в болька высокого напрялсения. ших пределах, и резкие изменения темпераПри образовании нагара происходит утечка туры вызывают большие внутренние напрятока, поверхностное сопротивление изолятора жения в материале изолятора. Изолятор десвечи понижается до 25 тыс. омов, сопротивлается из керамических масс: каолина, полеление воздушного зазора до 3—4 млн. омов, вого шпата, талька (стеатита), силиманита и ценообразование на электродах ослабевает т. д., а также из слюды. Такие изоляторы или прекращается вовсе. Для избелсания заобладают электрической прочностью, т е. вымасливания и нагара изолятор в нижней чадерживают ток высокого напряжения, имеют сти надо нагревать до 450—500° Ц. При этой механическую прочность и мало чувствитемпературе нагар сгорает и получается тельны к изменению температуры. Электросамоочищение свечи. Перегрев изолятора выды изготовляются из сплава: 97% никеля, шеуказанной температуры влечет к самовос1,4% марганца, 0,9% железа и 0,7<V0 меди. пламенению (стук в двигателе). При охлажЭтот сплав хорошо сопротивляется действию дении изолятора нияее этой температуры повысоких температур и не окисляется в проявляются влаясность и нагар. цессе ценообразования. Для подбора свечи нулсно производить испытание двигателя на двух режимах работы — при запуске и при 1200—1600 оборотах. Возможны случаи хорошего искрообразования при режиме 1 200—1 600 оборотов и отказа при запуске (тепловая инерция). Пригодность свечи определяется по цвету нагара на юбочке изолятора. Серый цвет нагара означает, что тепловой режим двигателя хорош для данной свечи и нагрев ее соответствует 450—500° Ц. Черный цвет нагара говорит о низкой температуре изолятора, что влечет к образованию нагарной оболочки и утечке тока на массу. Серо-рыясеватый цвет нагара говорит о перегреве изолятора (температура его выше 500° Ц). Плохой процесс теплоотдачи в верхней части изолятора приводит к самовоспламенению смеси. В практике был интересный случай: на мотоцикле Л-300 отломался и выпал кусок изолятора свечи, но свеча продолясала рабоРис. 2. Путь тока в тать, н далее лучше. Это объясняется случайРис. 1. Разрез свече при загрязнении ным установлением нужного теплового релшразборной свечи изолятора19