няётся задней спинкой, снятой с шарнирных опор. Однако при такой раскладке под спинку сидения необходимо подставлять дополнительные подпорки. Турист К. А. Панютин предложил укладывать посредине автомобиля заднее сидение, а на его место помещать заднюю спинку. Такое, на первый взгляд незначительное улучшение обеспечивает ровную, без изломов в стыках, поверхность постели. Устройство спальных мест в автомобиле представляет большие удобства для туристов, но в «Победе» троим взрослым пассажирам уже тесно, а в «Москвиче» могут расположиться на ночь не более двух человек. Остальным приходится заботиться о ночлеге. По этой причине, не говоря уже об известных трудностях подыскания ночлега, туристская - группа бывает подчас вынуждена отказываться отдыхать в живописных местах, на лоне природы. От этих «неудобств» полностью освобождает туристов созданный Б. Я. Гартенбергом комбинированный походный «домик-тент». Жесткой основой его является каркас из алюминиевых трубок или деревянных стержней, укрепленных на двух походных складных кроватях. Каркас обтягивается чехлом из тонкой прорезиненной ткани или палаточного полотна. Чехол выкроен таким образом, что при необходимости он может служить тентом или навесом для защиты людей и автомобиля от воздействия солнечных лучей, а также использован для создания теневой веранды на время принятия пищи или воздушных ванн. Походные кровати снабжены несложными приспособпениями, превращающими их по налобности в шезлонги или столы. Все детали «домика-тента» весят около 12—14 кг. Они укладываются в парусиновый футляр ив таком виле помещаются в багажнике автомобиля «Победа» или за спинкой переднего сидения. Для устройства трнта над автомобилем ТУРИСТ А. К. Запанованный сконструировал оригинальные струбцины, позволяющие быстро и надежно монтировать стойки тента на бамперах «Победы». Многие автомобильные туристы проезжают подчас значительные расстояния по бездорожью, вдали от населенных пунктов. Им приходится преодолевать крутые подъемы, заболоченные и грязевые участки, канавы, переправляться через ручьи и реки. В этих условиях иногда недостаточно одного умения отлично водить машину или даже физических усилий экипажа, чтобы вызволить застрявший автомобиль из беды. В подобных случаях неоценимую услугу может оказать портативная лебедка, сконструированная Н. Д. Синельниковым из деталей коробки передач мотоцикла «К-125».Навыставке автомобильных моделейпрессионным моторчиком «К-16». На подобной же модели Оскара Муциниэкс (инструктор Роберт Бирнбаум) установлен микролитражный двигатель «БМ-50». Обе модели участвовали в местных соревнованиях на корде. Посетители имели возможность детально ознакомиться с выставленными здесь чертежами моделей автомобилей, тракторов, с конструкциями моделей шасси, кузова и т. д. В помощь автомоделистам были организованы также лекции, доклады и консультации. За три недели выставку посетило около семи тысяч москвичей. Их отзывы содержат красноречивую оценку материалов выставки. «Выставка имеет большое значение в развитии автомоделизма, — пишут в книге отзывов заслуженный мастер спорта СССР Ф . В. Борисов с группой товарищей,—мы уверены, что автомоделизм привлечет широкие круги молодежи, которая построит новейшие модели и широко распространит это полезное начинание». Ученик московской средней школы Макарьев выразил свою мысль кратко и ясно: «Хочу стать автомоделистом». А вот запись членов автомодельного кружка. Пионеры обязались к следующей выставке изготовить как можно больше хороших автомобильных моделей. На большом кумачовом транспаранте в зале — слова призыва «ДОСААФ СССР призывает пионеров и школьников вступать в кружки автомоделизма, готовиться стать автомобильными конструкторами». Нет сомнения, что это обращение найдет горячий отклик среди нашей молодежи, пионеров и школьников. Многие из них примут активное участие в работе кружков в клубах, Домах пионеров и школах, будут упорно овладевать техникой, чтобы стать достойной сменой конструкторам советских автомобилей.В начале этого года в Московском Центральном авто-мотоклубе ДОСААФ СССР была проведена выставка автомобильных моделей. На выставке экспонировались модели автомобилей разных типов и образцы любительского авто-мотостроения — детские микролитражные автомобили и мотороллеры. Живой интерес у посетителей выставки вызвали детский автомобиль «Мир», конструкции токаря московского завода «Точизмеритель» А. С. Кусакина и мотороллеры, созданные членами конструкторского кружка Московского городского Дома пионеров. Мотороллеры строили юные техники Алексей и Яков Зубчук, Виктор Тимонин, Алексей Кузнецов, Юрий Скачков и другие члены кружка под руководством инструктора Ю. А. Алексеева. На выставке демонстрировалась радиоаппаратура для управления моделями (автомобилей, тракторов, самолетов и т. п.) конструкции С. Ф . Малика. Аппаратура дает возможность управлять моделью на расстоянии и допускает передачу шести команд. Повинуясь воле конструктора, игрушечный автомобиль (с установленным на нем оборудованием) четко выполнял команды по радио: двигался вперед и назад, совершал повороты влево и вправо, подавал звуковой сигнал и включал свет. Однако центральное место на выставке принадлежало автомобильным моделям простейших конструкций. И это вполне понятно, так как автомоделестроение у нас только начинает развиваться. От простого к сложному — таков обычный путь каждого моделиста. По этому пути идут, в частности, рижские автомоделисты. Они представили на выставку ряд простых, схематических моделей автомобилей и тракторов конструкции Л. М. Либермана, часть которых с резиновыми двигателями. Более сложные автомодели представили другие моделисты г. Риги. Ученик 8-го класса Карл Майор с помощью инструктора Теодора Лиэпа построил модель гоночного автомобиля с комП.Котов» * *Чертежи и описания некоторых из названных приспособлений публикуются на вкладке ив приложении к журналу.Т. Соловьев,председатель жюри конкурса23