НОВЫЕ СОВЕТСКИЕ АВТОБУСЫЛ. И. Скерджев,начальник отдела автобусов ЦКБ Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССРО ПОСЛЕДНЕГО времени автобусный парк нашей страны состоял в основном из городских автобусов ЗИС-155, снятых с производства автобусов ЗИС-154 и малоемких автомобилей ПАЗ-651, предназначенных главным образом не для пассажирских, а для специальных и служебных перевозок. К концу 1955 года автобусы ЗИС-155 составляли более двух третей всего автобусного парка общего пользования. Фактически для удовлетворения нужд городского транспорта и междугородных сообщений автомобильная промышг з 13 ,4 sДспинками, подголовниками и подлокотниками. По желанию пассажиров, спинки и подушки кресел свободно могут устанавливаться в разные положения. Делается это с помощью небольшого рычажка, расположенного у подлокотника. Для того чтобы в ночное время каждый пассажир мог читать, не мешая соседям, предусмотрены плафоны индивидуального освещения (кроме, разумеется, потолочных плафонов общего света). Багаж в пассажирском салоне совершенно не занимает места. Он размещается в шести отсеках, которые находятся под полом на удобном дляРис. 1. Общая компоновка автобуса ЗИС-127 ленность выпускала только один тип автобуса, имеющего к тому же не мало существенных недостатков. Между тем, задачи, поставленные перед автомобильным транспортом в Директивах XX съезда КПСС по шестой пятилетке, — увеличить объем перевозок в2 раза, в том числе перевозки автобусами в 3,5 раза — настоятельно требуют расширения типажа эксплуатируемых в стране автобусов, создания целой гаммы конструкций автобусов, которые можно было бы эффективно использовать в соответствии с различными конкретными условиями пассажирских перевозок. Сейчас советские инженеры сконструировали несколько новых моделей автобусов. Из них следует прежде всего назвать автобус ЗИС-127, производство которого уже начато. Это первая отечественная конструкция автобуса, предназначенного специально для скоростных междугородных пассажирских перевозок. Он имеет багажное отделение, два отопителя, радио, раздельные плафоны освещения и прочие типичные атрибуты дальнерейсового транспорта, не говоря уже о мощном форсированном двигателе. Цельнометаллический несущий кузов вагонного типа этого автобуса оборудован шестнадцатью мягкими двухместными сидениями-креслами с высокими погрузки уровне и надежно изолированы от пыли и влаги. Для легких вещей, необходимых в путешествии, а также для головных уборов в салоне имеются сетки. Зимой автобус обогревается двумя отопителями, из которых один (задний) подает нагретый воздух по специальным коробам вдоль стен кузова, а другой осуществляет обогрев кабины водителя и лобовых стекол. Кабина водителя вынесена за переднюю ось. Это стало возможным благодаря заднему расположению двигателя, которое дает и другие преимущества — уменьшается шум, отработавшие газы не проникают в пассажирское помещение, более удобен подход к двигателю и агрегатам силовой передачи и т. д. Общая компоновка автобуса ЗИС-127 по- j казана на рис. 1. i Двухтактный форси- I рованный дизельный '^ двигатель 1 расположен в мотоотсеке, по- . перек оси кузова (как у автобуса ЗИС-154). Крутящий момент передается четырехступенчатой коробке передач 2 через сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом управления. На выходном конце вторичного вала коробки передач предусмотрена спиральная шестерня угловой передачи 3, с помощью которой крутящий момент передается через короткий карданный вал 4 на главную передачу заднего моста 5. В мотоотсеке размещаются также радиатор 13 и аккумуляторная батарея 12. Управление коробкой передач с места водителя осуществляется рычагом переключения 10 с помощью длинного вала 14 на шарнирах. Топливный бак 6, емкостью в 250 л, помещен в средней части автобуса, рядом с багажным отсеком. Передний мост 7, так же как и задний, подвешен на полуэллиптических рессорах, концы которых зажаты в резиновые подушки. Такое крепление значительно повышает мягкость подвески и при этом отпадает необходимость смазки этих сочленений. На передней и задней осях установлены гидравлические рычажные амортизаторы двойного действия; на передней оси, кроме того, имеется стабилизатор поперечной устойчивости. Все это способствует ровному и мягкому ходу автобуса на высоких скоростях, исключает возможность раскачивания автобуса и уменьшает крен его на поворотах. Безопасность движения обеспечивает также и выбранная конструкторами система раздельного привода тормозов на переднюю и заднюю оси автобуса. Устройство пневматического привода тормозной системы таково, что при нажатии шофером на тормозную педаль в действие приводятся два тормозных крана, каждый из которых получает сжатый воздух от отдельных ресиверов с обратными клапанами, воздействующий на тормозные камеры 11. Благодаря этому при повреждении какой-либо части пневматической тормозной системы из строя могут выйти тормоза только какой-либо одной оси, а другие будут действовать. Непосредственно на заднем мосту предусматривается еще механический тормоз с ручным приводом 9. Новинку представляет собой усилитель руля 8. Усилие на штурвал руля является лишь командным, воздействующим на следящий механизм усилителя, который имеет гидравлический привод и осуществляет поворот колес. Такой гидроусилитель заметно облегчает труд водителя автобуса и повышает надежность движения, в особенности при падении давления в передних шинах.Автобус ЛАЗ-695 «Львов»2«Зя рулем» № 2 V-образный двигатель мощностью в 180 л. с. с рабочим объемом около 7 л. На автобусе применены современная гидравлическая трансмиссия и угловая передача, аналогичная передаче ЗИС-127. Количество мест в кузове — 65 (из них для сидения 40), т. е. больше, чем на ранее выпускавшихся отечественных автобусах. В 1956 году в городах страны появятся первые автобусы ЛАЗ-695 (рис. 2), выпускаемые Львовским автобусным заводом. Этот, тоже весьма емкий, вмещающий до пятидесяти пяти пассажиров цельнометаллический автобус ваПассажирский салон автобуса «Львов гонного типа спроектирован на базе агрегатов и ходовой части автобуса На лобовой части кузова автобуса ЗИС-155, но компоновка его полностью вверху установлен мощный прожектор, изменена, а кузов представляет собой освещающий дорогу на расстоянии совершенно новую конструкцию. 200 м. Место водителя и пассажирский Сварной металлический каркас кузова салон разделены стеклянной перегородавтобуса «Львов» выполнен из труб чекой, которая на ночь закрывается плоттырехугольного сечения и облицован ными шторами. листовым металлом. Внутренняя отделТехническая характеристика автобуса ка .(рис. 3) выполнена эффектно, но ЗИС-127 позволяет считать, что по экономно: потолок облицован каркасосновным параметрам он не уступает ным картоном, оконные переплеты современным междугородным автобуоклеены дерматином, подоконная полосам, эксплуатирующимся за рубежом. са выполнена из дюралюминия, нижняя Двигатель ЯАЗ-206-Д, установленный на панель — из полированной фанеры. Соавтобусе, развивает мощность в 180 л. с. четание гнутых дымчатых окон верхнего при 2000 об/мин, а при 1000 об/мин света с удачно размещенными местами имеет максимальный крутящий момент для сидения (которых имеется тридцать 78 кгм. Собственный вес автобуса равен четыре) придает пассажирскому салону 9500 кг. Максимальная скорость — уютный вид. Задняя дверь автобуса за100 км/час. Наименьший радиус поворопроектирована четырехстворчатой, отта — 11 м. Габаритные размеры — крывающейся внутрь, передняя — двух10 200 мм (длина) X 2650 мм (ширина) X X 3015 мм (высота); база — 5600 мм, костворчатой. Открывание и закрывание входной и выходной дверей осущестлея — 2180/1940 мм. Размер шин — вляется пневматическими механизмами 320—20. поршневого типа, расположенными под На базе кузова и ходовой части подножками. Обе подножки помещены междугородного автобуса ЗИС-127 внутри кузова. спроектирован и новый автобус ЗИС-129, предназначенный для эксплуатации в Получению простых, приятных для городских условиях. По внешнему виду глаза внешних форм автобуса «Львов» весьма способствоваг ли удачный подбор и размещение окон. Лобовые и боковые гнутые ветровые стекла, глухие прозрачные задние окна и особенно расположенные по скату крыши гнутые окна из дымчатого плексигласа — все это составляет своеобразный ансамбль, придающий автобусу нарядность и некоторую «воздушность». Место водителя отгорожено от салона кабиной, тоже выполненной из стекРис. 4. Автобус ПАЗ-652 ла. Вентиляция кузоваон отличается от своего собрата лишь приточная; свежий воздух подводится наличием двух четырехстворчатых двекак из-под пола, так и через специальрей, однако в конструкции его имеется ные вентиляционные люки в крыше. целый ряд существенных изменений, Отопление в автобусе «Львов» осущеопределяющихся его целевым назначествляется отдельным отопителем, рабонием. тающим на дизельном топливе, или от Прежде всего это касается двигателя. системы охлаждения двигателя. Теплый В мотоотсеке автобуса размещается воздух подается в салон по каналу, раскарбюраторный восьмицилиндровый положенному под полом.На несущее основание каркаса кузова монтируются все основные агрегаты и, в частности, карбюраторный, форсированный двигатель ЗИС-120, механическая пятиступенчатая трехходовая коробка передач, трубчатый открытый карданный вал и т. д. Двигатель расположен в задней части автобуса. Здесь же, в мотоотсеке, под полом расположен топливный бак емкостью 150 л. Подвеска автобуса — рессорно-пружинная; четыре продольные полуэллиптические рессоры и восемь корректирующих пружин работают на передней и задней осях совместно с амортизаторами. На обеих осях передача толкающего усилия и восприятие реактивного момента производится рессорами и пружинами. Двигатель ЗИС-120, установленный на автобусе «Львов», развивает максимальную мощность в 120 л. с. при 2800 об/мин. Собственный вес автобус а — 5800 кг, с нагрузкой 9800 кг. Габаритные размеры — 8800 мм (длина) X Х2500 мм (ширина) Х2860 мм (высота). Наименьший радиус поворота — 8,5 м при повороте вправо и 8,3 м — при повороте влево. Наряду с автобусами большой емкости, предназначенными для эксплуатации в крупных городах и на междугородных линиях, стране нужны также автобусы малой емкости. Опыт показывает, что планы перевозок пассажиров часто не выполняются по причине плохого использования вместимости эксплуатируемых автобусов. Так, в среднем по всем автомобильным хозяйствам Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР коэффициент использования вместимости автобусов составил в 1955 году 0,67, что нельзя, разумеется, признать удовлетворительным. Для каких нужд необходим автобус малой емкости? Во-первых, для эксплуатации на городских линиях с неинтенсивным пассажиропотоком. Сочетание высоких показателей работы автобусных парков с интересами обслуживаемого населения может быть достигнуто в данном случае только путем выпуска на линию достаточного количества малоемких автобусов; в противном случае либо автобусы будут эксплуатироваться с низким коэффициентом использования вместимости, либо пассажиры будут вынуждены подолгу ждать автобуса на остановках. Во-вторых, автобусы малой емкости незаменимы при эксплуатации на большинстве пригородных линий ив условиях междугородных перевозок на малые расстояния. Использование малых автобусов и здесь открывает широкие возможности для улучшения графика движения пассажирского транспорта и улучшения технико-экономических показателей его работы. В этой связи весьма отрадно констатировать появление нескольких новых отечественных конструкций автобусов малой емкости, созданных на базе стандартных агрегатов автомобилей, которые выпускает Горьковский автозавод имени Молотова. Так, хорошие результаты показал на испытаниях выпущенный Павловским6 автобусным заводом имени Жданова новый автобус ПАЗ-652 (рис. 4) с двадцатью четырьмя местами для сидения. Автобус имеет несущий цельностальной закрытый кузов вагонного типа, с застекленной крышей, обеспечивающей верхний свет в дневное время. На автобусе устанавливается двигатель автомобиля ЗИМ-12 (мощностью в 90 л. с ) . Для улучшения динамических качеств автобуса в стандартном заднем мосту ГАЗ-51 применены шестерни от автомобиля ГАЗ-63 и, следовательно, изменено передаточное отношение главной передачи. Коробка передач, также взятая со стандартного автомобиля ГАЗ-51, значительно улучшена за счет качества изготовления шестерен и подбора их. Специально для автобуса изготовляется и его передняя ось — с новой балкой. Подвеска автобуса ПАЗ-652 выполнена на четырех продольных полуэллиптических рессорах, работающих с гидравлическими амортизаторами двойного действия. Оригинально выполнена в новом автобусе система охлаждения двигателя и водяного отопления кузова. Радиатор, помещенный сбоку от двигателя, связан с ним только приводом; в зависимости от времени года теплый воздух либо идет в кузов, либо отводится наружу. При движении по ровному асфальтированному шоссе с полной нагрузкой автобус ПАЗ-652 развивает скорость до 70 км/час, расходуя в среднем 28 л бензина на 100 км пробега. Учитывая, что емкость бензинового бака равняется 90 л, можно считать, что одной заправки автобуса достаточно для пробега на 300—320 км . Собственный вес автобус а — 3800 кг; наименьший радиус поворота (по колее переднего наружного колеса) — 7,5 м. Столь же маневренные малые автобусы на базе агрегатов стандартного автомобиля ГАЗ-51 выпускает сейчас и Рижский завод автобусных кузовов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР. Автобус РАФ-251 (рис. 5) имеет кузов вагонного типа, монтирующийся на значительно измененном стандартном шасси. Конструкция кузова представляет собой деревянный каркас с обшивкой из металлического листа, под который подложен водоупорный картон. Пол кузоваРис. 5. Автобус РАФ-251выполнен из бакелизированной фанеры толщиной 15 мм, покрыт линолеумом, а потолок оклеен бязью и окрашен белой нитрокраской. Для освещения салона предусмотрено десять плафонов; в качестве стекол для них применены рассеиватели подфарников автомобиля ЗИМ-12. Установка во всех углах кузова гнутых угловых стекол дает хорошую круговую обзорность для пассажиров. Приточная вентиляция кузова автобуса РАФ-251 Рис. 6. Автобус Сочинского автотранобеспечивается .двумя спортного управления заборниками, установленными сверху в передней части крыши. Водитель регулирует ния. Автобус развивает при полприток воздуха с помощью рычагов ной нагрузке скорость до 70 км/час. управления вентиляционными заборниРадиус его действия по шоссе при одной ками. заправке равен 350 км. Собственный вес автобуса составляет 4040 кг, габаритные В кабине водителя автобуса РАФ-251, размеры — 6680 мм (длина) X 2365 мм под щитом приборов, размещен радио(ширина) X 2770 мм (высота). приемник «Москвич», динамик которого вынесен в пассажирский салон. Антенна Для экскурсий и междугородных приемника проходит вдоль крыши автосообщений в разных районах страны буса, по ее середине. создан весьма удобный открытый автобус, выпускаемый Сочинским автотрансКонструктивные изменения в стандартпортным управлением. Автобус (рис. 6) ном шасси автомобиля ГАЗ-51 при его спроектирован также на базе изменениспользовании под автобус РАФ-251 соного шасси ГАЗ-51, которое несколько стоят прежде всего в том, что рама удлинено; это позволило удобно разавтомобиля значительно удлинена спеместить в открытом салоне автобуса реди и сзади. Это изменило соответстдвадцать пассажиров. Кузов автобуса венно монтаж и крепление ряда агресостоит из каркаса смешанной конструкгатов: рулевая колонка автобуса значиции (дерево, металл) и металлической тельно укорочена, смещена вперед и облицовки (стальной лист). Кроме пепоставлена почти вертикально; педали редних стоек ветрового стекла, обрапривода сцепления, ножного тормоза и зующих раму, на которую натягивается акселератора, а также рычаги переклютент, никаких стоек больше нет, так как чения коробки перемены передач и нет в кузове и боковых стекол. Передручного тормоза вынесены вперед; нее ветровое стекло состоит из четырех в систему привода сцепления, а также секций, две из которых (крайние) выножного и ручного тормозов введены полнены гнутыми — это улучшает обзорсоответствующие удлинители. Управленость и способствует улучшению внешние коробкой передач — дистанционное, него вида машин. На случай дождя, а с помощью двух качающихся кулис, также для защиты от прямых лучей соединенных трубчатыми тягами. Передсолнца предусмотрен убирающийся ние рессоры автобуса усилены, так как тент. К передним стойкам ветрового нагрузка на переднюю ось по сравнестекла примыкают с обеих сторон низнию с автомобилем ГАЗ-51 значительно кие фигурные стекла, предохраняющие увеличивается. водителя и сидящих впереди пассажиНа автобусе РАФ-251 устанавливается ров от прямых потоков пыли и мошстандартный двигатель ГАЗ-51 без какары, часто встречающейся на юге. ких-либо существенных Автобус имеет одну дверь, открываеконструктивных изменемую водителем с помощью простого ний. Двигатель располорычажного механизма. жен в кабине водителя и изолирован плотно заОписанный автобус развивает скорость крывающимся капотом. до 70 км/час и имеет радиус действия Доступ к основным узпри одной заправке бензобака около лам двигателя, а также к 400 км. Вес его — 2900 кг. Габаритные радиатору, аккумуляторазмеры — 6170 мм (длина) X 2360 мм рам и ресиверам пнев(ширина) X 2370 мм (высота). Высота мосистемы управления автобуса по борту (без тента) равна дверьми кузова возмо1520 мм, а высота в проходе между сижен как снаружи (через дениями (при накрытом тенте) — специальный люк в пе1440 мм. редней части правого Новые автобусы по мере внедрения борта), так и из кабины их в народное хозяйство позволят зна(с места водителя). * чительно повысить эффективность и Общая вместимость экономичность перевозок и тем самым рижского автобуса — будут способствовать выполнению ратридцать мест, из них ботниками автотранспорта Директиш двадцать два для сидеXX съезда КПСС.2*