В помощьавтомоделистуНАЧИНАЙ С ПРОСТОГОПринцип действия этого двигателя заключается,_,>^ iiСреди автомобильных моделей наиболее простыми по устройству являются модели с резиновыми двигателями. У автомоделистов г. Риги, например, они получили широкое распространение. Здесь мы кратко рассмотрим одну из них. Эта модель (рис. 1.) изготовляется из фанеры и по своему внешнему облику напоминает тот или иной тип автомобиля. В качестве двигателя на ней применяется обычная резиновая нить. С этой целью один конец резиновой нити 2 (см. рисунок) закрепляется в точке 1, а второй — на оси задних колес. Затем резина надевается на ролик 3 установленный в передней части модели. Последнее дает возможность увеличить тяговую силу резины. При вращении задних колес модели по направлению часовой стрелки резиновая нить наматывается на ось и одновременно растягивается в длину. За счет такого натяжения резины модель может передвигаться на небольшие расстояния. На рис. 2 показана более сложная схема резиномотора. Автомобильная модель с таким двигателем сможет пройти значительно большую дистанцию. Данный моторчик состоит из резины 1, катушки 2с заводным крючком3и натяжной нити 4. Один конец резины закрепляется на заводном крючке катушши. Другой конец ее прикрепляется к передней части модели. Катушка с укрепленным в ней заводным крючком (из проволоки) устанавливается на задней части рамы модели. Чтобы катушка легко проворачивалась, между нею и поперечным брусом рамы на стержень заводного крючка ставится обычная стеклянная бусинка или металлическая шайбочка.х в следующем. При ^ вращении задних ведущих колес по часовой стрелке происходит накручивание натяжной нити 4с катушки 2 на ось. Одновременно с этим натягивается и резина. При пуске модели резина раскручивается, за счет чего натяжная нить сообщает колесам вращательное движение. А так как диаметр оси задних колес в несколько раз мень-Рис. 2 ше диаметра катушки, соответственно увеличивается и скорость движения модели. ' Подобный резиномотор можно установить на автомобильной модели любого типа.С. СмгьрновОборудование туристских автомобилейТуристская секция Московского Центрального авто-мотоклуба ДОСААФ провела конкурс на лучшее оборудование автомобилей «Победа» и «Москвич» для длительных туристских путешествий. Жюри конкурса рассмотрело около 230 предложений. Большинство из них представляет значительный интерес для широкого круга лиц, занимающихся автотуризмом. Много выдумки и изобретательности проявляют туристы, например, в разработке портативной дорожной мебели, в компактной укладке багажа и туристского снаряжения. Маленький «Москвич» и сравнительно небольшая «Победа», как оказалось, располагают многочисленными «тайниками», в которых можно расположить большое количество необходимых в путешествии предметов, не стесняя ни водителя, ни пассажиров. Десятки разнообразных приспособлений предложены туристами также для технического обслуживания автомобиля в длительном путешествии. Среди нихщетки с подводом к ним воды для мытья кузова, своеобразные автомобильные души, сифоны для безопасного перекачивания этилированного бензина и т. д. Каждое предложение, представленное на конкурс, рассматривалось и оценивалось жюри начислением очков за полезность вещи (ее значение в туристском путешествии), легкость изготовления (доступными для туриста средствами) и качество оформления. Суммой трех слагаемых определялась зачетная оценка предложения, а суммой всех зачетных оценок — итоговый балл за комплекс оборудования. Первую премию жюри конкурса присудило одному из старейших московских туристов Б. Я. Гартенбергу за лучшее комплексное оборудование автомобиля «Победа». Вторую премию за наилучшее комплексное оборудование автомобиля «Москвич» получил член туристской секции К. А. Панютин. Третья премия вручена Н. Д . Синельникову. Отдельные, наиболее оригинальные предложения были особо отмечены жюрии их авторы представлены для награждения почетными грамотами Московского городского комитета ДОСААФ . Вот некоторые из этих предложений. В автомобиле «Победа» туристы применяют такое устройство откидной спинки переднего сидения, которое превращает внутреннюю часть машины в спальное купе. Существует несколько откидных приспособлений, но все они позволяют перемещать переднее сидение вперед на несколько сантиметров больше, чем это предусматривает заводская конструкция. Задачу быстрого и удобного перемещения переднего сидения из походного положения в спальное наиболее удачно разрешил турист С. С. Погосткин. Он применил простое в изготовлении приспособление, получившее название «шагающего шарнира». Такой шарнир не только перемещает сидение вперед, но одновременно приподнимает его до уровня заднего сидения. Для устройства спальных мест в автомобиле «Москвич» туристы обычно наклоняют вперед спинки переднего сидения. В таком положении они образуют изголовье. Пространство между передним и задним сидениями запол-Рис. 122