Фото M. П рехнераА. ДАВЫДОВг> ЦЕНТРАЛЬНУЮ автомобиль*-* ную школу Осоавиахнма в Голицыне со всех концов Советского Союза прибыли мотоциклисты и спортсмены. Ленинград и Баку, Минск и Ташкент, Свердловск и Тбилиси, Ижевск, Горький в другие города прислали сюда, на обор мастеров мотоциклетного спорта, своих лучших представителей — чемпионов и рекордсменов СССР и спортивную молодежь, выдвинувшуюся в первые ряды. В аллеях старинного голицывхжого парка слышатся звонкие молоды© голоса, раздается рокот моторов. Многие из собравшихся здесь спортсменов нередко встречались и прежде на всесоюзных мотосоревнованиях, в массовых .военизированных кроссах, в гонках на «первенство заводской марки». Тогда они были «противниками» и, защищая честь своего города, клуба или завода, отдавали все силы, энергию, знания, чтобы выиграть гонку, чтобы завоевать почетное звание лучших в советском мотоопарте. Теперь на сборе мастеров, обмениваясь накопленным практическим опытом и навыками, ©ни помогают друг другу, охотно раскрывая сокровенные «секреты» — способы форсировки, рецепты наиболее активной смеси: и многое другое, что способствует достижению высоких скоростей. Здесь всех их объединяет единая цель, единое желание — повысить свои знания и уровень достижений советского мотоспорта. Рост аВ'ТО-мотоснортнвной и учебной работы на периферии за последнее время (замедлился. Основные причины этого — слабое руководство со стороны Всесоюзного и областных комитетов физкультуры и как следствие этого недостаток квалифицированных кадров, могущих быть недлинными проводниками мотоциклетной культуры в массы, опытными организаторами соревнований, тренерами мотокоманд высокограмотными судьями. Об этом свидетельствует опыт работы целого ряда даже крупных периферийных клубов. Харьковский авто-мотоклуб — один из старейших. В его стенах выросли многие видные мастера больших скоростей, имена которых широко известны в спортивных кругах: это Лорент, комсомолка Надежда Скобель, Аброеимович и др. На всеукраинском мотопервеистве 1939 г. харьковчане из 12 республиканских рекордов завоевали девять. Но успехи отдельных мотоонортсменов ни в какой степени не оправдывают равнодушия руководителей авто-мотоклуба и городского комитета физкультуры к самому главному в мотоспорте — массовости Никто не интересуется работой многочисленных авто-мотоеекций, дальше обещаний помочь дело не идет. Такие города, как Таганрог и Ижевск — центры советской мотоциклетной промышленности, казалось бы, должны иметь мощные авто-мотоклубы, опытные тренерские и судейские кадры. Инженерно-технические силы, которыми располаiS:::ш:-:Щт11 11По песку гают заводы, могли бы быть использованы с максимальным эффектом. А на деле и здесь, как рассказывают участники сбора, активисты оборонного мотоспорта тт. Пошехонов и Потани, положение далеко не благополучное. В таганрогском клубе мотоциклетный парк в неудовлетворительном состоянии, тренеров и конструкторов нет. В Ижевске молодежь ощущает недостаток технического руководства. Каждый спортсмен предоставлен самому себе и нередко вместо грамотной форсировжи машины ухудшает даже гарантированные заводом скоростные показатели. При проведении соревнований здесь всякий раз разыскивают людей, имеющих хотя бы элементарное представление о правилах судейства в сложных военизированных кроссах. Клуб Горьковского автозавода также не может похвалиться большими успехами. Мотоциклетные секции при спортивных обществах существуют лишь формально и дазке не имеют планов работ. Круг участников соревнований чрезвычайно ограничен. На старты кроссов выходят одни н те же люди. Новые кадры слабо вовлекаются в учебу и соревнования. Машины готовят «вслепую», без квалифицированной технической помощи. В столице Башкирии Уфе созданы необходимые условия для широкого развития авто-мотоспортивной работы. Клуб располагает хорошимт?Лучшие мотоспортсменки СССР на учебно-тренировочном сборе. Слева направо: тт. Невструева (Ижевск), Евангулова (Ленинград),.Якушина (Москва) помещением, кинозалом, школой, гаражом. Здесь готовят и мотолюбителей, и инструкторов, и преподавателей. Но в Уфе также мало людей, которые Могли бы помочь повышению спортивного мастерства молодежи, подготовке машин к соревнованиям. Примерно такое же пополнение ив других авто-моток л убах. У частники учебно-тренировочного сбора, организованного Центральным авто-мотоклубом, должны были по намеченной программе повысить свою техническую грамотность и спортивное мастерство, получить военные знания, основанные на опыте применения авто- и мототрагаипорга в современных войнах. Но главная цель сбора — подготовить из виднейших мотоспортсменов 'страны организаторов оборонноспортивной работы на местах, людей, не только освоивших современную технику, во и умеющих методически грамотно передать свои знания широким массам. Программа сбора предусматривала теор'етические и практические занятия. Слушатели получили необходимые сведения по основам механики, электротехники, термодинамики, по конструктивным особенностям отдельных агрегатов мотоциклов. Особое внимание было обращено на изучение топографии, ПВХО и военную подготовку бойца-мотоциклиста. Преподаватели этих Дисциплин — выеококвалифилярованные специалисты майоры Средней, Сивков, Степанов, военинженеры 1-го ранга Дюмулен, Коробйцын, Маллвинский, Софронов. Слушатели основательно познакомились с основами судейства, хронометража, гигиеной мотоспортсмеиа, подготовкой двигателя и всего мотоцикла к скоростным гонкам и кроссам. В порядке обмена практическим опытом на сборе выступали с докладами заслуженные мастера спор-Мастерабольших скоростей тт. А. Пешехонов (Ижевск), В. Кулаков и А. Кулаков (Подольск), Е. Грингаут (Москва)та инженер-механик А. Силкин и А. Иваненко, рекордсмены тт. Потани, Грингаут, Лорент. Их сообщения были выслушаны с большим интересом и вызвали оживленный обмен мнениями. Проведенный сбор — иярвый опыт учебно-тренировочной работы с мастерами мотоспорта. В последующем при проведении подобных сборов следует учесть ряд существенных организационных недостатков, отмеченных как участниками, так и руководителями сбора. Программа сбора не была предварительно широко обсуждена на активах мотоспортоменов, и даже сами участники сбора познакомились о ней лишь в начале занятий. В учебном плане доминирующее место занимали теоретические предметы в ущерб практическим занятиям. В разделе «Мотоспорт» главное внимание было уделено «древней» истории — истокам развития мотоспорта, а не насущным вопросам мотоснортивной работы, волнующим широкие круги мотоциклистов. ШШ Участники сбора на итоговом совещании единодушно отметили большую ценность заключительных мероприятий — упражнений в шоссейных гонках и кроссе, проведенных под руководством С. Карзинкина. На соревнованиях часто приходится наблюдать, как даже опытные мотоспортсмены оказываются в чрезвычайно затруднительном полозкении при преодолении бродов, подъемов, т. е. в таких условиях, которые являются обычными в военной обстановке. Зачетный кросс участников сбора под Звенигородом был проведен именно в сложных условиях пересе-* ченной местности, изобиловавшей На трассе кросса были большие подъподъемами до 24°, узкпмя лесными емы до 24° дорожками, оврагами.Ш&Ш:if ,*:iВ первый день проходили дистанцию всей колонной, останавливаясь в трудных местах и методически разбирая наилучшие способы их преодоления. Многие товарищи впервые познакомились здесь с технически обоснованными приемами воладения машин в разнообразных условиях кросса. Затем та яге дистанция была пройдена всей колонной без остановок. И, наконец, в зачетном соревновании шли с- раздельным стартом на скорость, стремясь показать лучшее время. Наиболее высокие результаты показали тт. Пеше-хонов, Жемелев (Ижевск) и Мустейкио (Ленинград), из женщин т. Евангулова (Ленинград). Особо радует успех т. Жемелева. Это молодой мотоспортсмен, недавно вышедший на соревнования по кроссу и сразу поставивший себя в один ряд с лучшими маетерами. Почти по всем видам спорта всесоюзные, республиканские и областные сборы проводятся ежегодно. Такой обмен опытом привел к новым успехам, к росту рядов армии советских физкультурников, из года в год обновляющих таблицы советских рекордов. Этот оправдавший себя метод долзкен быть положен в основу дальнейшего развития мотоциклетного спорта. Опыт проведения первого всесоюзного сбора мастеров подсказывает необходимость организации подобных сборов в республиках и областях. Непосредственную организацию их должны взять на себя активисты мотоспорта, получившие в Голицыне необходимую подготовку. Казкдый мастер должен сделать свой опыт достоянием молодезки. Каждый мотоциклист должен совершенствоваться в технике возкденпя машин, в изучении новых конструкций, чтобы в военной обстановке за рулем боевых машин суметь выполнить любой приказ командования.5