Прибор для проверни работы автомобильных двигателей ГАЗ и ЗИС-5Автохмобильный транспорт, имеющий огромное народно-хозяйственное и оборонное значение, должен быть всегда в образцовом техническом состоянии, в мобилизационной готовности. Для этого необходимо прежде всего четко организовать техническое обслуживание автопарка — профилактические осмотры и ремонт, наладить в широких размерах производство соответствующей аппаратуры, установок и приборов. Особенно важны приборы для быстрой проверки работы двигателя и выявления его основных неисправностей. Лаборатория «Тракторы и Автомобили» Московского института механизации и электрификации социалистического сельского хозяйства выпускает прибор «Мотоконтроль», с помощью которого перед выпуском машины из гаража можно определить неисправности системы зажигания, питания и газораспределения двигателей ГАЗ и ЗИС-5. Прибор состоит из вакууметра 1 (рис. 1) с регулировочным клапаном 2и шлангом 3, искромера с проводами высокого напряжения 8и9и подвижным электродом 5, передвигающимся при помощи рукоятки 6 (от неподвижного электрода 4), а также неоновой трубки 7. Вакууметр посредством шланга 3 присоединяется к всасывающей трубе двигателя и по характеру разрежения позволяет судить о качестве рабочей смеси, исправности клапанов, их пружин, прокладок головки блока цилиндров и коллектора ио работе системы питания и газораспределения двигателя.Проверка искромером1. Проверка свечей. Провод 8с красной пометкой присоединяют к головке свечи (провода от свечей не отсоединяют), а провод 9 — к массе двигателя (рис. 2). С помощьюРис. 2полнительный провод 10, прилагаемый к прибору. К свободному концу провода 10 присоединяют провод искромера 8с красной пометкой, как показано на рисунке 3. Двигателю дают примерно 1200 оборотов в минуту. Рукояткой искромера электрод 5 ставят на деление 3. При испытании наблюдают за вспышками в ' трубке 7. Если прерыватель-распределитель исправен, то свечение в трубке будет частое и одинаковой силы. При перерывах вспышек требуется проверить контакты прерывателя и центробежный регулятор опереянения на заедание. Вспышки слабого свечения обычно свидетельствуют о неисправности в конденсаторе или бобине.Рис. 4 Рис. 3 рукоятки 6 подвижной электрод искромера отводят влево на деление 25. Во время работы двигателя на возможно малых оборотах в трубке 7 должны появляться вспышки оранжевого цвета. При исправных свече и зажигании все вспышки имеют одинаковый цвет и равны по силе. Когда контакты свечи замкнуты между собой или покрыты нагаром, свечения в трубке 7 не будет. Неработающую свечу можно обнаружить такяне замыканием электродов 4и 5. Если при замыкании электродов 4и5 характер работы двигателя изменяется (выключается один цилиндр), то свеча исправна, если не изменяется — неисправна, Все свечи проверяются поочередно. Неравномерные (то темные, то яркие) вспышки в трубке 7 показывают не только на неисправность свечей, но и на неисправность в проходах, прерывателе-распределителе или бобине. Так как каяндая из этих причин влияет на работу свечи, то необходимо дополнительно проверить их. 2. Проверка прерывателя-распределителя. Провод высокого напряжения, идущий от бобины к распределителю, отсоединяют от бобины и присоединяют к проводу 9 искромера, В гнездо бобины вставляют до3. Проверка бобины. Бобину проверяют после того, как испытан прерыватель-распределитель. Для испытания бобины нуяшо соединить провода прибора, как показано на рисунке 3. Искромер рукояткой 6 устанавливают на деление 11 (рис. 4). Между электродами должна быть при этом жирная, голубая и бесперебойная искра, соответствующая каждому размыканию прерывателя. При перебоях искры между электродами 4и5 следует правильно установить рукоятку искромера; тогда указатель 5 установится на некотором делении шкалы, что даст возможность оценить величину искры. Если показания при исправном конденсаторе и проводке меньше 11, необходимо сменить бобину. Двигателю дают примерно 1200 оборотов в минуту, так как при малых оборотах искра усиливается, а при больших ослабевает. 4. Определение утечки газа в цилиндрах. На величину искры влияет величина давления сжатия. При хорошей компрессии сопротивление искрового промежутка в свече возрастает. Для испытания необходимо правильно отрегулировать свечи (точно установить искровой зазор во тсех свечах) и завернуть их плотно в цилиндры (лучше взять совершенно новые свечи). Провод с красной пометкой соединяют с проводом, отсоединенным от свечи, аРис. 1 Искромер включается проводами 8и9 последовательно в цепь зажигания и дает возможность путем увеличения сопротивления (увеличения искрового промежутка с помощью рукоятки 6) оценивать качество работы системы заяшгания. Перед испытанием автомобильный двигатель долянен быть достаточно хорошо прогрет.12