НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ШОФЕРАМБеседа с начальником Государственной бильной инспекции, комиссаром милиции автомоIII рангаВТ. В.СоколовымВ опрос : В 1956 году введено новое Положение о порядке присвоения квалификации шофера III, II иI классов и шофера-любителя. Чем вызвано это нововведение? Ответ: Д о последнего времени руководители автомобильных хозяйств находились фактически в стороне от большого и важного дела определения квалификации шоферов. Не располагая правом присвоения шоферам квалификации, администрация была лишена одного из действенных средств укрепления производственной дисциплины, повышения производительности труда. В то же время многочисленные школы и курсы по подготовке шоферов не несли всей полноты ответственности за качество обучения, так как последнее и решающее слово о познаниях учащихся в автомобильном деле оставалась за Госавтоинспекцией. Документ, удостоверяющий уровень знаний шофера по устройству и технической эксплуатации автомобилей, квалификацию шофера и даже его трудовой стаж, также выдавался Госавтоинспекцией («Удостоверение шофера»). Новое положение имеет в виду активизировать роль автомобильных хозяйств и школ (курсов) в деле повышения квалификации шоферов и улучшения дисциплины среди них. В опрос : Каков же новый порядок присвоения квалификации шоферам? Ответ: Положение устанавливает, как и раньше, две категории водителей автомобилей: шофер-профессионал и шофер-любитель. Квалификация присваивается шоферам-профессионалам в зависимости от их теоретических знаний, практических навыков, производственного опыта и стажа работы. Однако присвоение квалификации осуществляется не органами Госавтоинспекции, а школами (курсами) и администрацией автомобильных хозяйств. По окончании школы (курсов) по подготовке шоферов (и успешной сдаче экзаменов, разумеется) выдаются свидетельства шофера III класса. Присвоение квалификации шофера II иI классов производится приказом руководителя автомобильного хозяйства (предприятия) по представлению квалификационной комиссии этого хозяйства. В опрос : Кто входит в такую комиссию? О твет : Главный инженер, заведующий гаражом (механик) и представитель общественных организаций. Они руководствуются определенными нормативами, предусмотренными новым Положением. Так, например, квалификация шофера II класса может быть присвоена шоферу III класса, наездившему наавтомобиле не менее 60 тысяч километров. Для перехода из II класса вI класс шофер должен наездить на автомобиле еще не менее 30 тысяч километров, работая в одном автомобильном хозяйстве (или в разных, но без перерыва в трудовом стаже). При присвоении квалификации учитываются производственные показатели шофера, его трудовая дисциплина, техническое состояние обслуживаемого им автомобиля, а также уровень его теоретических знаний. Документом, фиксирующим квалификацию шофера II или I класса, является квалификационный талон, который выдается шоферу администрацией предприятия и служит основанием для выплаты установленной заработной платы. Квалификационный талон шофер должен хранить вместе с удостоверением на право управления автомобилем, которое выдается Государственной автомобильной инспекцией. В опрос : Что требуется для получения такого удостоверения? О твет : Изучить устройство и техническое обслуживание автомобиля по установленной программе (обязательно только для шоферов-профессионалов), получить необходимые навыки управления автомобилем и твердо знать правила движения транспорта и пешеходов. Шоферы-профессионалы приобретают все эти необходимые знания и навыки в автошколе, где и сдают экзамены. В опрос : А шоферы-любители? О твет : Лица, желающие получить удостоверение шофера-любителя, подвергаются испытаниям в Государственной автомобильной инспекции: а) по правилам движения транспорта и пешеходов; б) по навыкам вождения автомобиля. Свидетельство о сдаче экзамена по устройству и техническому обслуживанию автомобиля от них не требуется, но при проверке знаний по правилам движения и навыков вождения будут попутно задаваться также и некоторые вопросы по устройству автомобиля, связанные с обеспечением безопасности движения (например: о тормозах, люфте руля, регулировке света фар, состоянии резины, работе стоп-сигнала и т. д.). Вопросы такого рода, касающиеся в некоторой части устройства и технического обслуживания автомобиля, содержатся в экзаменационных билетах для шоферов-любителей. В опрос : А для шоферов-профессионалов? Ответ: Шоферы-профессионалы сдают экзамен в автомобильных школах, получают свидетельство об окончании школы. Но при получении удостоверений на право управления автомобилем они подвергаются ив Госавтоинспекции проверке знаний по правилам движения транспорта и пешеходов, а также навыков вождения автомобиля. Такой проверке в Госавтоинспекции подвергаются все без исключения лица, получающие удостоверение на право управления автомобилем. Кроме того, требуется предъявить справку медицинского учреждения. В опрос : Можно ли стать шоферомпрофессионалом, не оканчивая автошколу, а подготовившись к экзаменам самостоятельно? Какая инстанция производит проверку в этом случае? Ответ: Лица, подготовившиеся к сдаче экзаменов самостоятельно (или индивидуально-бригадным методом на производстве), экзаменуются экстерном в одной из автомобильных школ лишь по «Устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Проверка их знаний по правилам движения и навыков вождения производится в Госавтоинспекции при получении удостоверения на право управления автомобилем. В опрос : А в случае неудачи? Если, например, по одному из разделов программы кто-либо проявит недостаточные знания? О твет : Последующие проверки допускаются не более двух раз, после чего лица, самостоятельно готовившиеся стать шоферами-профессионалами (а также шоферами-любителями), допускаются к проверке в Госавтоинспекции только по окончании автомобильной школы (курсов). Если же неудовлетворительное знание правил движения транспорта и пешеходов или недостаточные навыки вождения автомобиля проявляют при проверке в Госавтоинспекции учащиеся автошкол, то они допускаются к двум последующим проверкам с интервалом не менее чем в 10 дней, после чего проверяются вновь лишь по истечении 20 дней с момента последней проверки. Разумеется, что лица, показавшие недостаточное знание правил движения транспорта и пешеходов, к проверке навыков вождения не допускаются. В опрос : Что нового предусматривает Положение в дисциплинарной практике? О твет : Прежде всего расширение средств дисциплинарного воздействия на нарушителей правил движения и поощрение передовиков производства со стороны руководителей автохозяйств. Удостоверение на право управления автомобилем может быть отобрано у шоферов только работниками милиции. При систематическом нарушении шофером правил движения Госавтоинспекция может подвергнуть его проверке на знание этих правил. Но в то же время теперь и руководитель автомобильного хозяйства может временно лишать шофера квалификационного талона II или I класса на срок до 6 месяцев. Лишение талона производится по представлению квалификационной комиссии автохозяйства, причем не только за нарушение шофером правил движения, но и за систематическое невыполнение им установленного плана (задания) или норм выработки, за нарушение правил эксплуатации и технического обслуживания автомобиля и т. п.10