Пути развития сельскохозяйственного автотранспорта в III пятилетииВ, КОНОНОВ и Б. ГАЗАЛОВXVIII съезд ВКП(б) определил рост продукции нашего сельского хозяйства с 20,1 млрд. рублей в 1937 г. (в ценах 1926—1927 г.г.) до 30,5 млрд. рублей в 1942 г., т. е. на 52%. Этот рост продукции будет сопровоясдаться усиленным строительством производственной и культурнобытовой базы сельского хозяйства, бурным развитием промышленности, ростом потребления промтоваров, усилением подвижности населения. Объем грузовых и пассажирских автоперевозок должен резко увеличиться не только в городах и пригородах, но ив самых отдаленных еельских местностях. В своем отчетном докладе на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) товарищ Сталин дал яркую картину роста сельскохозяйственного автопарка во второй пятилетке.Парк автомобилей в сельском хозяйстве СССР 1938 г. 1938 . в %% к 1933 г.Тип машин19331934193519361937Грузовые автомобили в тыс. Легковые.автомобили в шт. .96,2 144,5 ; 195,8 26,6 40,3 63,7 3,991 5,533 7,555 7,630 8,156 9,594736,1 -240,4работы сельскохозяйственного автоЗа пять лет (1934—1938 г.г.) грузотранспорта. вой автопарк ~в сельском хозяйстве Дальнейшее развитие автопарка увеличился в 7,36, раза, а легковой пойдет в соответствии с теми задаавтопарк — в 2,4 раза. За один 1938 г. чами, которые поставлены XVIII автопарк увеличился на 51300 грузосъездом ВК'Щб) перед сельским ховых и1 438 легковых машин. зяйством. Учитывая увеличение ежегодного При наличии хозрасчетного трансвыпуска автомобилей в третьем пяпорта общего значения — «Сельхозтилетии, автопарк сельского хозяйтрацса» в «Совхозтранса» — все предства в 1942 году достигнет уровня приятия Наркомзема и Наркомсовпорядка 500-^600 тысяч автомобилей, хозов могут ограничиться небольт -е составит 28—30°/о автопарка шим количеством автомашин для обСоюза ССР. служивания своих производственных Сельскохозяйственный автопарк в нужд. Чтобы более или менее полно основном распределяется следующим удовлетворять эти потребности, дообразом. ' статочно иметь по 4—5 машин на каждую МТС, по 1—2 машины на Около 90 тысяч, автомашин приМТМ и опытные станции, по 2—3 надлежат колхозам, примерно 55тымашины на ремонтный завод, по одсяч автомашин обслуживают внутной машине из зэотеянячвежие и верихозяйственные нужды МТС и совтеринарные здуяяты я яо 5—5 машин хозов и 50 тысяч машин сконцентриi в среднем на каждый совхоз. В сумровано в автотрестах системы ме эта потребность выразится в «Сельхозтранс» Нарвомзема СССР, > 1$0—110 тысяч автомашин. автобазах системы «Совхозтранса» Наркомсовхозов СССР и автобазах Более бурно оудет расти автопарк Наркомзага. колхозов. Уже в настоящее время из 343 тысяч колхозов около W тыВ колхозах, МТС и совхозах преi езга имеют автомашины, а некоторые обдададат водуторатоняые машины ГАЗ, в еиетеме «Сельхозтравеа» > но 3—Ь автомашин. имеется значительное жонгаество 'За Ш8 г„ автопарк колхозов машин ЗйС, а в «Совжштравсе» * увеличилея примерно яа 30 тысяч ждатаи весь парк состоит из грузомашин. Мшкнв допустить, что к конхчнх автомобилей ЗЙС. ду 1942 т. колхозный автопарк возрастет до 300—400 тысяч автомаАвтоколонны ш автоотряды «Сельшин, что даст в руки колхозов огхозтранса» и автобазы «Совхозтранз ромную тяговую силу мощностью в са», располагая Vs грузоподъемности 15 млн. лошадиных сил. Но этот всего автопарка сельского хозяйстл парк распределяется по необъятва, дают по сравнению с автопарком з ной территории Союза между 240 МТС, совхозов и колхозов вдвоо / тысячами хозяйственных единиц, большую выработку на 1 тонну э поэтому значение его с точки зрзгрузоподъемности. В результате эi ния освоения основных грузппотоU* автопарка выполняет 50 /о всейВодитель - стахановка автоколонны Братского отделения Сельхозтранса (Одесская область) тов. В. Колесниченко. За 1938 год т. Колесниченко выработала на своей грузовой автомашине 21312 тонно-километров и сэкономила 542 кг бензинафото М . Р ыжакаков будет незначительно и скажется, главным образом, в период уборки урожая. Колхозный автопарк будет обслуживать в основном перевозки распыленных грузов и отчасти осуществлять перемещения самих колхозников, связанные е повседневными производственными и культурно-бытовыми вуясдами колхозников. В связи с этим в третьем пятилетии приобретает особое значение развитие основного сельскохозяйственного автотранспорта системы «Сельхозтранса*, «Совхозтранса» и Наркомзага. Сельское хозяйство узке сейчас дает огромные количества верна, свеклы, хлопка, льна, конопли, овощей, фруктов, животноводческих продуктов, перевозимых автомобилями. Грузооборот на безрельсовых путях становится тем более значительным, что грузы в большинстве перевозятся по нескольку раз — подвоз к станции, пристани, вывоз со станции на базисные еклады, развозка по низовой торговой и распределительной сети и т. д. В то же время сельское хозяйство само - поглощает огромное количество удобрений, горючего для тракторов, комбайнов, автомобилей и силос-3 ных установок, топлива для производственных и жилых помещений, строительных материалов, * промтоваров производственного и потребительского значения, что" еще более увеличивает грузооборот автотранспорта. Поскольку городской автотранспорт общего значения будет обслуживать главным образом территорию городов и пригородной зоны, «Сельхозтранс» и «Совхозтранс», объединяющие транспорт общего значения в сельских местностях, должны будут освоить основные грузопотоки, идущие по многочисленным дорожным магистралям, трактам и подъездным путям к станциям, пристаням, многочисленным городам и рабочим поселкам районного значения. В 1939 году автотранспорт «Сельхозтранса» и «Совхозтранса» выполнит примерж» 1,8 миллиарда тоннокилометров (60 млн. тонн при среднем расстоянии перевозок 30 км). В 1942 году тоннокплометраж должен увеличиться минимум в3 — 4 раза. Этому будет способствовать увеличение охвата территории. В настоящее время «Сельхозтранс» имеет отделения только в 60 областях (краях, республиках), «Совхозтранс» — в 20 административных делениях из 105 по всему СССР. Автоколонны «Сельхозтранса» часто обслуживают 2—3 и более административных районов. В третьем пятилетии количество отделений треста сильно возрастет. Значительно улучшится также качество дорог, снабжевае автопреднраятий горючим а резаной, усилится материально-техническая база для хранения и содержания машин, повысятся методы зксплоатании автопарка, квалификация шоферов, гаражных и ремонтных работников. Все ято позволит улучшить использование автопарка, поднять производительность труда н снизить себестоимость перевозок. Увеличение объема работы в 3—4 раза может быть достигнуто при росте автопарка в2 раза в одновременным повышением удельного веса трехтонных машин. Ориентировочно «Сельхозтранс», «Совхозтранс» и Наркомзаг е концу третьего пятилетия должны иметь автопарк порядка 100 тысяч машин, ч том числе 80 тысяч автсмашив в системе «Сельхозтранса». В земельных органах продоллсительное время орудовала банда врагов народа — троцкистов бухарил цев и прочих агентов фашизма, В области сельскохозяйственного автотранспорта враги народа создавали разрыв между ростом автопарка и его материально-технической базой, добивались разукомплектования машин, неправильного размещения автопарка по территории СССР с целью срыва перевозок в период уборки урожая. Ликвидируя последствия вредительства. многие области добились заметного улучшения работы сельскохозяйственного автотранспорта.В 52 областях часть автопарка Волчансйая автоколонна -*' •иниобъединена в тресты. В систециатор социалистического соревноме «Сельхозтранса» - восстановлено вания—• перевыполнила свои обязасвыше 20 тысяч автомашин, тельства. Это убедительно подтвертребовавших капитального или ждает Приводимая" ниже таблица.'среднего ремонта. Этим полржено начало' ликвидации запущен. \ ности в техническом состоянии авга . 'СО томашин. Количество невосстановя ленных машин значительно сокра« >D ' = tas*' О тилось. • га шО со чн Частично устранена диспропоро снчл ция в размещении сельскохозяйстк < и венного автопарка. Так в 1938 г. быCQ . CQ н ло завезено много автомашин в восточную часть СССР. Улучшены методы эксплоатации автомашин и Количество ходовых ма технического ухода за ними. Часть шин ,. . . 59 54 автопарка переведена на круглогоСнижение ремонта (в довую работу, установлены твердые проц.) 14 ' 10 графики постановки машин на профилактические осмотры и ремонты, Перевезено грузов (в проведена работа по организации тыс. тонн) 74,1 67,8 стахановского движения. Чистая прибыль (в тыс. Предварительные итоги полуго295 руб.) 189 довой работы показывают, что автоО Аварийность парк в системе «Сельхозтранса» работал значительно лучше, чем в Перевезено зерна., (в 1937 году, когда машины находитоннах) . . . . .' . . 9300 9650 лись в МТС. Еслп в 1937 г. одна маПеревезено свеклы (в шина перевозила в среднем 427 тонн тоннах) . . . . . . . 37 531 38 405 груза, то в системе «Сельхозтранса» за 6Н месяпев 1938 г.. каждая маКоэфициент использо шина перевозила 362 тонны; если в вания парка . . . . . 0,82 0,71 1937 году одна машина проходила Себестоимость тонно3S км в день, то в 1938 г. уже километра (в коп.) 68 57 53 км. Улучшение работы автопарка «Сельхозтранса» объясняется прежКоличество стахановцев р колонне де всего тьм что среди огромной непрерывно увеличивалось. В июле массы водителей широко разверну1938 г. из 62 шоферов только 45 вылось социалистическое соревноваполняли норму свыше 100о/о, в авние. Обращение коллектива Волчэнгусте из 66 шоферов — 63. в сентябре-октябре все 66 шоферов ской автоколонны Харьковской обстали выполнять нормы свыше ласти ко всем шоферам, механикам 100о/о, иначе говоря, вся колонна и инженерно-техническому персонастала стахановской. лу всколыхнуло всю массу работников автотранспорта Наркомзема Шофер-стахановец Волчанской СССР и выдвинуло прекрасных воавтокалонны тов. Дриль выпвлдителей. перекрывши* существуюнял дневную норму по вывозке зерщие нормы иробега. на и свеклы в среднем не ниже чем1:Щ;й';..'•..., .';:..-'•• . а - ш й ! "• ••Автомобили колхоза имени Ильича (Добринский район. Воронежской области) везут сортовое зерно на элеваторФото О. Назарова на 230<Уо, причем в отдельные дни он доводил выработку на машине ЗИС-5 до 775 тонно-километров, что составляет 430«/0 нормы. За 150 рабочих дней тов.- Дриль сэкономил 866 кг горючего. Этих успехов тов. Дриль добился благодаря применению стахановских методов труда. Он организовал свое рабочее место, добился прикрепления постоянных грузчиков, обслуживания машины в ночное время, организовал работу по бортованию свеклы. Тов. Дриль выступал на колхозных собраниях, совещаниях, выявлял недостатки и добивался их устранения. Все это обеспечило успех в работе тов. Дриль, и он вправе сейчас претендовать на то, чтобы его отметили, как одного, из передовых стахановцев системы «Сельхозтранса». Наряду с Волчанской автоколонной хороших показателей добились •М. Колыгорская автоколонна Киевского отделения «Сельхозтранса» и Выселковская автоколонна Краснодарского треста «Сельхозтранса». Эти три колонны получили переходящие красные знамена Наркомзема СССР за образцовую работу в 1938 году. В настоящее время автотранспортный отдел Наркомзема СССР имеет, в своей системе до 5 тыс. шоферовстахановцев, выполняющих нормы от 150 до 300о/0. Но несмотря на то, что сельскохозяйственный автотранспорт в 1938 г. дал более хорошие показатели работы по пробегу, годовой выработке и стоимости перевозок, чем в 1937 г., в его работе есть существенные недостатки и основной из них — отсутствие необходимой материальнотехнической базы для содержания автомашин в исправности.Если автомашины МТС и совхозов в какой-то мере обслуживаются ремонтными заводами и машиннотракторными мастерскими Наркомзема и Наркомсовхозов, то автопарк «Сельхозтранса» такой возможности почти не имеет. Мастерских для средних и капитальных ремонтов нет. С большим трудом «Сельхозтрансу» удается разместить часть капитальных ремонтов на авторемонтных заводах Наркомата среднего машиностроения, в МТМ и на ремонтных заводах НКЗ СССР. В огромном большинстве автоколонн нет даже кладовых. Горючее хранится в бочках, в то время как в МТС валяются без дела тысячи цистерн, переданных им для завоза горючего. Эти цистерны не' используются ни для транспортировки, ни для хранения горючего. О диспропорции между автопарком и базой его обслуживания свидетельствуют следующие цифры: в подвижном составе «Сельхозтранса» имеется фондов на 290 млн. рублей, а в материально-технической базе для обслулшвания автопарка — всего 20 млн. руб. Отношение 14,5:1, тогда как нормальное отношение должно быть, по крайней мере, 2 : 1 . Колхозный автопарк в отношении обслуживания находится в еще худшем положении, что приводит к крайне слабому его использованию. В свете задач, которые поставлены XVIII съездом ВКП(б) на третье пятилетие, необходимо коренным образом улучшить положение сельскохозяйственного автотранспорта и рационализировать его работу. В своем заключительном слове на XVIII съезде ВКП(б) тов. Молотов сказал: «По всей линии идут предложения обратить серьезное внима-кие на автохозяйство, и это совершенно правильно. Теперь, когда автомобилей становится у нас порядочно, а к концу третьей пятилетки их будет уже 1 700 тысяч, вопрос об использовании автотранспорта приобретает большое значение. И тут, при лучшей организации дела и при ликвидации многочисленных фактов бесхозяйственности в использовании автотранспорта, мы сделаем хорошее дело в интересах народного хозяйства». Для упорядочения работы автотранспорта сельского хозяйства необходимо провести следующие мероприятия. Создать развернутую сеть профилакториев и автомобильных станций и широко внедрить передвилсные ремонтные средства. В каждом крае, области, автономной республике создать заводы среднего и капитального ремонта. Усилить и рационализировать систему снабжения автотранспорта запасными частями и сменными агрегатами. Упорядочить топливное хозяйство путем создания баз хранения и раздачи горючего и смазки, рационализации завоза горючего и смазочных материалов, оборудования. баз по заготовке топлива для газогенераторных автомобилей, использования в качестве топлиза в широких размерах естественных и . промышленных газов. Расширить и укрепить производственную базу для ремонта автопокрышек и автокамер.Расширить сеть автошкол и курсов по повышению квалификации. автоработников сельскохозяйственного автотранспорта, усилить материальную базу и повысить каче1 ство обучения в автошколах и на курсах. • Усилить дорожное строительство и привести естественные грунтовые дороги, по которым происходит автомобильное движение, в проезжее состояние. , Особое внимание обратить на развертывание работ по борьбе со снегом как в отношении защиты от заносов, так ив отношении механической очистки путей от снега. Усилить выпуск автоцистерн, самосвалов, прицепов одноосных и двухосных, а также прицепов — заправщиков с цистернами для завоза горючего. Рационализировать транспортный ! процесс. Правильно распределить работу между различными транс-. портными организациями, внедрить твердые графики движения на основе четкой маршрутизации и диспетчерского руководства. Широко распространить стахановские методы работы.Сальская автоколонна ъСельхозтрансаъ Ростовской области перед вечерней сменойФото А. Штвйнвкова5: