КАК ПОДГОТОВИТЬ мотоциклК ШЕСТИДНЕВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМО УСЛОВИЯМ шестидневных мото ­ циклетных соревнований на ди ­ станции 2000—2500 километровза ­ п рещено производить замену, р е ­ м онтирегулировку основных деталей, узлов имеханизмовмотоцикла . Следовательно, п одготовкамашиныперед сор евнованием имеет особенно большое значение. В шестидневных соревнованиях спортс менымогут выступать как на новых, так и на бывших ужев эксплуатации машинах. Если предстоит выступать на нов оммотоцикле , то до соревнования егонеобходимо обкатать в соответствии суказаниями завода-изготовителя. М ото ­ ц икл , бывший в эксплуатации, должен быть подобрансзапасом хода не менее чем на 5000 километров . Производить повышение мощности двигателя за счет увеличения степени сжатия нежелательно, так как это приведет ксокращениюсрокаегослужбы . П овышениямощности следует добиваться путемуменьшения гидравлических потерь внутри двигателя ив каналах. С этой цельюв цилиндрах двигателя «ИЖ-49» и «К-125» н еобходимопроиз ­ вести шлифовку всех каналов (но безизмененияформыокон ) и обязательно проверить совпадение перепускных каналов цилиндра с каналами картера. Д ляэтого надо примерить цилиндр ккаждойполовинекартераипри несовпадении каналов произвести необходимуюприпиловкукартера или цилиндра. К ро ­ м етого , следует произвести шлифовкумаховиковколенчатого вала, тела шатуна и внутренней поверхности картера . При сборкекартера двигателей мото ­ циклов «ИЖ-49» и «К-125» н еобходимомежду его половинами проложить бум ажнуюпрокладкуи смазать все посад очные плоскости бакелитовым лаком или нитрокраской . П роверка качества сборки картера и годности сальников коленчатого вала осуществляется заливк ой бензина или керосина : если в течение 10—15 минут уровень его не пони ­ зится, то сборкапроизведена правильно, а сальники пригодны для дальнейшей эксплуатации. Стандартные асбестовые прокладки подголовку цилиндра необходимо заменить алюминиевыми . Х орошопоказа ­ ли себя в работе такжепрокладки из латунной или медной фольги толщиной 0,2—0,3 мм (по 3 — 4 штуки на цилиндр). П ередустановкойголовки полезно произвести притирку наждаком посадочных поверхностей цилиндра иголовки на плите или зеркальном стекле. Внутренн юю поверхность головкии поверхность днища поршнянеобходимо тщательно отшлифовать — это уменьшаетнагаро образование. В двигателях «ИЖ-49» о собое внимамание надо уделить проверкенадеж ­ ности креплениястопоров поршневых колец . Если стопоры установлены недо ­ статочно прочно , их необходимо удалить, з атем нарезать в гнездах резьбуи ввернуть другиестопоры . К ольцевые выточки вбобышкахпорш ­Пня подстопорные кольца поршневого пальца необходимо углубить. Штампованные стопорныекольца следует заме ­ нить кольцами , изготовленными из стальной проволоки . При подгонкепоршне ­ вых колец надо особое внимание уде ­ лить припиловкезазорав замках колеци плотному прилеганиюколецкзеркалу цилиндра. В двигателе «М-72» внутренняя по ­ верхность картера не обрабатывается. Д ля уменьшения гидравлических потерь производится шлифовка впускных и выпускных каналов, внутренних поверхностей головок цилиндров, а такжепорш ­ ней и клапанов. После всех этих работ необходимо проверить, как притерты клапаны и достаточно ли плотно они прилегают к своим гнездам . Электрооборудование мотоцикла на шестидневных соревнованиях должнора ­ ботать длительное время без регулиров ­ к и . Поэтому необходимо произвести ряд работ, к оторые обеспечат егобезотказ ­ ность. П режде всего надо проверить состояние контактов прерывателя и установить максимально допустимыйзазор (0,60,7 мм ) . Во время продолжительной работы двигателя он несколькоумень ­ шится и будет обеспечивать вполне нор ­ мальную работу двигателя. На преры ­ вателях зажигания двигателей мотоцик ­ лов «ИЖ-49» и «К-125» т оккподвиж ­ н ому контакту ( м олоточку ) подводится по латунной шинке, которая часто ломается. Для большей надежности необходимо дублировать подводкутон ­ ким многожильным проводом. Следует обратить внимание на состояние резьбы винтов крепления прерывателя. После установки зазоравпреры ­ вателе головки винтов рекомендуется промазать нитрокраской — это предотвратит их самопроизвольное отвертывание. Места ввода проводовтокавысокогонапряжениявкатушкузажигания надо хорошо изолировать от влаги резиновы ­ ми колпачками. Проводники щеток генератора должны быть соединены над ежно , а сами щетки плотно прилегать кколлектору . П олезно дублировать про ­ водники щеток многожильным проводом. П роводку освещения рекомендуется упростить, оставив лишь основную сеть для питания лампы большого света, лампы заднего фонаря извукового электросигнала. Тщательно проверив состояние изоляции проводови надежность креп ­ ления концовпроводовпод винтовыми стопорами , н еобходимо подтянуть стоп орыипрокрасить их нитрокраской . Желательно внутри корпусапереднейфарыи заднего фонаря изготовить специальные зажимы для запасных электри ­ ческих ламп, так как перевозить их совместно с запасными частями рисковано , м ожно повредить. При проверке системы питания необходимо промыть бензобак, бензопровода икарбюратор .Д ля более надежной очистки бензина иногда напаивают дополнительный сетчатый фильтр на бензокраник , а также фильтр в виде мешочка в горловину бензобака. Для мотоциклов «К-125» и «ИЖ-49» р азмеры этого фильтра должны быть такими , ч тобывнегосвободномог войти стаканчик пробкибензобака . Наиболее надежными воздухофильтрами являются масляные фильтры. П риподготовкеходовой части все соединения узлов рамы, передней вилки, щ итков , седла и т. п. следует за ­ шплинтовать — это обеспечит надежность крепления и избавит спортсмена от необходимости тратить время на под ­ т яжку болтов и гаек в пути. При подгонке руля, седла иподножекнеобходимо их расположить так, чтобы посадка спортсмена была свободной , ненапряженной и удобной. Хорошо подобранная посадка играет большую роль в соревнованиях на большуюдистанцию . Следует заметить, что значительные преимуществаи удобства езды дает установка (взамен стандартного седла) длинной губчатой подушки , з аключеннойвкожаный или текстовинитовый чехол. В случае же использования седла необ ­ х одимо изготовить чехол из дерматина или текстовинита, внутрь вложить про ­ к ладку из губчатой резины толщиной 20—30 мм , в ырезанную по форме седла. Спортивное седло мотоцикла «ИЖ-49» к использованию вмногодневныхсорев ­ нованиях малопригодно . Д ля увеличения прочностирулянеоб ­ х одимо соединить егопередние выступаю щиезагибыпоперечной тягой из стальн ого прута или трубки . Тяга крепится на руле спомощью сварки или болтов кушкам , специально привареннымквыги ­ б ам руля. Необходимо предусмотреть защиту ручки газа от попадания грязи , пыли и влаги. С этой целью зазорприкрываетсясвободно надетым кольцом из губчатой резины.w%mРис. 1. Защита ручки газа от загрязнения: / — кольцо из губчатой резины; 2 — обмотка изоляционной лентой15