Заслуженный мастер спорта Д. М. ИВАНЕНКОДавно ли на старт мотосоревнований выходили представители Москвы, Ленинграда да еще двух-трех крупных городов Союза? Борьба за звание чемпиона страны, за рекорды шла между десятком спортсменов. Подавляющее большинство участников гонок выступало в соревнованиях на машинах иностранных марок. В списках всесоюзных рекордов рядом с именем гонщика пестрели слова «Ариэль», «Харлей», «Нортон», «БСА» и т. п. За последние два года картина резко изменилась. На Всесоюзном первенстве СССР по мотоспорту 1933 года молодые представители 60 городов Советского Союза национальных республик, окраинных районов вступили в спортивную борьбу за новые рекорды, за высокие звания чемпионов страны. Отличные секунды в гонках на разные дистанции, прекрасное вождение мотоцикла в трудных кроссовых условиях были убедительным доказательством роста спортивного мастерства и упорной учебы. Ни одного импортного мотоцикла не было на первенстве СССР 1938 года. Новенькие «ИЖи» и «Октябри», «ТИЗы» и «Подольцы», реконструированные заводами и самими спортсменами, успешно заменили ^иностранцев». Первенство СССР по мотоспорту 1939 года несомненно пройдет под знаком дальнейшего роста рядов мотоциклистов, надежного резерва Рабоче-Крестьянской Красной Армии, под знаком улучшения конструкций советских машин. Успех этот обеспечен вниманием партии и правительства к нам, спортсменамосоавиахимовцам, стремлением молодежи к технической культуре, сознательным отношением молодых патриотов к овладению оборонной сп ециальностью. Постановление правительства о ежегодном проведении Дня физкультурника обязывает мотоспортсменов с особой серьезностью отнестись к предстоящим 'Соревнованиям, как можно лучше подготовить свои «аппараты». Надо думать, что из прошлых соревнований не только молодежь, но и опытные «старики» извлекли поучительные уроки. Есть о чем позаботиться мотоспортсмену. Свечи и смеси должны быть подобраны очень тщательно. А главное внимание нужно уделить регулировке двигателя, при которой максимальная скорость не вызывала бы «пожара» в моторе. Но дело не только в спортсменах. Уже теперь машины должны быть обеспечены всеми необходимыми запасными частями. Нельзя забывать' и физической подготовки. Кроссы и скоростные гонки требуют от участника огромного физического напряжения, выдержки и тренированности. Мотоспортсмены часто не придают должного значения этому важному условию. • Как же готовятся к празднику мотоспорта — первенству Союза мои товарищи «по волесу» — лидеры мотогонов? Братья Бунины — Сергей и Александр будут выступать на своих испытанных «жучках», цилиндры которых изготовлены по конструкции О. Кучеренко (подробно эта конструкция описана в № 8 журнала «За рулем» за 1939 г.). Они рассчитывают показать на этих .машинах среднюю часовую скорость не ниже 118 км - час. в Заслуженный мастер спорта т. Савостьянов с весны этого года упорно работает над мотоциклом ИЖ-8, двигатель которого со специальным золотником сконструирован и построен им самим. Конструкцию золотника т. Савостьянов пока держит в секрете, и поэтому я не имею возможности пливести в этой статье его схемы. В прошедших соревнованиях т. Савостьянов почти не выступал, и надо считать, что его мотор пока не доработан. Здесь уместно вспомнить торжественное обещание т. Савостьянова, данное им в прошлом году на отчетном собрании динамовцев-мотоспортсменов. Он обязался добиться в 1939 году 140-километровой скорости на своем ИЖ-8. Я буду выступать также на мотоцикле Ижевского завода с двухпоршневым двухтактным двигате3 лем объемом в 243 см , со специальной диаграммой газораспределения. В работе по улучшению мотоцикла мне помогли начальник Главмотовелопрома И. Чекмарев и конструктор И. Окунев. На этой машине я думаю пройти километровку со скоростью 125 км в час. Фаворит прошлогодних соревнований т. Шумилкин в этом году переехал в Ленинград. Он будет выступать в ленинградской команде. Я уверен, что в классе мотоциклов до 500 см3 Шумилкин на своей «комете» выступит вне конкуренции. Особенно интересным будет выступление Шумилкина на новой модели Ленинградского завода «Красный Октябрь» — мотоцикле8 Л-8. Эта машина кубатурой 350 см , с четырехтактным двигателем и верхними клапанами. Двигатель Л-8 снаб-Мотоцикл А. Иваненко с двумя карбюраторамиФото В. Д овгялло7 жен верхней головкой цилиндра с закрытыми от пыли пружинами клапанов. Другая особенность мотоцикла—усиленная площадь охлаждения. Смазка двигателя — циркуляционная. Недавно в Ленинграде т. Шумилкин добился на этой машине отличного результата, пройдя километр со скоростью 128 км/час. Это новое всесоюзное достижение. Упорная борьба предстоит в женских заездах класса 300 см3. Основными соперницами, мне кажется, будут Л. Свиридова и И. Владимирова. Лидия Свиридова — рекордсменка 1938 г. по дистанциям 5и 100 км., в этом году уже успела -установить два рекорда в обеих километровках (с хода ис места). Ирина Владимирова — рекордсменка и чемпионка 1937 года, на прошедших соревнованиях из-за неполадок двигателя своего ИЖ-8 не смогла показать высоких" результатов. Неудачи не расхолодили спортивного пыла отличной гонщицы. Как мне известно, она тщательно готовит свою машину и надеется в этом сезоне вернуть потерянное звание. Без боязни впасть в ошибку можно предсказать, что километр с хода в женском заезде будет пройден не тише 31 секунды. На 5 км женщины покажут скорость не ниже П4 км/час, а 100 км пройдут, наверное, за один чао о несколькими ^секундами. В классе мощных машин до 750 см3 предстоит острая «резня» между Е. Грингаутом, братьями Кулаковыми и И. Кривошеевым. Эта четверка отлично знает мотоцикл ПМЗ, настойчиво работает над его реконструкцией и, кроме того, обладает высокими спортивными качествами. По поручению общества «Спартак», честь которого защищает т. Грин-ло. Ростовский гонщик Степанов, ленинградец Перелыптейн, ижевпы Петров и боковиков, харьковчанка Скобель и много других молодых спортсменов в свое время преподнесли «сюрпризы», неожиданно обыграв многих опытных гонщиков. Молодежь растет, совершенствуется. Возможно, что ив этом году в таблице рекордов мы увидим новые имена. Нельзя обойти молчанием деятельность мотоциклетных заводов. Интересная работа ведется конструкторским бюро Таганрогского завода. Там заняты постройкой двигателей объемом 350 и 500 см3. Эти Двигатели отличаются наличием верхнего кулачкового вала. Головка отлита из алюминиево-бронзового сплава, имеет подвесные клапаны. Цилиндр отлит из того же сплава и снабжен стальной гильзой. Поршень алюминиевый. Такая конструкция головки и цилиндра будет благоприятно отражаться на К. П. Д. двигателя. Она обладает хорошей теплоотдачей, без отдельных местных перегревов. Смазка двигателя циркуляционная. Карбюратор устанавливается специальный — прямоточного 3 типа. Оба двигателя 350 и 500 см почти идентичны; они отличаются друг от друга только своими размерами. Конструкторское бюро Таганрогского завода работало бы с еще большим успехом, если бы следовало примеру других заводов, в частности Ижевского. Конструкторское бюро работает замкнуто, не привлекает для консультации мастероз спорта, отказывается использовать их богатый опыт, не помогает им. Так, например, завод категорически отказался помочь известному мастеру т. Закревскому, строящему мощную быстроходную гоночную машину. Нам, спортсменам, этот отказ непонятен. Возможно, что по таким же причинам ушел с завода способный спортсмен т. Шумилкин. Мотоспорт воспитывает отважных, мужественных, готовых к обороне людей. Мотоспортсмен должен быть всесторонне подготовлен. Вместе с изучением теории и практики мотоциклетного дела он обязан овладеть знанием ПВХО, уметь дегазировать свою машину, далеко и точно метать гранату, уметь передвигаться в колонне, быть активистом-осоавиахимовцем. Задачи оборонно-спортивной работы не могут быть разрешены в замкнутых рамках физкультурных организаций, без постоянной деловой связи, без работы по единому плану с другими общественными организациями, в первую очередь с Осоавиахимом. Всесоюзные соревнования мотоспортсменов — смотр успехов и достижений молодых патриотов, овладевших сложной военной техникой. Это серьезный экзамен. Каждый новый рекорд это рапорт лучшему 'другу физкультурников — товарищу Сталину — о боевой готовности мотоспортсменов.Детали мотоцикла А. Иваненко: шатун с пальцами (вверху); игольчатый подшипник (в середине); иголки (внизу).Фото В. Довгяллогаут, конструктор Главмотовелопрома т. Окуяев разработал головки с верхними клапанами и цилиндры к двигателю ПМЗ. В этом же направлении работают братья Кулаковы и Кривошеев. Нужно ожидать, что скорость не ниже 160 км/час будет занесена в таблицу достижений советского мотоспорта. Я ограничился рассказом о подготовительной работе очень небольшой группы мастеров. Я ничего не сказал о том, как готовится к будущим соревнованиям наша молодежь ив Москве, и на периферии. Должен предупредить читателя и участников соревнований, что результаты первенства могут быть для них совершенно неожиданными. Не исключена возможность, что талантливая молодежь оставит позади признанных корифеев мотоспорта. Таких примеров мы знаем немаИ. Литус за подготовкой цилиндраФото В. Довгялло