ЗНАТНЫЙ ЧЕЛОВЕК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫАлександр Харитонович Бусыгин пришел на Горьковский автомобильный завод им. Молотова из ветлужской деревни. Хозяйство у него было бедное. «Бывало работаешь круглые сутки, придешь домой, а еды-то и нет»,— рассказывает он. И вот с одним из своих приятелей Бусыгин решил поискать счастья на стороне. Холодной осенью пошли они в Горький пешком, ехать было не на что. В Горьком Бусыгин работал сначала плотником, а в 1932 г. попал в кузницу на автозавод смазчиком молота. Ковать его никто не учил — сам научился. , Как-то мастер увидел, что парень неплохо справляется с работой и поставил его подручным. — Тут я начал присматриваться повнимательнее, как другие работают, — говорит Бусыгин,— стал думать: правильно ли делают, л-ак бы я на их месте сделал? Однажды произошел такой ^случай. Один кузнец работал плосхо. Подошел Бусыгин, поставил как-то иначе деталь, и начал работать так, что браку почти не оказалось. Мастер даже удивился. — Сколько времени с этой деталью мучился, а ты вон как ловко ее делаешь! И ему стали поручать все более ответственную работу. Ковочная машина и паровой молот всегда подчинялись его воле. Браку он давал меньше других, нормы перевыполнял. Наконец его поставили делать коленчатые валы. В 1935 г. о Бусыгине заговорил весь завод, о нем узнала вся наша страна. Бусыгин дал 966 валов при норме в 675, на следующий день — 1001 вал, потом 1008, 1 015 и 1145. На.'совещании стахановцев в Кремле товарищ Сталин спросил Бусыгина: — Качество валов не портится от быстрой работы? j — Наоборот, — отвечал Бусыгин, — меньше браку получается и качество лучше. Раньше я делал 450 штук, а браку было 20 штук. Теперь я даю 1100 валов, а брак — 2 вала... Бригада, с которой Бусыгин работал на коленчатых валах, была сначала расхлябанная. Он переставил людей, каждому дал подходящую работу. Одно дело требует смекалки, другое — ловкости, третье — силы. Все учел бригадир. Товарищи на него не обиясались,— всем было ясно, какая польза будет и заводу и им самим в случае перевыполнения нормы. И действительно: бусыгинцы выполнили программу досрочно. Бригада достигла рекордной выработки потому, что Бусыгин сумел прекрасно организовать ее работу. Особенное внимание обращалось на подготовительные операции. В начале смены, бригада тщательно осматривала все оборудование и инструмент. Первые 15 минут работала медленно, чтобы убедиться В полной исправности молота. Только после этого оборудование пускалось полным ходом. Работать действительно по-ударному, используя каждую минуту, внимательно следя за каждой мелочью, — вот правило, строго выполнявшееся бусыгинцами. Каждый день Бусыгин и члены его бригады думали над тем, как бы получше организовать рабочее место, и калсдый день они придумывали чтонибудь ново©, что позволяло повысить производительность труда." \ С тех пор, как Бусыгин установил свои рекорды, утекло много воды. По предложению бусыгинцев на заводе были переделаны печи и изменен режим нагрева. Теперь норма для коленчатых валов — 1 300. Вот какой прыжок сделал завод в результате стахановского движения, инициатором которого не только у себя в Горьком, но и вообще в машиностроительной промышленности был Бусыгин. Новые замечательные люди выросли в цехе, появилась целая школа бусыгинцев, показывающих блестящие образцы высокой производительности труда. Кузнец Повеликин, работавший раньше, как и Бусыгин, подручным, поставил новый рекорд — 2 044 вала, затем — 2 080 валов. Рад был Бусыгин, когда установил рекорд по отковке коленчатых валов. Он был бесконечно рад и счастлив, что видел товарища! Сталина и держал перед ним речь о своих успехах. Он с гордостью носит орден Ленина на своей груди. Но он рад, счастлив и горд также от сознания, что преуспевают его товарищи по заводу—Фаустов, Великжанин, Ефимов, Стрюков, Генералов и вообще все стахановцы. — Действительный стахановец тот,—говорил Александр Харитонович Бусыгин еще на совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 г., — кто не только о своих рекордах заботится, не только о своей работе думает, а готов помочь товарищу, радуется не только своему успеху, а и успеху всего своего цеха, всего своего завода. Ни о чем так не мечтал наш знатный стахановец, как об учебе. Ему хочется быть не только кузнецам, но и знать, как ч построен молот, научиться самому строить* молоты, быть инженером. Два года назад он впервые в своей жизни прочел сказки Пушкина и пришел от них в восторг. Но чтение ему давалось с трудом. Он был малограмотным. Партия и правительство дали Бусыгину возможность учиться. К нему прикрепили учителей. В семь часов утра он уходил на работу, а к пяти спешил к учителям и занимался с ними по четыре, а затем и по шесть часов в день. На Горьковском автозаводе Бусыгин полу-4