9
10
11
ТАНКИ ЗИМОЙПолковник В. ТЕРЕЩЕНКОБоевые действия войск зимой протекают несколько иначе, чем в„теплое время года. Снежный покров и низкая температура создают ряд затруднений и ставят перед всеми родами войск, и в частности перед танками, новые. задачи, без правильного решения которых невозможно успешное проведение боевых операций. Танки в "зимнее время, как показывает опыт войны в Испании, найдут самое широкое применение. Зимой 1937 г. во время наступления республиканцев на теруэльском направлении, танки, несмотря на наличие глубокого снега, действовали успешно, и помогли республиканцам мощным ударом овладеть г. Теруэль. Но здесь же еще раз было проверено, что для успешного применения танков необходимо обязательное соблюдение выработанных теорией и практикой приемов их вождения, сбережения и т. д. Танк — носитель очень высоких свойств вездеходности, ударной мощи и огневого могущества в условиях снежной и холодной зимы требует к себе повышенного внимания. Снежный покров несколько сокращает скорость движения, но вообще говоря не является серьезным препятствием для танков, если характер снежного покрова в достаточной степени известен, а за рычагами машины сидит искушенный опытом и обладающий знаниями механик-водитель. Но и танк^ как всякая боевая машина, имеет соответственно своей мощности определенный предел возможностей. ' > Щ Проходимость танка по снежному покрову зависит от качества (состояния) и глубины снежного наста. Так, например, слой порошистого сухого сиега, глубина которого выше величины клиренса машины, танк при умелом водителе преодолевает без особого труда. Снег, под влиянием веса танка, оседает, причем осадка сиега тем больше, чем выше его слой. При очень глубоком снеге в результате осадки может получиться, что снег уплотнится до предела й свободно выдержит вес машины, а гусеницы провалятся, но не будут еще иметь сцепления с почвой. В этом случае танк застрянет и его придется выводить при помощи тягача. Бывает и так, что танк, стреобладать большим искусством и опытом, чтобы вести машину в соответмясь взять большое пространство глубокого наста с разгона врезается ствии с требованиями обстановки пув него и, продвигаясь вперед, толкати. Надо видеть, понимать характер ет впереди себя все большее и больпрепятствия, знать, как его' преодолешее количество снега. Скорость повать, чтобы пройти без задержки. Состепенно замедляется и, наконец, навершенно очевидно, что при преодоступает момент, когда перемещение лении неожиданно возникшего пресугроба становится выше сил мотора. пятствия всегда имеются элементы Таким образом мы видим, что для случайности. преодоления рыхлого (малослежавшеВсе это обязывает танковые подгося) снега существует для каждой разделения и экипажи во всех слумашины свой предел возможностей. чаях движения вне дорог производить В конечном счете все зависит от перед маршем тщательную разведку мощности мотора, величины клиренса и изучать характер рельефа местнои "опытности механика-водителя. сти по карте. Снег, слежавшийся, плотный и глуНизкая зимняя температура воздубокий, но недостаточно твердый, чтоха также оказывает большое влияние бы выдержать давление гусениц, инона работу мотора, особенно с водяным гда является серьезным препятствиохлаждением, и на другие агрегаты ем. Танк даже с мощным двигателем танка. может оказаться бессильным. ПроваПри всякой более или менее длилившись в такой наст, танк останотельной остановке в условиях мороза вится потому, что не сможет преодов 10—15° невнимательное отношение леть сопротивление большого количек машине и несоблюдение известных ства плотного снега. предупреждающих мер может привеСерьезную опасность в зимнее сти к аварии. время таит в себе недостаточно тщаНизкая температура ведет к бысттельно разведанная местность, когда рому охлаждению мотора, сгущению истинный характер рельефа ее (балмасла, а в двигателях с водяным охки, овраги, кустарник и т. п.) скрыт лаждением к быстрому замерзанию белым ровным ковром зимы. воды. Как мы уже указывали, успех преВо избежание перечисленных поодоления снежных наносов зависит следствий при всех длительных стоне только от машины, но и от челоянках необходимо периодически завовека, управляющего ею. Необходимо дить и прогревать моторы, производяТанки на опушке лооаФото Кяслова9 эту операцию тем чаще, чем ниже температура, а если позволяет обстановка, надо накрывать машинь! брезентами, оставляя внутри включенными специальные танковые обогреватели. • \ При длительных стоянках в своем тылу в условиях, где быстрое приведение части в боевое состояние не .так необходимо, как на фронте, масло и воду следует сливать. \ Для заводки охлаясденного двига.теля надо прибегать к применению танковых обогревателей, подогретого дасла и горячей воды. Заводку можно производить только от стартера или рукояткой, а отнюдь не прп помощи буксировки. . Таким образом мы видим, что условия, создаваемые морозами, увеличивая сроки подготавки танков к бою, снижают мобильность частей, повышают расход горючего, требуют наличия подогревателей, кипятильников для воды и прочего добавочного оборудования, ставя тем самым танковые экипажи перед необходимостью или останавливать машины в населенных пунктах, или иметь при себе специальное, довольно громоздкое полевое парковое оборудование. Остановимся на особенностях вождения танков зимой. Движение даже по дорогам требует от водителя пракг тических навыков и специальных знаУстановлено, что большинство аварий и поломок случаются на шоссе, т. е. при движении по наиболее совершенной дороге. Происходит это потому, что неопытный механик-водитель, успокоенный качеством пути, понижает внимание и не следит захарактером дороги на всем ее протяжении. По скользкому шоссе идет танк. Лёгкий поворот приводит к неожиданному заносу машины. Водитель переводит к резкому торможению, но вместо поправки происходит более сильный занос со скольжением на быстром ходу в сторону кювета или другой машины. Вот почему надо твердо помнить, что при движении по шоссе никогда не следует допускать резкого торможения, так как даже на средней скорости оно может повлечь за собой занос машины. Двигаться при таких условиях надо по середине шоссе, а тормозить в нужных случаях только плавно и постепенно. Если при перемене направления торможения одной из гусениц машина не поворачивается (гусеница буксует), то следует быстро отпустить рычаг управления стороны поворота и затем вновь перейти к плавному притормаживанию нужной гусеницы, увеличивая одновременно с этим число оборотов мотора. При движении по участкам шоссе, занесенным большим количеством снега, встречные наносы, если они преодолимы для данного танка, можно брать при помощи «живой силы» машины, т. е. с разгона, пробивая слой снега. Если танк при этом все же застрянет или остановится, то следует выйти из машины, проверить наст и, если возможно, вторично иттп на препятствие, осадив для этого машину и взяв нужный разгон. При невозможности пробиться следует обойти преграду целиной по разведанному направлению. Обледенелые спуски на шоссе необ-111ИН''"•'?.• ?.;:.Поеная нашина уверенно борет цропятстиио Фото Кисловаходимо преодолевать с большой осторожностью. На спусках надо производить торможение только с помощью мотора и двигаться точно посредине дороги. В случае заноса машины, вывод ее на нужное направление производится при помощи плавного включения соответствующей гусеницы с одновременным увеличением числа оборотов мотора. Подъемы, как правило, преодолеваются с разгона. При движении по проселочной дороге танк всегда будет испытывать затруднения. Вследствие недостаточной ширины проезжей части пути и обилия снега одна гусеница будет перемещаться по ровному полотну, другая по целине. В результате разницы сопротивления танк все время будет сносить в сторону целины. В таких случаях рекомендуется совершать движение прямо по целине вдоль дороги, G выходом на нее в пунктах переправ через различные преграды. Движение по целине при глубоком снежном покрове возможно только после предварительной тщательной разведки. Путь избирается хотя бы и более'длинный, но с наименьшим количеством оврагов, крутых спусков и подъемов, переправ через ручьи и болота ио меньшим слоем снега. Повороты на снегу следует делать только на больших радиусах. Повороты резкие и на малых радиусах могут повлечь за собой большое погружение гусениц в снег и застревание машины. С особой осторожностью надо двигаться по малому и мокрому снегу, непрерывно наблюдая при этом за ходовой частью машины. Снег налипает на внутреннюю сторону гусениц, оседает на ведущих и направляющих колесах и, спрессовавшись, образует слои ледяной корки, которая при больших ее количествах может вызвать разрыв гусеницы или деформацию натяжных приспособлений. Кроме этого от налипающего снега и льда портится резиновая часть катков. Для предупреждения возможных поломок следует периодически очищать налипающий снег и скалывать образовавшийся лед. Разведка пути для одиночной машины производится на лыжах самим экипажем. Отсюда вытекает соответствующее правило —- каждый танкист должен быть прекрасным разведчиком и лыжником. Разведка путей и противника1 зимой производится, как правило, разведывательными дозорами, ИЛИ группами, в состав которых кроме танкоз всегда входят лыжники. Лыжппки обладают более высокой, чем тапки,10 ния танков перед боем или для обхоным образом ночью, тщательно замеда разрушенных участков постоянтая за собой все следы. Располагать ных дорог. танки на выжидательных позициях ****—пми iMi1flf *^^ ^Yft Привалы и остановки делаются, надо предпочтительно в населенных как- правило, в населенных пунктах, пунктах или вблизи их, что позволит что обеспечивает нормальный отдых провести достаточно полноценную людей, наиболее удобные условия подготовку машин и людей к бою. 1 для осмотра и ремонта машин, а такПребывание танков на походных же надежную маскировку от возпозициях должно быть сокращено душного наблюдения врага. до возможного предела. Лучше, если l * ' 8 > 1 -i: 'S:Маскировка машин на марше ив позволяет обстановка, итти в атаку период сосредоточения танков на • прямо с выжидательных позиций. поле боя днем) достигается путем окСнежный покров затрудняет атаку раски машин под тон местности и маневрирование танков. Если на (комуфляж). Лучшее укрытие от территории, занятой своими войскавзоров противника —• темная ночь. ми, можно проложить и обозначить При длительных остановках танков наиболее удобные маршруты, то на на открытых местах можно приметерритории противника, этого сденять маскировочные сети о вплетенлать нельзя. Выходом из положения ными в них кусками белой ткани. является тщательное изучение по Направление движения танков декарте рельефа местности, занятой Участник боев в районе озера Хасан, лейтенант В. П. Рудин маскируют следы гусениц на снегу. противником, а также характера его Фото П. Р усанова Воздушный наблюдатель противника позиций и проложенных им путей. может не заметить хорошо укрытых Значительную роль в такой разведке проходимостью и при ИПМЩХООИ танков, но всегда может разыскать будет играть самолет. При помощи можно установить и проложить их по следам. Учитывая это, надо во визуального наблюдения и фотосъемвсех случаях,, требующих скрытноки танкисты могут получить богатый (обозначить) на местности наиболее удобные маршруты для движения ""и сти действий, применять один из материал для решения боевых задач. способов заметания следов. Наиболее Фотоснимки отдельных участков, а действия боевых машин. простой и продуктивный способ — если возможно, и всей занятой враДо соприкосновения с противником заметание следов при помощи ветвигом полосы, позволят найти пути, по при разведке, движущейся по дороге, стого дерева, подвязанного к крюку которым наиболее выгодно направить тапки могут буксировать лыжников, трактора. УДар. сохраняя этим их силы и ускоряя Участие танков в бою в зимних Боевые курсы (направления), как темп движения всей группы.- Как только разведка выйдет в полосу возусловиях требует особых подготовиправило, избираются по водоразделам (холмам, гребням возвышенностей можной встречи с врагом, лыжники тельных' мероприятий. Как известно, успешное применеи т. д.) или хорошо видимым местнемедленно переходят к самостоятельному движению, выбрасываются ние танков должно базироваться ным предметам (высоты, отдельные вперед ив стороны от оси маршрута прежде всего на внезапности и маспостройки, углы рощ и т. п.) в направлениях, годных для движепия и под прикрытием оружия танков сированное™ их удара. Следовательно, не считаясь с трудностями, надо машин. приступают к осмотру местности и подвести и сосредоточить танки Сборные пункты для танков после розыску противника. скрытно, что сделать не так просто. атаки или боя надо назначать в наМарши танковых частей и подраз- Сосредоточиваться придется главселенных пунктах. делений в зпмнпх условиях совершаются предпочтительно по постоянным .дорогам, лучшими среди которых являются шоссе. Ойи удобны и надежны во всех отношениях, имеют достаточно прочные дорожные сооружения, ширина их проезжей части позволяет совершать обгоны и разъезды встречных машин. Исключением" являются проселочные и временные зимние дороги (местного значения). У последних ширина проезжей части обычно настолько узка, .что она меньше ширины хода танка. Это создает затруднение, о которых мы упоминали при рассмотрении вопросов вождения. Движение вне дорог по целине может производиться только после того, как тщательно разведаны избранные направления и проложены саперами временные дороги ИЛИ колонные пути. Такие пути применяются главным образом для сосредоточеТинв маневрирует в зимних условияхi* j - ' " - >d if»»lilli: : :11