Майор А. САМОИЛЕНКОПОДГОТОВКА ТАНКА для действия в горах несколько отличается от его подготовки для действия на' равнинной местности. Движение по опорным дорогам вызывает увеличенное по сравнению с равнинной дорогой полызованиз тормозами и особенно бортовыми фрикционами. Отказ в действии бортового фрикциона или тормозов может привести к чрезвычайно серьезным последствиям. Горный маршрут характерен, частыми изменениями профиля пути, ограниченными возможностями поворота1 не только всей колонны, но и отдельных машин. Подъемы и спуски извилисты- и продолжительны. Дороги допускают движение в большинстве своем только в одну сторону. В лощинах и долинах обычно текут извилистые- горные ручьи и рэки с каменистым дном и обрывистыми берегами. В этих условиях правильная и тачная регулировка механизмов двигателя и трансмиссии приобретает особое значение. При действии в горах мотор Танка работает на пределе своей мощности. Неправильная регулировка зажигания (позднее) и подачи смеси (богатая) приведзт к быстрому, перегреву мотора и, следовательно, к потере мощности. В нужный моменттанк не сможет преодолеть препятствие и задержит всю колонну. Для того чтобы при переправах через реки -вода! не проникла в танк, необходимо проверить герметичность люков, особенно нижних. Большое внимание при действии в горных условиях должно быть направлено на обеспечение машин горюче-смазочным материалом и запчастями. Так как в горных условиях приходится двигаться на малых скоростях (средняя скорость движения — 6—10 'километров в час) и часто производить торможение двигателем, то потребность в горюче-смазочных материалах на марше удваивается. Горюче-смазочные материалы в таре крепятся снаружи танка в виде маршевого запаса с тем, чтобы перед боем была возможность дозаправить машины. Перевозка горюче-смазочных материалов непосредственно на танках вызывается еще и тем, что заправка всей колонны из цистерн потребует большого количества времени, ввиду растянутости колонны. Кроме того, горные дороги не всегда допускают проезд Двух машин. Освобожденная тара складывается в определенных местах и при первой возможности собирается и отвозится в тыл. Если на маршруте движения есть участки, где на большом пространстве отсутствуют водоемы, необходимо взять с собой для танков с водяным охлаждением запас воды в бидонах или бурдюках (20—40 литров на каждый танк). Запас воды необходим еще и потому, что в этих условиях .приходится- двигаться на низших передачах, а это связано с быстрым перегревом двигателя и испарением воды. Кроме того, в безводном районе вода потребуется и для питья. При подготовке танка для действия в горах необходимо тщательно продумать вопрос снабжения машин индивидуальным комплектом запчастей, Следует учесть, что.в горной местности будет повышенный износ .звеньев гусениц, шплинтов, появится большая потребность в креплении нижних люков, болты и гайки которых при 'движении в горах часто срезаются, а также участятся поломки рессор, стяжных хомутиков И т. д. Все танки должны быть снабжены горными упорами на случай вынужденных остановок для производства ремонта на подъемах и спусках. Буксирные цепи и тросы должны быть повышенной прочности, так как Обрыв буксирного троса в горах может -вызвать гибельные последствия. 'В комплекте шанцевого инструмента, кроме лопаты и лома, желательно иметь кирку-мотыгу. Движение по горным дорогам требует от всего пакилажа танка большого физического напряжения. Боли же учесть, что обстановка мо\ жет потребовать действия на местности с пониженным атмосферным давлением, то ясно, что физическое напряжение значительно увеличится. Чтобы облегчить работу экипажа, необходимо своевременно позаботиться об очистке танка от паров. бензина, масла и отработанных газов, скопляющихся в -нем при работе мотора. Кроме проверки исправности вентилятора, имеющегося в танке, и создания сквозняка во время движения путем открытия люков, лер1еД началом движения I нужно произвести тщательную очистку как внутри танка, так и снаружи. Все подтеки бензина и масла насухо вытереть. Смазку, оставшуюся на моторе, удалить. Замасленные тряпки и концы убрать, излишнюю смазку на вооружении снять. Проверить целость аккумуляторных! банок, а также наличие пробок в них. Эти же мероприятия будут служить и противопожарной профилактикой. Кроме того, перед началом движения нужно тщательно проверить .противопожарный инвентарь и всю арматуру (электрическую и пожарную). Особое внимание следует обратить1 на1 то, чтобы отверстия паучков, подведенных к карбюратору, были прочищены. Для увеличения проходимости танки снабжаются фашинами и некоторым количеством лесоматериала, так как может потребоваться постройка или усиление временных мостов и проходов на маршруте. Желательно иметь на несколько танков одну лебедку ' с длинным тросом. Если предвидится действие танков на' большой высот© над уровнем моря, необходимо учесть некоторое падение мощности двигателя в разреженных слоях атмосферы. Для сохранения полной работоспособности танка надо иметь запасные жиклеры с меньшим истечением в единицу времени. В случае отсутствия жиклеров при движении в разреженных слоях атмосферы следует снимать воздухоочистители, <