МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАПеред нами отчет Московского автомобильного общества за 1913 г. Перелистывая страницы этого отчета, лишний раз убеждаешься, как неизмеримо далеко ушли мы от тех времен. j Русские купцы и помещики, стремившиеся во всем подражать Европе, пытались заниматься и автомобильным спортом. «Спортивная деятепьность Московского автомобильного общества, — как повествует отчет, — проявлялась, главным образом, в распространении автомобильного туризма ив оказании посильного содействия своим членам к облегчению автомобильного спорта в России». Эти строки невольно вызывают улыбку, „ когда поближе познакомишься с отчетом. Занятия членов почтенного общества весьма далеки от автомобильного спорта. Автомобиль в царской РОССИИ был привилегией небольшой кучки родовой и денежной знати. Это ясно видно из самого отчета автомобильного общества, председателем которого был князь Щербатов. В списке членов мелькают такие «сиятельные» лица, как граф Олсуфьев, князь Оболенский, царский холоп граф Фредерике, палач генерал МеллеоЗакомельский, фабрикант Крестовников и т. д. и т. п_. Некоторые из них, как, например, барон Кноп, состояли в обществе всем семейством. Деятельность автомобильного общества в 1913 г., как явствует из отчета, выразилась в основном в проведении нескольких увеселительных поездок в подмосковные места В отчете эти поездки громко именуются пробегами. Но о характере их молено судить по восторженным описаниям банкетов, устраивавшихся по дороге в имениях знатных членов общества. i J -А Вот наудачу выдержка из отчета об одном «пробеге». «Под'езжая к Твери, участники пробега у заставы были радушно встречены офицерами лейб-драгунского полка и приглашены в полковое собрание, где состоялся банкет. Последний прошел очень оживленно и закончился поздно ночью». В таком, примерно, духе выдержаны описания почти всех «пробегов», проводившихся обществом. Автомобиль для его членов служил главным образом средством развлечения. Это, разумеется, ни в коей мере не способствовало развитию автомобилизма. Крестьяне деревень, через которые проезжали подгулявшие купчики и фабриканты. относились к барским затеям явно враждебно, так как машины доставляли им много хлопот. Лошади при встрече с автомобилем шарахались в стороны, опрокидывая и ломая телеги, давя людей. Из опасений непонятных встреч с мужиками именитым путешественникам приходилось выставлять по пути охрану. В отчете об одном пробеге так и говорится: «По обеим сторонам нашего пути мы встречаем специально расставленных стралеников». В другом месте с особенным удовольствие» отмечается, что «по всей Курской губернии» нас встречали расставленные по пути нашего пробега Сотские и десятские всех расположенных недалеко от дороги деревень». В отчете ярко описывается, как «встречало» население злополучных автомобилистов.. «По пути сельское население забрасывало» наши автомобили иногда довольно об'емистыми и увесистыми букетами. Как выяснилось.. они были снабжены камнями и один из них попал в автомобиль № 20, разбив зеркальное стекло как раз против лица шофера. К счастью, разлетевшиеся во все стороны осколки не причинили никакого вреда. К месту происшествия поспешил на велосипеде урядник: и нагнал виновника, который, как впоследствии выяснилось, понес должную кару». Единственным мероприятием автомобильного общества, заслулсивающим некоторого' внимания, был пробег Москва — Париж —,;_. Москва. Для того времени это было большимсобытием, но пробег представлял интерес лишь для тех иностранных фирм, на автомобилях которых ездили в Париж русскиебуржуа. Этот пробег, как полагается, был ознаменован попойкой на Воробьевых горах. При этом члены общества выкинули трюк, отлично характеризующий уровень автомобильной культуры русского купечества. Вице-командор пробега миллионер Мамонтов назначил приз — массивный серебряный лсбан — тому из участников поездки на. • Воробьевы горы, который приедет туда «наиболее трудным путем». „ _ Приз завоевал некий Бабанин. Сей любитель автомобильного спорта придумал более чем оригинальный способ поездки. Он= доехал до Крымского моста, погрузил свою машину на плот и приплыл на нем по Москва-реке к Воробьевым горам. Здесь автомобиль выгрузили тридцать, специально для этого нанятых, крестьян и втащили его на. веревках на крутой под'ем к ресторану..*; **Прошло двадцать три года со времени,, описанного в отчете Московского автомобильного общества. Но кажется, что это было в незапамятные времена. Какая пропасть легла. между тем миром и нашей советской действительностью. Графы Олсуфьевы, князья: Щербатовы и иже с ними навсегда выброшены в мусорную яму истории. Сегодня по улицам городов, по трактам и. проселкам советской земли ходят сотни тысяч автомобилей, сделанных нашими руками, из наших материалов, на наших заводах. За • рулем их сидят новые хозяева, дети.тех самых крестьян, которые забрасывали когда-то камнями барские машины. Автомобиль совершает свое победное шествие по необозримым просторам обновленной страны. И. К—ОБ144fMa