%шитштжеНачальник Главного управления автопромышленности С. П. ТИТОВВторая пятилетка была ознаменована в автомобильной промышленности, как и во всем народном хозяйстве СССР- большими производственными победами. Наша страна прочно стала на рельсы автомобилизации. Уже в 1936 г. по производству грузовых автомобилей СССР вышел на первое место в Европе и на второе в мире. Только за один день 1937 г., последнего года второй пятилетки, наши автозаводы выпускали в полтора раза больше автомобилей, чем за весь 1927 г. Если в 1937 г. в СССР было выпущено 200 000 автомобилей, то в 1938 г. выпуск их составил 211 тысяч штук. За годы второй пятилетки производство автомобилей в СССР возросло более, чем в четыре раза. Автомобильный парк СССР насчитывает сейчас 700 тыс. ходовых машин. Стахановцы, рабочие, командиры производства, инженерно-технические работники, весь коллектив автостроителей пришли к XV1I1 съезд> ВКП(б) со славными большевистскими победами, одержанными за годы второй пятилетки под руководством партии Ленина—Сталина. Автомобильная промышленность явилась родиной стахановского дви• -^-5.* Ър [№» ^^жения в машиностроении. За годы, прошедшие со времени XVII съезда партии, автомобильная промышленность освоила производство нескольких новых типов автомобилей (М-1, ЗИС-101), прочно стала на рельсы бесперебойного поточно-массового выпуска машин. Проделана огромная (правда, еще незаконченная) работа по реконструкции и расширению Московского и Горьковского автомобильных заводов. Объем этой работы характеризуется тем, что основной капитал Московского автозавода им. Сталинастоимость станочного оборудования и цехов — увеличился со времени XVII съезда партии в 5,5 раза. В 1934 г., когда происходил XVII съезд ВКП(б), Московский автозавод, им. Сталина выпускал в среднем 68 грузовиков в день, а Горьковский завод им. Молотова 104 грузовых и 55 легковых автомобилей. Легковые машины на ЗИС'е тогда еще не изготовлялись, а ГАЗ выпускал несколько устаревшие маломощные фаэтоны — «газовки». Сейчас с конвейера ЗИС сходит ежедневно 219 грузовиков и 14 легковых мощных лимузинов, с конвейера ГАЗ — 418 грузовиков и 78 легковых автомобилей.^-•}•:''••• •,-:У-:-,---^:У:-^>''-.шмшmmMm.vs.-. ..•• ••- •,:.•,'.•;,:&:'. :^: : :. :. iv: :-^i,,^i>/™^.-.-. ......Ci.w;!., . ,..••.•:.-....-....:".-..•.' - -. • •:: :1:::Горьковский автозавод им. Молотова изготовил новую модель газогенераторного автомобиля ГАЗ - 42 с переоборудованным двигателем М-1. На снимке: экспериментальный образец грузовика ГАЗ-42Фото Г. ЛычагинаАвтозавод им. Сталина ежедневно . дает стране более, чем на 3 млн. рублей продукции, а Горьковский автозавод производит одних только запасных частей более, чем на 1 млн. 100 тысяч рублей в день. Таков рост советской автомобильной промышленности за годы второй сталинской пятилетки. I Доля СССР в мировом производстве грузовых автомобилей (без США) составляет почти половину, причем средний тоннаж выпуска в 1937 и 1938 гг. (равный 2,06 т) у нас выше, чем в США. Третья сталинская пятилетка будет пятилеткой дальнейшего развития автотранспорта и, следователь._но, автостроения. В резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова, указано: :,. «...б) Организовать регулярное движение автомобильного транспорта на автомагистралях, трактах" и грузонаиряженных подъездах к.. городам, . железнодорожным станциям и водным путям... Увеличить автоперевозки за пятилетие в 4,6 раза». «Важнейшей задачей транспорта,— говорится в резолюции съезда,— является упорядочение планирования грузооборота с целью всемерного сокращения дальних железнодорожных перевозок, ликвидации встречных и нерациональных перевозок и дальнейшего повышения удельного веса водного и автотранспорта в грузообороте страны». Дальнейшее увеличение удельного веса автомобильного транспорта в грузообороте страны будет обеспечено в третьей сталинской пятилетке еще более значительным ростом советского автостроения. В 1942 г., к концу третьей пятилетки, выпуск автомобилей должен составить 400 тысяч штук, т. е. превысит выпуск 1937 г. вдвое.' Значительно вырастут производственные мощности существующих автомобильных заво'дов и смежных производств, войдут в строй новые автосборочные заводы (Омский, Ростовский и ДР-). В резолюции XVIII съезда по докладу товарища Молотова указано: «Закончить строительство Горьковского и Московского автозаводов. Построить завод малолитражных автомобилей, ряд новых автосбороч-4 пых заводов (в том числе на Дальнем Востоке) и- развернуть строительство новых 'заводов' грузовых автомашин в Сибири, а также ряда смежных предприятий автопромышленности и авторемонтных баз». Велик объем 'намеченных работ -по расширению уже существующих заводов. На новое строительство и реконструкцию действующих цехов одного только автозавода им. Сталина намечено затратить около 400 млн. рубРастущие запросы народного хозяйства ставят перед автопромышленностью все более сложные и крупные задачи в области создания /новых типов автомобилей, коренной ' модернизации старых, улучшения их экономичности, динамики, эксплраташюнных качеств, снижения их себестоимости. Советский -автомобиль должен быть лучшим в мире, он должен стоять на уровне новейших достижений современной техники. Путь к .этому лежит, прежде всего, через дальнейшее улучшение всей организации и технологии производства, повышение квалификации кадров, внедрение технического новаторства в практику и производственный быт заводоз. «Техническое, новаторство и обоснованный . технический риск мы должны сделать методом работы инженерно-технических работников», — писали интеллигенты Горьковского автомобильного завода в своем обращении ко всем инженерам и техникам, ко всей интеллигенции Советского Союза. «...решительное улучшение всей организации и технологии производства с широким внедрением новейших достижений науки и изобретений» — необходимы, как указывается в резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова. для решения основной экономической задачи СССР — догнать и перегнать также в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США. Эта задача в автомобильной промышленности будет осуществляться в широких размерах. В течение третьей пятилетки на автозаводах намечается внедрить наиболее совершенные технологические процессы: методы поверхностной закалки, литье ряда деталей вместо горячей штамповки, высокопроизводительные режимы резания, новейшие химикотермические методы обработки деталей, электронагров, электровысадку, новые методы окраски автомобилей и т. д. Значительно изменится конструктивная и внешняя физиономия всей гаммы типов легковых автомобилей. Коллектив автозавода им. Сталина ставит перед собой задачу — создать конструкцию и организовать производство нового легкового автомобиля, для чего уже в начале 1940 г. намечается построить первые образны мощного лимузина, который будет отличаться от ЗИС-101 значительными конструктивными усовершенствованиями. ПроектированиеЯрославский автозавод с 1938 года присгпупил к выпуску двухярусных троллейбусов. На снимке: новый троллейбус на Ленинградском шоссе (Москва)Фото Л. Д оре некогоэтого автомобиля должно быть в основном закончено в текущем году. Новый легковой автомобиль среднего литража будет выпускать Горьковский автозавод им. Молотова. Это — фаэтон ГАЗ-11-40, который одобрен руководителями партии и правительства. Машина будет иметь экономичный шестицилипдровый двигатель, усовершенствованные тормоза, гидравлические амортизаторы, кнопочный стартер и ряд других конструктивных улучшений. Она будет развивать скорость до 120 км'час. Массовый выпуск фаэтона с шестипилнпдровым двигателем начнется в 1940 г.Наконец, в будущем году на Московском автозаводе им. КИМ начнется выпуск новых малолитражных автомобилей с двигателем, объемом 1,17 литра, мощностью в 30 л: е. Машина будет расходовать около 8 литров бензина на 100 км пробега. Таким образом, в третьей пятилетке у нас будут выпускаться три новые модели легковых автомобилей: малого, среднего и большого литража. Растущие запросы народного хозяйства ставят, перед работниками автопромышленности большие задачи по организации массового производства новых типов грузовых машин с повышенной грузоподъемностью, улучшенной экономичностью, высокой скоростью. В частности, нуждается в- солидной модернизации конструкция, трехтонного грузовика ЗИС-5, выпускаемого сейчас Московским автозаводом им. Сталина. На заводе в связи с этим идет усиленная подготовка к производству нового модернизированного грузовика ЗИС-15, который явится основным типом грузовика ЗИС в третьем пятилетни. На базе этой машины будет выпускаться целый ряд специализированных машин: тягач, вездеход, самосвал, трехоска, газогенераторный автомобиль. Грузовик ЗИС-15 будет снабжен экономичным и мощным двигателем с улучшеппой камерой сгорания и повышенной степенью сжатия. Он рассчитан на нагрузку до 5т при езде по улучшенным дорогам и 3,5 тонны — по грунтовым дорогам. На базе ЗИС-15 будет также выпускаться новый 40-местпый автобус с кузовом вагонного типа. Нужда в такого рода автобусах, особенно в больших городах, вполпе назрела. Об этом свидетельствует практика эксплоатации автобусов ЗИС-8, пе удовлетворяющих возросших потребностей населения больших городов.Одиниз складов, питающих большой конвейер Горьковского автозавода им. Молотова деталями, агрегатами, предметами снаряженияФшо Макооееяа Грузовые автомобили отправляются по железным дорогам во все концы Советского СоюзаФото Б. БашМного усовершенствований будет внесено также в конструкцию грузовика Горьковского автомобильного завода. Важнейшей задачей ГАЗ'а сейчас является освоение производства пикапов (ГАЗ-11-41) — этой незаменимой машины для колхозов, ка8 сказал о ней товарищ Сталин во время осмотра машин в Кремле. Пикап ГАЗ-11-41 • полугрузовая машина — с закрытой металлической кабиной и открытой металлической платформой. Он может перевозить до 400 кг груза или 6 пассажиров, не считая водителя и пассажира в кабине. Производство пикапов на Горьковском автозаводе им. Молотова начнется уже в текущем году. К важнейшим задачам советской автопромышленности в третьей пятилетке относится освоение широкого производства газогенераторных автомобилей, работающих на различных видах твердого топлива. В резолюции XVIII съезда ВКП.'б) по докладу товарища Молотова указано: «перевести на газогенераторы все машины на лесозаготовках, а также значительную часть тракторного парка сельского хозяйства и автомобильного парка». Достаточно сказать, что уже в 1940 г. Московский и Горьковский автозаводы будут выпускать по 20 тысяч автомобилей, для чего в Омске и на территории НАТИ (Москва) будут построены газогенераторные цехи ГАЗ и ЗИС. В настоящее время выпускаются дровяные газогенераторные автомобили ЗИС-21 и ГАЗ-42. В третьей пятилетке конструкторам автомобильной промышленности предстоит большая работа по доведению до совершенных конструктивных форм и освоению газогенераторных машин, работающих на древесном угле, каменном угле, торфяных брикетах, брикетах из соломы и т. д. Разработка конструкций таких машин и пуск их в производство — неотложное дело всей автомобильной промышленности.Большой проблемой, требующей разрешения в третьей пятилетке, является внедрение двигателя дизеля в автотранспорте. Враги народа, подлые троцкистско-бухаринские диверсанты и вредители всеми силами старались затормозить решение этой важнейшей народно-хозяйственной задачи. Ликвидируя последствия вредительства, работники автозавода им. Сталина создали за последние годы удачную конструкцию дизельмотора. Однако надо признать, что мы сделали пока крайне мало для того, чтобы решить задачу перевода части автотракторного парка на тяжелое жидкое топливо. Дизель-мотор на автомобиле имеет ряд неоспоримых преимуществ перед своим бензиновым собратом. Он отличается от бензинового двигателя прежде всего рядом высоких технических и эксплоатационных показателей, не говоря уже о том, что широкая дизелизацня автотранспорта дала бы стране громадную экономию дорогостоящих легких сортов жидкого топлива. В третьей пятилетке вопросы организации серийного выпуска грузовиков с дизель-моторами должны получить свое разрешение. Дизельмотор Д-7, первые образцы которого уже построены на автозаводе им. Сталина, является, как показали испытания, удачной конструкцией, и в 1940 г. на ЗИСе начнется серийное производство этих дизелей, предназначенных для нового грузовика В течение третьей пятилетки часть грузовиков ЗИС-15 выйдет из ворот завода уже с дизельмоторами мощностью в 96 л. е. при 2200 об/мин. Указанными выше проблемами далеко не исчерпывается круг задач автомобильной промышленности в третьей пятилетке. Предстоит еще решить проблему производства запасных частей, проблему созданияряда специализированных заводов и расширения заводов — смежников, правильной организации ремонта выпускаемых автомобилей в т. д. И, наконец, с чрезвычайной остротой встает сейчас проблема подготовки кадров для автомобильной промышленности и для автотранспорта. В резолюции XVUI съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова говорится: «Теперь, после окончательного укрепления политических и экономических позиций социалистического общества в СССР, решают дело кадры, освоившие технику производства, решают дело советские культурные силы, возглавляющие массы трудящихся в их великой борьбе за полную победу коммунизма». Съезд предложил предусмотреть в третьем пятилетнем плане развертывание широкой сети школ и курсов по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и мастеров социалистического труда, выпуск 1,4 миллиона техников разных специальностей и 600 тысяч специалистов с высшим образованием. В плане этих больших работ найдет должное место и подготовка кадров для автомобильной промышленности. В частности, встает вопрос о создании в течение третьей пятилетки специального автотракторного института. 150-тысячная армия работников автомобильной промышленности уже не раз доказывала на деле, что она способна блестяще выполнять ответственнейшие задания партии и правительства. Нет сомнения, что под руководством партии Ленина — Сталина вдохновленные великим Сталиным автоработники с честью выполнят новые большие задачи; поставленные перед ними третьим пятилетним планом развития народного хозяйства СССР.Шлифовка - лакировкаавтомобиля ЗИС-101 в кузовном цехе автозавода им. СталинаФого Б. Баш6