11
12
Тшштшшт вбелужмймпи® лбтмоёилл РЕГУЛИРОВКА КАРБЮРАТОРОВ И СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯИнж. Г. КРАМАРЕНКО•ТЕХНИЧЕСКОЕ обслуживание ав*• тОмобиля связано с рядом регулировочных процессов, которые обеспечивают нормальную работу отдельных механизмов. Современный автомобиль — сложная машина, состоящая из ряда различных по конструкции механизмов: гидравлических, электрических, фрикционных, и поэтому регулировочные работы крайне разнообразны и по объему и по сложности. Какие же основные регулировочные работы приходится выполнять водителю или механику при обслуживании автомобиля ® гараже? РЕГУЛИРОВКА КАРБЮРАТОРОВ8.8*$,4MMНеисправности карбюрации и системы подачи топлива встречаются в практике наиболее часто. Вот почему регулировке системы питания двигателя следует уделять особое внимание. Перед началом регулировки карбюратора необходимо проверить: . 1. Правильно ли работает система зажигания (ем. статью инж. С. Банникова «Уход за приборами зажигания» в № 6 нашего журнала). 2. Нет ли подсоса воздуха через прокладки в соединениях всасывающей трубы и карбюратора, а также в штуцере трубки стеклоочистителя. 3. Открыта ли воздушная заслонка карбюратора. 4. Достаточна ли степень прогрева двигателя. 5. Какова величина опережения зажигания для автомобилей ГАЗДА и ЗИО-5 (манетка должна быть поставлена в позднее положение). Регулировка карбюратора ГАЗ М-1 (ГАЗ-АА) на малые обороты двигателя I производятся следующим образом. При работающем дви-Рис. 2. Регулировка клапана экономайзера карбюратора МКЗ-6 гателе упорный винт 1 рычажка дроссельной заслонки (рис. 1) ввертывают на 5—6 оборотов, а регулировочный винт (иглу) малых оборотов 2 ввертывают доотказа, после чего немедленно отвертывают упорный винт! 1. Обороты двигателя при этом снижают до минимума, чтобы он не заглох. При закрытом дросселе отвертывают винт 2 до тех пор, пока не увеличатся заметно обороты двигателя, а затем вновь понижают обороты До предела, отвертывая винт 1и поворачивая винт (иглу) 2, добиваясь плавной .работы двигателя. В заключение снова медленно отвертывают упорный винт дроссельной заслонки, пока не заглохнет двигатель, а затем поворачивают винт на 'А оборота и заводят двигатель. После произведенной регулировки необходимо проварить двигатель на приемистость и устойчивую работу при переходе на различные обороты. Для этого открывают полностью дроссельную заслонку, повышают обороты двигателя, а затем резко ее закрывают. Двигатель должен переходить на высокие обороты без хлопков в карбюраторе и глушителе, а при сбрасывании дросселя не должен останавливаться. Если двигатель все же остановится, то винт дроссельной заслонки и регулировочный винт (мглу) холостого хода нужнодополнительно повернуть на У*1 обирота. У карбюратора МКЗ-6, помимо регулировки на малых (холостых) оборотах, осуществляемой аналогично регулировке карбюратора ГАЗ М-1, следует производить регулировку экономайзера. Для этого нужно проверить своевременность начала действия клапана экономайзера 2 (рис. 2), который должен открываться лишь при повороте дроссельной заслонки на угол, соответствующий 8090°/о мощности, развиваемой на полном дросселе. При более раннем открытии клапана наблюдается несвоевременное переобогащеяив рабочей смееИ и как следствие этого — перерасход топлива; при позднем открытии клапана происходит ненормальное увеличение мощности. Проверка клапана экономайзера заключается в следующем. Вывертывают) пробку 1, (закрывающую снизу клапан экономайзера 2в оборе с седлом 3, и вынимают шплинт на шляпке штока 4. Поворотом промежуточного рычага открывают дроссельную заслонку 5 до тех пор, пока 'стаканчик 7 поршня не коснется клапана экономайзера 2. Стаканчик поршня должен 'только касаться клапана экономайзера, не открывая его. Это легко определяется о помощью стержня, введенного снизу в седло 3 до упора с хвостовой частью клапана экономайзера 2. Когда установлено соприкосновение стаканчика поршня 7о клапаном экономайзера 2, т. екогда установлено начало открытия клапана экономайзера, необходимо отрегулировать длину штока 8, не изменяя положения поршня 8, чтобы между верхней кромкой 1дроссельной заслонки 5и стенкой горловины карбюратора было от 8,8 до 9,4 мм. Это достигается путем удлинения или укорачивания штока 8 при помощи заворачивания или отворачивания шляпки 4. После регулировки надлежащей длины штока 8 положение шляпки 4 закрепляется шплинтом. Затем стерлсень, при помощи которого определялось начало открытия клапана экономайзера, вынимается, и нижнее отверстие закрывается пробкой 1 • В зависимости от технического со-, стояния двигателя, температуры наружного Воздуха, качества бензина, расположения местности относительно уровня моря и других специфических условий эксплоатации необходимо менять заводскуюРис. 1. Карбюратор ГАЗ М-1И регулировку главного жиклера (без смены самого жиклера) с помощью особой иглы обеднения смеси, помещенной в пробке под главным жиклером. • ' Регулировка главного жиклера производится путем поворота иглы влево (обогащение смеси) и вправо (обеднение смеси). Так как главный жиклер имеет экономическую заводскую регулировку (для средних условий), то регулировку иглы следует производить очень осторожно, во избежание перерасхода топлива или переобеднения рабочей смеси и вредного перегрева двигателя. Регулировка карбюратора ЗИС-101 производится следующим образом: 1. Головку регулирующею стакана автоматических заслонок 1 (рио. 3) 'поворачивают так, чтобы конец ее был на одном уровне с концом пружины храповика 2.установочного винта на рычаге заслонки. После этих операций карбюратор считается отрегулированным для всех чисел оборотов и нагрузок двигателя, за исключением случаев постоянной работы автомобиля в местностях, расположенных выше 1000 метров над уровнем моря, или в случаях изменения качества топлива. Проверять точку включения клапана экономайзера в карбюраторе ЗИС-101 в 'эксплоатационных условиях не требуется. Точка включения клапана экономайзера. точно устанавливается на заводе при сборке карбюратора и подогревателя. Заводская регулировка может измениться только в случае замены карбюратора, подогревателя или поплавковой камеры.РЕГУЛИРОВКА ПОДОГРЕВА РАБОЧЕЙ СМЕСИПодогрев рабочей смеси оказывает большое влияние на работу двигателя. Двигатели ГАЗ и ЗИС-5 имеют постоянный (нерегулирующийоя) тепловой режим подогрева, поддерживаемый естественной теплоотдачей между стенками выхлопной и всасывающей трубы. Конструкция подогрева двигателя М-1 принципиально сходна с ЗЙС-5, во на наружной стенке газовой рубашки расположены горизонтальные ребра, которые путем интенсивного отвода тепла понижают температуру подогрева (летом). В условиях зимней эксплоатации наличие этих ребер отрицательно влияет на быстроту прогрева двигателя и поэтому их целесообразно закрывать особыми щитками из жести с асбестовой прокладкой. Двигатель ЗИСИ01 имеет несколько усложненную систему регулировки подогрева рабочей смеси с помощью особой заслонки, приводимой в действие спиралью термостата, сделанной из биметаллической ленты. Регулировка термостата сводится к точной установке и про-\ верке натяжения опирали, что можно сделать только в условиях ремонтной мастерской. Для этого применяется специальный рычажок, размеры которого указаны на рисунке '4. Проверка производится следующим образом: вынимают шплинт из. заднего конца оси заслонки подогрева; надевают и закрепляют на оси заслонки специальный рычажок; пружину заслонки подогрева отцепляют от кронштейна; если окружающая температура не равна комнатной (20° С), то, применяя воздушный шланг с температурой воздуха 20° С, обдувают центральную часть трубопроводов, чтобы достигнуть той же температуры. Наконец, прицепляют к рычагу пружинные весы и-, постепенно натягивая их за кольцо, замечают показания весов в тот момент, когда рычаг придет в движение. Чтобы определить начало движения рычажка, надо приставить к ному палец другой руки. Пружинные весы должны показывать от 750 до 850 г. При отклонении от этих показаний нужно слегка отогнуть спираль термостата. РЕГУЛИРОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Сохранение нормального теплового режима системы охлаждения (+20 — 85° Ц) зависит от устранения ряда причин, обусловливающих перегрев двигателя. Основные из них: 1) поздно.• зажигание, 2) переобогащенная рабочая смесь, 3) езда •на низких передачах, 4) перегрузка автомобиля, 5) тяжелая дорога (подъем, грязь, онег, песок), С) недостаточное давление воздуха в шинах, 7) неотрегулированные (затянутые) тормоза, 8) недостаточное количество воды в системе охлаждения, 9) накипь или засорение рубашки и радиатора, 10) ослабление (обрыв) ремня вентилятора, 11) нарушение циркуляции воды при ее замерзании.Рис. 3. Регулировка карбюратора ЗИС-101 на холостые обороты 2. Кнопку воздушной заслонки (на переднем щитке) вытягивают и заводят двигатель. 3. Когда двигатель прогреется, кнопку ставят в прежнее положение, а регулировочным стаканом производят регулировку на плавность и устойчивую работу двигателя на холостом ходу. Для этого поворачивают регулирующий стакан влево до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями, что указывает на бедную смесь, т. е. на большое содержание воздуха в смеси. Затем поворачивают регулирующий стакан на 3—4 оборота вир*. во, пока двигатель не начнет работать плавно. 4. Немного приоткрывают дроссельную заслонку и быстро закрывают ее. Если двигатель при этом начнет глохнуть, то регулировочный стакан поворачивают вправо до тех пор, пока двигатель не станет работать плавно. Если же двигатель работает о перебоями, то нужно поворачивать регулировочный цилиндр влево, пока Не будет достигнута желательная плавность в работе двигателя. 5. Когда двигатель работает на холостом ходу при закрытом дросселе и развивает при этом большие обороты, то следует отрегулировать дроссельную заслонку при помогай 12Рис. 4. Проверка натяжения спирали термостата — подогревателя смеси ЗИС-101