мОТОЦИКЛЕТНЫЙ спорт в Польской Народной Республике культивируется давно. В 1955 году отмечался его 50-летний юбилей. Но только в последнее десятилетие он стал массовым и действительно народным. Руководит мотоциклетным спортом страны Польское общество моторного спорта (ПЗМ). Оно объединяет мотоциклетные секции различных спортивных обществ («Строитель», «Горняк», «Сталь» и др.) и патриотической организации Лиги друзей солдата. Наряду с большой работой по вовлечению граждан в мотоспорт и подготовке мотоспортсменов, общество организует и проводит много интересных и разнообразных соревнований. Мотоциклетные соревнования, проводящиеся в Польской Народной Республике, можно подразделить на три основные группы: шоссейно-дорожные пробеги, кольцевые гонки и соревнования на шлаковой дорожке. Шоссейно-дорожные пробеги (однодневные и многодневные) проводятся на регулярность движения в разнообразных дорожных условиях. Дистанция однодневного пробега — 150—300 километров, шестидневных—2000—2500 километров. Организация и задачи этих соревнований не отличаются от аналогичных соревнований, проводимых в СССР, и полностью соответствуют постановлению Международной Мотоциклетной Федерации (ФИМ). Традиционным кольцевым шоссейнодорожным пробегом является ежегодный пробег в Татрах, более половины трассы которого пролегает по пересеченной горной местности Польского Подкарпатья. Пробеги в Татрах являются прекрасной школой подготовки польских мотоспортсменов к международным многодневным соревнованиям. В отличие от обычных шоссейнодорожных пробегов они включают труднопроходимые участки «классической езды», преодоление которых требует особого мастерства. За всякое повреждение мотоцикла в ходе соревнований гонщики штрафуются — это воспитывает у спортсменов бережное отношение к машине. В соревнованиях разыгрывается как личное, так и командное первенство. Победители награждаются специальными призами и медалями (золотой, серебряной и бронзовой), а все спортсмены, прошедшие трудную трассу, награждаются почетными грамотами. В 1955 году соревнования в Татрах впервые проводились как международные. В них приняли участие, кроме польских спортсменов, команды Болгарии, Венгрии, ГДР и Советского Союза. Командное первенство выиграли тогда польские спортсмены. Команда Советского Союза, впервые принимавшая участие в таких соревнованиях, заняла второе место. Широкое распространение в Польской Народной Республике имеют мотоциклетные кроссы. Они проводятся в соответствии с правилами ФИМ на дистанции в 20—30 километров по кольцевым трассам, длиной 2—3 километра. Маршруты обычно выбираются несложные, проходящие по грунтовым извилистым дорогам, с подъемами, спусками и легкопроходимыми бродами; благодаря этому спортсмены развивают во время соревнований высокие скорости. Среди польских спортсменов есть опытные мастера кросса. В этом мы убедились еще в 1954 году, когда в международной товарищеской встрече по кроссу, проходившей в Москве, польская команда заняла третье место, уступив первенство только командам Советского Союза. Кроме того, в Польше проводятся шоссейно-кольцевые соревнования по улицам городов, имеющие не только спортивный интерес, но и служащие прекрасным средством популяризации мотоциклетного спорта. Один из интересных видов мотоциклетных соревнований в Польше—гонки на травяном ипподроме. Они проводятся на дорожке ипподрома, специально засеянной травой. Плохое сцепление колес мотоцикла с грунтом, особенно на поворотах, ведет к сильным заносам и требует от спортсменов высокого мастерства.За последние годы большое распространение получили, завоевав исключительный успех у зрителей, гонки на шлаковых дорожках. Они проводятся на специальных, очень легких мотоциклах (70—80 килограммов) с двигателями мощностью до 50 лошадиных сил. Несмотря на малую длину прямых и наличие поворотов (общая протяженность дорожек 400 метров), спортсмены развивают на этих машинах скорость до 110 километров в час. В ходе гонки на поворотах мотоцикл движется с большим наклоном, что при высокой скорости движения требует от спортсмена большого мастерства, смелости и физической выносливости. Несмотря на сравнительно небольшой опыт, польские мотоспортсмены достигли высокого мастерства в этом виде соревнований. Ряд гонщиков, например С. Вишневский, Кубчинский, Кшесинский, Капола и другие, добились убедительных побед в международных встречах. Так, в 1955 году в матче со шведской командой, входящей в пятерку лучших команд мира, польские спортсмены выиграли как в личном, так и командном зачете со счетом 36:18. Кроме названных выше видов мотосоревнований, проводятся военизированные мотопробеги, так называемые рейды патрулей, и другие. Эти пробеги, проводимые Лигой друзей солдата, приурочиваются к знаменательным да-Мотоцикл «ВМФ-125»19