Военинженер 2-го ранга А. К. ФРУМКИНПрименение автомобилей в армии имеет сравнительно короткую историю. До империалистической войны основным видом армейского транспорта были железные дороги и конная тяга. Автотранспорту придавалось настолько малое значение, что, например, английская армия в начале войны насчитывала всего... 80 грузовиков. Почти такое же положение было ив других армиях. К концу империалистической войны картина резко изменилась. Значение автомобиля как средства армейского транспорта сильно возросло. В той же английской армии количество автомашин увеличилось до 80 000. Военное командование обратило большое внимание на автомобильный транспорт, главным образом потому, что ни железная дорога, ки конная тяга не могли обеспечить массовых перевозок в районе военпых действий: железные дороги разрушались бомбардировками, а конная тяга обладала очень малой провозной способностью. Автомобили, применявшиеся в то время, страдали существенным недостатком: они могли двигаться только по дорогам, и в результатемалейшее повреждение дороги закупоривало движение. При интенсивных автоперевозках, какие производились на некоторых участках фронта (под Верденом ив других местах), повреяедение дороги могло сильно отразиться на успехе боевой операции. Вот почему была поставлена задача — создать такой автомобиль, который бы не был привязан к дороге и мог бы с достаточной скоростью двигаться по бездорожью. За 20 лет, прошедших после окончания мировой войны, создан ряд конструкций автомобилей, удовлетворяющих требованиям, поставленным армиями. В основном проблема повышения проходимости автомобиля разрешена путем увеличения числа опорных точек — колес автомобиля и подведения ко всем колесам тягового уеилия. Увеличение числа опорных точек дает возможность уменьшить удельное давление на грунт и тем самым повысить проходимость автомобиля по мягкому грунту (песку, снегу, целине и пр.). Подведение усилия ко всем колесам увеличивает сцепной вес автомобиля и дает возможность передать к колесам большую тягу без опасения их пробуксовки, в результате чего автомобиль может преодолевать значительные препятствия, например, подъемы до 45°. Таким образом современный автомобиль, отвечающий этим требованиям, по своей проходимости довольно близко подходит к танку, обладая в то же время большой скоростью. Автомобили высокой проходимости в современной армии выполняют самые различные функции. Ряд армий применяет для целей разведки и для службы штабов двухосные легковые автомобили с двумя ведущими осями или трехосные с двумя и тремя ведущими осями (рис. 1). Автомобили высокой проходимости широко применяются в качестве боевых машин — бронеавтомобилей. Если раньще бронеавтомобилям отводилась вспомогательная роль, то в настоящее время высокая проходимость по местности позволяет применять их не только для целей разведки и связи, но и для самостоятельного решения боевых задач, что с достаточной убедительностью доказано на опыте войны в Испании. Для целей бронировки употребляются большей частью шасси коммерческих грузовых автомобилен, которые во многих странах строятся с учетом возможности их бронирования. Иногда для бронеавтомобилей строятся специальные шасси. Например, для американского бронеавтомобиля Т-42 рамой служит броневой корпус, к которому крепятся все агрегаты На рисунке 2 показан английский бронеавтомобиль «Виккерс-Гай» на базе коммерческого шасси. Такой бронеавтомобиль обладает большой проходимостью по местности (особенно с цепями на задних колесах) и скоростью по дорогам до 80 км/час. В качестве одного из последних образцов можно указать на четырехосный бронеавтомобиль па шасси «Ауетро-Даймлер» (рис. 3) с независимой подвеской всех колес и приводом на 4 оси. Бронеавтомобиль оборудован двигателем мощностью 150 л. с , обладает исключительной проходимостью, преодолевая подъемы до 35°. По своим ходовым качествам он приближается в танкам.Рис.2.Англшский бронеавмомобыь „Виккерс-Гай"Рис. 3. Четырехосный бронеавтомо' биль на шасси „Аустра-Даймлер"10