11
12
Готовьтесь к зиме!в. ЛАРИН Наступление зимы из года в год захватывает врасплох многих руководителей автобаз и гаралсей, а также шоферов. Автомобили и гарант оказываются зачастую неподготовленными к работе в зимних условиях, в результате чего количество автомобилей, всходящих на работу, уменьшается, а их производительность резко снижается. В настоящей статье мы считаем полезным остановиться на наиболее важных вопросах в деле подготовки гаражей и автотранспорта к зиме. Для гаралсей особое значение зимой приобретают вентиляция и противопожарное оборудование. Затруднительность заводки двигателя в холодное время вызывает необходимость в усиленном подсасывании бензина из карбюратора. В результате под автомобилем скапливаются бензиновые лулсицы. Бензин легко воспламеняется при обратных вспышках в карбюраторе (чихание). В таких случаях решающее значение имеет полная исправность противопожарного оборудования и умение работников гаража пользоваться им. При подготовке гаража к зимней работе нужно проверить запас песка в ящиках, исправность огнетушителей, сигнализации, пожарных кранов и рукавов, а также провести инструктаж по противополсарным мероприятиям. Чтобы бензин не стекал под машину, бензокраники автомобилей на стоянке должны перекрываться тотчас после возвращения в гараж и открываться перед выездом. Шоферы должны помнить, что при продолжительном прогреве двигателей в гараже скапливается много дыма, с которым не в состоянии справиться никакая вентиляция. Ремонтные рабочие вынуждены дышать отравленным воздухом, тогда как надымивший шофер уезжает, даже не подумав о своей неосторожности. Не все автомобили обеспечены утепленными стоянками, некоторые находятся под открытым небом. В таких случаях требуются дополнительные мероприятия по подготовке их к работе зимой. У автомобилей, ночующих зимой на открытом воздухе или под навесом, надо на ночь выпускать воду из водяной системы двигателя (во избежание замерзания), а утром, при запуске двигателя, требуется горячая вода, поэтому нулсно иметь кипятильник пли котел для разогрева воды. В сильные морозы необходимо на ночь выпускать по только воду, но и масло из картера двигателя. Удобный котел для одновременного подогрева воды и масла, называемый «водомаслогрейкой», конструкции нюк. А. Антонова, показан на рис. 1. Емкость котла: воды — 730 л,г -. -—-~. :,-..-'~" . ' . — • : . *,Рис. 1. Водомаслогрейка системы инж. А. Антонова масла—34 л. Благодаря обшивке котла теплая вода в нем сохраняется, как в «термосе», в течение суток *. Применение подобных водомаслогреек значительно облегчает проблему зимней экспло-' атации безгараленых автомобилей. Для того чтобы избежать необходимости ежедневно сливать воду, можно применять подогреватели водяной системы двигателя. Такие подогреватели, электрические или керосиновые, поддерживают двигатель теплым во время стоянки, что очень ускоряет и облегчает последующий запуск. Перечислим теперь, в чем должна заключаться подготовка самого автомобиля к зиме. Прежде всего нужно заготовить теплые капоты. На рис. 2 показаны различные типы капотов. Капоты шьются из войлока, какойлибо ткани с прослойкой ваты или из толстой материн. Для предохранения капота от намокания и замасливания его лучше шить с покрытием из дерматина или клеенки. Вюжных районах капот требуется только для радиатора, но в местностях с суровым климатом нулсен капот, закрывающий весь двигатель. Для закрепления капотов за определенными машинами рекомендуется ставить на них помер автомобиля. Капот нужно беречь. Совершенно недопустимо практикуемое некоторыми шоферами использование его в качестве подстилки при дороленом осмотре или ремонте автомобиля. Несомненно, что залезать под автомобиль и лежать на снегу без подстилки очень неприятно, но для этого нужно иметь в запасе специальный коврик. При подготовке к зиме систему охлаждения двигателя нулсно тщательно промыть и удалить накипь. Для удаления накипи завод ЗИС рекомендует смесь, составляемую из 750—800 г едкого натра (каустическая сода), ведра .воды и 150 г керосина. Смесь заливается вечером в радиатор и оставляется на ночь.1 Подробные указания о различных способах разогрева, двигателей см. в книге инж. А. Антонова «Хранение автомобилей без утепленных гаражей». Гоетрансиздат, 1937 г.11 Рис. 2. Теплые капоты (чехлы) Утром двигатель запускается на 10—15 мин., после чего радиатор промывается чистой воВ' некоторых случаях целесообразно заполнять водяную систему двигателя незамерзающим раствором. Известны _ следующие составы незамерзающих смесей:Я)°/0 1) этилен-гликоля . 70% воды 15".'о 2) глицерина • • • 15% денатур. спирта 700/0 воды 40». о 3) денатур. спирта 60°'о воды 4Л0/ 4) глицерина . . . • . GO» о воды Указанные смеси замерзают при температуре 20°. Наилучший состав — смесь воды с этилен-глпколем (глизантин). Эта смесь отличается стойкостью, не разлагается и не выкипает, как спирт. При замерзании смесь образует рыхлую массу, а не твердый лед, благодаря чему рубашкам двигателя не грозит опасность разрыва. Смазку в картере двигателя, коробки передач и диференциала нужно заменить более жидкой. Известного внимания в связи с работой автомобиля в зимних' условиях требует и система электрооборудования. Плотность раствора электролита в полностью зарялсенной аккумуляторной батарее нулсно повысить до 33°, а в местностях с суровыми морозами — до 35 Боме. При недостаточной плотности раствора электролит может замерзнуть, что приведет пластины в полную негодность, вследствие разрушения льдом активной массы. Сила зарядного тока динамо должна быть повышена до 14 ампер у ГАЗ и ЗИС и до 13 ампер у М-1 (при выключенных фарах). Увеличение силы тока динамо необходимо для того, чтобы покрыть повышенный расход электроэнергии. Зимой чаще приходится пользоваться светом и, кроме того, стартер больше0расходует элекроэнергии, так. как вращение двигателя в холодное время требует больше усилий и времени. Карбюратор требует к зиме несколько иной регулировки. Холодный бензин имеет большую вязкость и поэтому зимой и летом через отверстие жиклера будет протекать разное количество бензина. На зиму нулсно ставить лсиклеры с пропускной способностью на 5—10°/о больше, чем при летней тарировке. Для улучшения испарения бензина можно устроить подогрев воздуха, всасываемого в карбн> ратор, сделав для этого коробку на выхлопной трубе и соединив ее с всасывающим патрубком карбюратора. Зимой шоферы вынуждены ездить с плотно закрытыми стеклами и если в кабину проникают отработанные газы, то шоферу приходится дышать отравленным воздухом. Поэтому необходимо проверить плотность прокладок выхлопных труб, плотность пола в кабине и принять меры к устранению проникания отработанных газов в кабину и кузов. Кабины грузовиков и кузова автобусов, работающих на трактах на дальних рейсах, необходимо зимой отапливать. Наиболее простой способ отопления следующий. На выхлопную трубу у двигателя надевается кожух из листового железа с раструбом в передней части и отводящей трубой сзади (рис. 3). Чистый воздух, просасываемый через радиатор, попадает в раструб и, проходя вдоль выхлопной трубы, нагревается. Нагретый воздух направляется по отводящей трубе в кабину или кузов. Степень подогрева легко регулируется ручной заслонкой, устанавливаемой на выходе отводящей трубы в кузов. Чтобы избежать проникновения в кожух отрабентиляторРис. 3. А — схема устройства отопления кузова; Б — разрез выхлопной трубы с укрепленным на ней кожухом ботанных газов из-под капота, стыки кожуха и выхлопной трубы должны быть хорошо уплотнены асбестовыми прокладками. Воздух в кузове можно подогревать также дополнительной выхлопной трубой, прокладываемой вдоль кузова автобуса, с добавочным глушителем сзади кузова. В грузовых машинах для обогревания кабины достаточно вывести через пол кабины колено выхлопной трубы, специально изогнутое для этой цели, закрыв его решеткой для предохранения от возмолепых олсогов. Зимний сезон приблюкается. Автохозяйства доллены встретить его во всеорулсии.12