там; их маршруты охватывают районы , связанные спобедами армии. П робег патрулей часто включается врозыгрыш первенства страны. О сновное отличие этих соревнований от обычных мотопробегов состоит в том, что участники должныдополни ­ тельно выполнить ряд военизированных упражнений ; к рометого , во время этих соревнований существует только командный зачет по сумме результатов всех членов команды . Команда (патруль) м ожет состоять из спортсменов мотоциклетной секции лю ­ б ого общества, и меющих третий спор ­ тивный разряд . К аждаякомандав составе трех спортсменов на мотоциклах любых классов получает перед стартом пакет идорож ­ н ую карту. Вскрыв после старта пакет, к оманда уясняет себе задачу и намечает порядок выполнения специальных заданий. Задания даются различные : запуск двигателя, б росание гранаты, езда по зараженному участку, п реодо ­ ление препятствий, плавание, п роверка снаряжения, сохранение материальной части идругие . П ричем задания распре ­ деляются по всей трассе. О ценка выполнения этих заданий ведется поочко ­ вой системе и отражается вдорожной карте участника. Весьма интересна существующая в Польше система классификации мото ­ спортсменов по спортивному мастерству. Они классифицируются по тремразря ­ дам, причем условия присвоения третьего разрядаипереходав высший разряд довольно жесткие . Так, н апри ­ м ер , для получения третьего разряда спортсмен должен участвовать вопре ­ деленное времяв однодневных шосс ейно - д орожных соревнованиях на ди ­ станцию 100 километров . П риэтом он должен выполнить установленные нор ­ мативы. Присвоение второгоразрядапрово ­ дится по очковой системе, для чего спортсмен должен набрать в различных соревнованиях 12 очков . О чки засчитывагатся спортсменупри занятии им от 1-го до 6-го места ( п ервое место дает — 8 очков , второе — 6, третье — 4, четвертое — 3, пятое — 2 ишестое — 1 ) . Таким образом , для получения второгоразрядаспортсмендолжен участвовать не менее чем в двух соревнованиях, чтообеспечивает достаточно полную проверку его мастерства. К роме того, спортсмены должны систематически подтверждать свой спортивный разряд . Такие серьезные классификационные требования обязывают спортсменов систематически работать над собой , п о ­ стоянно поддерживатьспортивнуюфор ­ му, повышать свое спортивноемастер ­ ство. Э тому способствуют такжеструк ­ тура проводимых соревнований и система зачета. Р озыгрыш первенства страны прово ­ дится не водномкаком - л ибосоревно ­ вании, а вцеломряде их. Д ля этого в начале сезона устанавливается, во скольких и каких именно соревнованиях будет разыграно первенство страны ( н апример : в двух шоссейно - д орожных пробегах, трех кроссах и пробеге в Татрах). Участвуя в этих соревнованиях, г онщик набирает очки для завое ­ вания звания чемпиона страны. Д ляопределения первенства засчитываются четыре лучших результата. Мотоциклетная промышленность ПольскойНародной Республики только начала еще развиваться. В настоящее время действует только один Варшавский мотоциклетный завод, к оторый выпускает дорожный мотоцикл модели «ВФМ-125». Этот мотоцикл имеет штамп ованную раму, п ереднюютелескопи ­ ч ескую вилку, р ычажнуюподвеску заднего колеса сгидравлическимаморти ­ затором, одноцилиндровый двухтактный двигатель (123 см 3 ) м ощностью 4,5 лошадиных силы сзажиганием от маховичного магдино, комфортабельную подушку-седло. Его вес около 90 килограммов , скорость 70—75 кило ­ м етровв час. Польские инженерыиконструкторыв содружестве с ведущими спортсменами страны работают над созданием новых образцовдорожныхи спортивных мотоциклов . Надо надеяться, в ближай ­ шие годымотоциклетныйпарк страны пополнится новыми отечественными маш инами . Н уждав этом весьма ощутима . М ыуверены , что наши друзья — польские мотоспортсменывэтомспор ­ т ивномсезонедобьются новых, еще более высоких успехов. Д оброго пути, д орогиедрузья !В.ДробгщкийСЕРИЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ГОНОЧНОЙ МАШИНЕВ Чехословакии была произведена интересная модернизациясерийногодви ­ гателя, позволившая суспехомприме ­ нить его на гоночном автомобиле. Речь идет осерийном восьмицилиндр овомV - о бразном двигателе автомобиля «Татра-805» (литраж 2,5 л) с верхним кулачковым валом, подвесными клапанами иполушаровойкамеройсго ­ рания. В нем был увеличен диаметр всасывающих клапанов (на 2мм ) , отполированы всасывающие каналы, и зме ­ нена формакулачков распределительн ого вала, усилены клапанные пружиныи число оборотов двигателя доведено до 8000 об / м ин . Коленчатый вал, шатуны иподшипники двигателя, а такжеци ­ линдры иголовки цилиндров остались без измененияи являются серийной продукцией. Как известно, на гоночных автомобилях обычно применяется водяное охлаждение. П оскольку двигатель «Татра» имеет воздушноеохлаждение , перед конструкторами возникли значительные трудности каксотводом тепла, так и из-за возрастающих затрат мощ ­ ности на привод вентилятора (если при 4500 об/мин вентилятор требует около 4,5 л. с , то при 8000 об / м инуже не менее 25 л. с ) . На гоночных двигателях сводянымохлаждением вентиляторы вообще не применяются. Однако для достаточно интенсивного воздушного охлаждения требуется довольно значительное динам ическое давление охлаждающего воздуха, с оздающееся лишь на диапазоне скоростей 145—180 км/час. Средняя скорость движения во времягонок не всегда соответствует этим условиям и поэтому конструкторам пришлось искать других путей экономичногои эф>фективного охлаждения. Эти поиски завершились созданием весьма оригинальной системы так называемого эжекторного охлаждения. Впервые в истории автомобильной техники конструкторы завода «Татра» использовали для усиления охлаждения двигателя энергию выхлопных газов.Iф оревнование на шлаковой дорожке между польскими и шведскими спортсменамиОбеспечив эжекторное действие горя ­ чих выхлопных газов ( с м . рис.), они до ­ бились значительного изменения давления охлаждающего воздуха, а такжебыстрого отсоса его после нагрева. С редизарубежных гоночных автомобилей лишь машиныфирмы « П орше » и меют двигатель своздушным охлажд ением . Этот четырехцилиндровый двигатель срабочимобъемомв 1,5 литра развивает мощностьв 110 л. с , что соответствует литровой мощности в 73 л. с. М одернизированный двигатель «Татра» с эжекторным воздушным охлаждением имеет литровую мощность около 80 л. с./л. Еще недавно это считалось почти нед остижимым . Во всяком случае опыт заводов «Татра» свидетельствует отом , что гоночные двигатели могут выполняться исвоздушнымохлаждением .(Соб. инф.)20